Файл: Туманов Семен Александрович москва 2023 Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная | ||
| ||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Теория искусства | ||
| ||
Группа 22Р175 | ||
Студент | | Туманов Семен Александрович |
| | |
| | |
МОСКВА 2023
Практическое занятие 2.
Задание 1. Выполните анализ рассказа М. Зощенко «Сильное средство», охарактеризуйте типическое и индивидуальное в произведении.
Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Сильное средство» — слесарь Коленкоров. Петр Антонович любил по выходным и праздникам выпить. Причем настолько сильно выпивал, что домой ползком добирался. Увещевания родных, недовольных поведением Коленкорова, на него никак не действовали.
И вот как-то раз один человек из месткома решил помочь Петру Антоновичу весьма необычным образом. Он предложил слесарю сходить в театр, и даже обеспечил того бесплатным билетом. Узнав, что билет бесплатный, Коленкоров согласился и в воскресенье отправился в театр.
В театре ему так понравилось, что Петр Антонович даже уходить не хотел, когда спектакль закончился. Тем более, что к тому моменту все питейные заведения были закрыты. С тех пор Коленкоров по воскресеньям уже не пил, а ходил в театр. Пить он теперь стал по субботам, чтобы освободить воскресенье для культурного отдыха.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Сильное средство» заключается в том, что искусство способно менять психологию людей. Слесарь Коленкоров любил выпить, но когда он попал в театр, то был настолько восхищен театральным действом, что перестал пить по воскресеньям.
1
Рассказ Зощенко «Сильное средство» учит применять нестандартные подходы при решении проблем. Родственники Петра Антоновича не могли уговорами заставить его отказаться от спиртного, а вот работнику месткома удалось отвлечь слесаря от пагубного зелья путем приобщения Коленкорова к высокому искусству.
В рассказе мне понравился работник месткома, который нестандартно подошел к решению проблемы Коленкорова. Он понял, что беседами со слесарем ничего не добьешься. Поэтому он пошел обходным путем и это ему удалось.
Задание 2. Выполните анализ картины Михаила Врубеля «Демон сидящий». Определите, в чем заключена символика образа демона и всего художественного произведения.
«Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович досконально изучил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые Михаилу Александровичу является нечто «демоническое» во время его приезда в Москву в 1889 году: Полуобнажённая, крылатая, юная, печальная, задумчивая фигура, сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на расцветающую поляну, с которой разбрасываются в стороны ветви, прогибающиеся под цветами. К сожалению, первые попытки видения автора не удалось сохранить. Эскиз, был создан в 1890 году, а ровно через двенадцать месяцев работа была закончена, но только в 1917 году картина поступила в музей и на данный момент прибывает в Москве, в Государственной Третьяковской галереи. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года, в городе Омск.
2
Отец будущего художника строил другие планы на будущее сына, он видел его юристом, но Михаил вопреки настоянию отца поступил в Академию художеств. Уже там П.Чистяков заметил талант юного ученика. Врубель поражал его страстью к искусству, даром композиции. Рисунок Михаила точен, пластичен, цвет необычайно красив. Рисунки с гипсов – не просто безжизненная копия, а творческое, изумительное претворение античности. С академических лет Врубель развивал в себе талант проникать в сущность пленявших его подлинников античного мира, Византии, итальянского искусства, древнерусского эпоса, а также отечественной и западноевропейской литературы, музыки, театра.
В самом начале пути Михаил не понимал, как именно изобразить демона, каким он должен быть. Силуэт в его голове был не точным и расплывчатым. Идея требовала времени и доработки. Врубель постоянно экспериментировал, перебирал варианты один за другим. В его представлении, демон был воплощением страдающего и скорбного человека, но в тоже время могучего и властного.
