Файл: Что понимают под термином фирменное наименование юридического лица, какие существуют требования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что понимают под термином «фирменное наименование юридического лица», какие существуют требования.
Фирменное наименование — это название организации, которое позволяет выделить данное юридическое лицо среди других участников правоотношений (ст.1473 ГК РФ). Фирменное наименование закрепляется в учредительных документах его владельца (юридического лица) и вносится в ЕГРЮЛ.
По сути, фирменное наименование — это и есть название фирмы. Закон закрепляет исключительное право использования на фирменное наименование за его владельцем. Однако фактически объем получаемых прав меньше, чем у собственника товарного знака, например. Также закон прямо называет требования к фирменному наименованию.
Что ГК РФ требует от компании, которая выбирает фирменное наименование
Предусмотренные законом требования к фирменному наименованию приведены в статье 1473 ГК РФ. Из указанной статьи можно условно выделить обязательные требования и права владельца названия. Обязательные требования:
1 У компании должно быть одно полное фирменное наименование на русском языке.
2 Фирменное наименование должно состоять из определения организационно-правовой формы юридического лица (ООО, ПАО и т.д.) и самого названия. При этом закон прямо запрещает использовать в качестве наименования исключительно род деятельности компании.
3 Фраза не должна содержать наименований иностранных государств и производных слов от них, наименования органов власти или общественных объединений.
4 Фирменное наименование должно отвечать требованиям к соблюдению общественных интересов, принципам гуманности и морали.
Права владельца фирменного наименования:
1 Использовать сокращенное наименование на русском языке.
2Кроме основного, сделать одно дополнительное полное и сокращенное фирменное наименование на иностранном языке или языке народов РФ.
Как пользуются правом на фирменное наименование
В соответствии с гражданским законодательством исключительное право использования фирменного наименования принадлежит его обладателю — юридическому лицу. Указанное право закреплено статьей 1474 ГК РФ. Ключевое слово здесь именно «использование»: статья запрещает любые способы распоряжения этим правом — продажу, дарение и т.д.
В третьей части статьи 1474 ГК РФ прямо запретили юридическим лицам использовать фирменное наименование, которое идентично либо схоже до степени смешения с названием других компаний, ведущих схожую деятельность. Иными словами, если схожее фирменное наименование уже используется другим юридическим лицом, по закону использовать его аналог запрещено.
На практике же юридических лиц со схожими наименованиями множество. Это происходит потому, что ФНС не вправе отказать компании в регистрации по основанию «наличие аналогичного или схожего до степени смешения фирменного наименования». А вот Роспатент отказывает в регистрации товарного знака, если похожий уже существует или подана более ранняя заявка на подобное обозначение.
Чем фирменное наименование отличается от товарного знака
Фирменное наименование нередко путают с товарным знаком. Но в отличие от товарного знака:
-
в фирменном наименовании невозможно использовать изобразительные элементы, комбинированные, цветовые и т. д.; -
запрещены любые сделки по распоряжению фирменным наименованием. Например, наименование невозможно продать другому лицу (продажа самой компании не представляет собой продажу фирменного наименования); -
обладателем фирменного наименования могут быть только юридические лица; -
такое наименование не имеет срока действия и не требует официальной регистрации.
Название фирмы можно зарегистрировать как товарный знак, но такой объект станет именно товарным знаком, а не наименованием.
Таким образом, фирменное наименование — это название компании, а товарный знак — это символ данного бренда. Товарный знак можно продать, «сдать в аренду» по лицензионному договору и т. д. С наименованием этого сделать нельзя.
Какие споры по фирменным наименованиям есть в судебной практике
Существует два типа наиболее распространенных типа споров: спор товарного знака и фирменного наименования и спор между фирменными наименованиями. Рассмотрим судебный прецедент в каждом из них.
Что главнее — товарный знак или наименование компании?
Закон не устанавливает прямого приоритета товарного знака или фирменного наименования, что следует из части 6 статьи 1252 ГК РФ. Если простыми словами, кто раньше зарегистрировал, у того и преимущество. Так, СИП в своем постановлении от 3 июня 2019 года по делу № 8-6638/2018 поддержал истца. Тот требовал, чтобы ответчик прекратил использовать фирменное наименование, которое является составной частью другого наименования. Доказательственной базой, помимо прочего, являлась регистрация товарного знака и более раннее начало использования спорного наименования.
Борьба двух названий
Интересный спор СИП рассмотрел 14 июля 2017 года (дело № А08-7737/2015). Истец подал исковое заявление с требованием прекратить использование фирменного наименования, содержащее доминирующий элемент наименования истца. Во время рассмотрения спора ответчик подал встречный иск с противоположными требованиями. Спор свелся к доказыванию факта возникновения исключительного права. В итоге суд отказал истцу и пришел к выводу о необходимости удовлетворения встречных требований ответчика. И это при том, что право на фирменное наименование у ответчика возникло позднее, чем у истца. Ключевым был факт, что ответчик в наименовании использует товарный знак, правообладателем которого является.