Михаил Александрович был сильной личностью и каждой своей работе он пытался передать трагизм и стойкость. Именно картина «Демон» удачно сочетала в себе черты романтизма. Все его творчество – это «мистика». Он был одержим своей идеей «Демона» на протяжении всей жизни. Он воплощал образ «Демона» в живописи, а также в графике и скульптуре. Врубель понимал, кого он изображал, в его голове был чёткий образ, представление. Он буквально видел его перед собой. Михаил Александрович был одержим образом «Демона». Это не было просто увлечением, и все, кто его окружал, замечали, что Врубель уже не тот. Его разум поглощали, мыли о картине. Он уходил в себя.
3
Изображение «Демона» было нечто запретное, никто до Врубеля не решался переходить эту черту. Ведь многие люди верят, что «играть с огнём», с дьяволом, нельзя. Его мысли, самобичевание, разрушали, убивали не только морально, а и физически. Порой художник мог заплакать над полотном, настолько сильно он прочувствовал своего «Демона». К сожалению, работа Врубеля не принесла ему ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на планете, размышлениями о жизни, что постепенно начал теряться в реальности. Впоследствии, художника отвезли в психиатрическую клинику, так как он находился в состоянии маниакального возбуждения. Психическое здоровье Врубеля со временем только ухудшалось. Последним его творением был портрет поэта В. Я. Брюсова, который он написал перед тем, как ослеп, в 1906 году. В 1910 году неповторимый и талантливый живописец скончался в клиники доктора Бари.
Врубель показывает зрителю усталого, бессильного, страдающего «Демона», но в тоже время оживляет полотно необыкновенно-переливающемся на свету одеянием героя в голубых, синих оттенках. Так же на картине можно увидеть необыкновенные цветы, которые расположены за главным героем картины. В целом полотно наполнено золотистыми, красными, сиреневыми, охристыми, лилово-синими тонами, которые при разном освещении совершенно меняют вид картины. Михаил Александрович не случайно пишет цветы вокруг главного героя размыто, как бы обозначая их присутствие. Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя. По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя.
Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением.
4
Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы. Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон – это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить.Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия. В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней. Художник накладывает мазки мастихином таким образом, что создаётся впечатление колоссального объёма. Цветы на заднем плане картины выполнены именно этим приёмом, при просмотре создаётся ощущение, что это мозаика. Специфика живописного метода Михаила Александровича, заключается в необычно приёме стилизации кристаллической огранке. Необычайно сложная пластическая игра форм помогает уйти от поверхностного аллегоризма. Врубель не даёт образу ощущения завершённости, словно боясь испортить уже имеющийся облик.
5
Задание 3. Составьте глоссарий по данной теме. Включите в него основные термины (типизация, индивидуализация, символизация, типический персонаж, образ-символ и пр.), а также сведения о мыслителях/писателях/деятелях искусства, написавших труды, посвященные изучаемой теме.
Типизация — способ художественного обобщения действительности, предполагающий индивидуализацию, неповторимость и уникальность создаваемых художником эстетических ценностей. Типизация осуществляется с помощью специфических для каждого вида искусства и жанра изобразительно-выразительных средств.
Индивидуализация — специфическая сторона художественного творчества, представляющая собой способность искусства сохранять при выражении существа и типичности изображаемых явлений их конкретно-чувственные признаки, воспроизводить все своеобразие этих явлений, индивидуальный облик человеческих характеров в их жизненной самобытности и цельности.
Символизация — тип визуализации смысла в графическом дизайне, основанный на применении символов – графических изображений, имеющих универсальное значение, возникшее и укоренившееся в предшествующих культурах, знание которых чрезвычайно важно для понимания путей развития искусства, современного мышления и культуры в целом.
Типический персонаж — художественный образ, преимущественно человека, наделенный устойчивыми яркими качествами характера и представляющий существенное явление действительности, в определенном смысле – герой своего времени.
6
Образ-символ — явление эстетического порядка, сочетающее в себе свойства худ. образа — с одной стороны, и знака, аллегории - с другой; знак, наделенный смысловой многомерностью образа, которая может быть раскрыта лишь при наличии соответствующего контекста. Образ-символ нельзя расчленить, сведя к однозначной логической формуле.