Файл: Теоретические аспекты Девиантного поведения детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
страхи навязчивости;
двигательная расторможен-ность;
заикание;
побеги из дома и бродяжничество;
расстройство аппетита;
патологическое фантазирование;
страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия);
патологические увлечения (хобби-реакции).
Конечно, на практике такая логика взаимосвязи возраста и отклонения необязательна, речь здесь идет о довольно устойчивой тенденции, проявляющейся при определенных социально-педагогических условиях.
Тем более что исследования свидетельствуют, что на различных возрастных этапах у трудных детей проявляются наиболее характерные черты личности. Дети присущи капризность, упрямство, лень, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности; учащимся среднего школьного возраста (V-IX классы) - грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться на общую пользу, стремление сделать что-нибудь «вредное», повышенный интерес к сексуальным вопросам; старшеклассникам (X-XI классы) - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость.
Итак, нынешняя научная литература раскрывает разнообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного социального явления.
Наличие различных точек зрения на проблему позволяет более объективно подойти к характеристике сути отклоняющегося поведения, его психобиологической и социально-педагогической природы, более четко строить алгоритм профилактической и коррек-ционно-педагогической работы с воспитуемыми на различных возрастных этапах жизнедеятельности молодежи.
1.2 Особенности взаимодействия с семьями детей , имеющих
девиантное поведение
В работе по сопровождению семей, воспитывающих девиантных детей, значимо систематизировать сведений о имеющихся программах.
Мы можем выделить ряд ведущих направлений (элементов)
существующих программ:
определение семей, которые
воспитывают девиантных
подростков и организация психолого-педагогической поддержки;
психологическое консультирование детей и их родителей;
оказание психолого-педагогической помощи в предупреждении
кризисов развития подростков;
подбор адаптация
индивидуальных психологических
коррекционных программ;
психологическая реабилитация детей и подростков;
динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;
индивидуальная и групповая работа с родителями;
решение социальных проблем семьи и подростка, психолого- педагогической компетентности вопросах исправления
подростка, создания оптимальных условий в их семьях.
Можно отметить следующие формы работы с родителями:
психологическое просвещение и информирование родителей
проводится в различных формах (переписки, индивидуальной беседы, «круглые столы», тренинговые формы);
- выступлений на собраниях родительского комитета, родительских
- подготовки ряда психолого- педагогических рекомендаций:
- оформления стендов, наглядной агитации;
-консультирование родителей по вопросам психологических
специфик ребенка, особенностей межличностного, бесконфликтного взаимодействия с ребенком.
Формы консультирования могут быть традиционными - групповые и индивидуальные консультации.
Возможны и новые формы для системы психологического сопровождения семей детей с девиантным действием-поведением.
Отдельное или массово-групповое консультирование родителей совместно с ребенком , совместные тренинги по развитию навыков общения,
сотрудничества, разрешения конфликтов, оптимизации детско-родительских
доступном обращении программы располагают ряд особенностей, а именно: часто они созданы и реализуются в определенной образовательной организации и имеют наряду с психолого-педагогической
еше и мели цинскую и социальную направленность, призваны решать в первую очередь социальные и медицинские вопросы. Таким образом для реализации данных программ должны быть привлечены специалисты других направлений. Так же присутствует ряд программ, предусматривающих особенности только одной образовательной организации, для коей они были созданы.
Глава 2 Практические аспекты особенностей работы воспитателя с родителями детей в дошкольном образовательном учреждении во взаимодействии с семьями детей
2.1. Способы организации взаимодействия воспитателя и
родителей детей
Т.А. Данилина изучила вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получать родители и педагоги друг от друга. Оказалось, воспитателям требуется активная деятельность родителей в решении проблем дошкольного учреждения и помощь организационного характерам (Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // Дошкольное воспитание. – 2010, №2, с. 44). Помощь, которую желали бы получить родители дошкольников от воспитателей, состоит в консультировании по проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, а также в подготовке детей ДОУ к школе. Основная часть мам и пап воспитанников жалуются на то, что не получают конкретных советов по поводу развития своего малыша, и на безразличное, как они полагают, отношение к ребенку. Но в то же время, родители значительно выше оценивают роль дошкольного образовательного учреждения (по сравнению с семьей) в подготовке ребенка к школьному бучению и общению с ровесниками.
В работе воспитателя одной из задач является задача заинтересованности родителей, предлагая, все новые и разнообразные формы взаимодействия.
Формы взаимодействия педагога с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения (Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2012). – Пермь: Меркурий, 2012, с. 71).
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: «круглые столы», родительские собрания, конференции, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, лектории и университеты педагогических знаний, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями («Давайте познакомимся!»), вечера вопросов и ответов, библиотека для родителей, семинары-практикумы с элементами тренинга и другое (Дронова Т. Н. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. – М.: ЛИНКА-Пресс, 2014).
К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое.
Также во всех ДОУ при работе с родителями применяют наглядно-информационные формы взаимoдействия с семьями воспитанников. Они знакомят родителей воспитанников с целями, задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей дошкольного возраста, способствуют преодолению негативных суждений о значении и функциях дошкольного образовательного учреждения, оказывают практическую помощь семье в вопросах воспитания, развития и обучения. К таким формам относят: реклама статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, аудиозаписи бесед с дошкольниками, видео организации различных видов деятельности с детьми, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, ширмы, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки-передвижки, памятки, содержащие qr-код со ссылкой на информацию (в виде информационно полезных сайтов, видеоматериалов, статей и другое).
Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей.
В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества ДУ с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.
В ряде работ педагогов и психологов (Е.Л. Арнаутова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова, Т.А. Марковаи др.)
Этапы консультации родителей детей с особенным поведением:
1. Знакомство с родителями, пришедшими на консультацию, установление контакта и достижение доверия и безопасности (не критиковать, не нападать, не обвинять, принимать, выслушать).
2. Прояснение ситуации и запроса (жалобы и проблемы) родителей, пришедших на консультацию.
- выслушать и сформулировать запрос;
- развести эмоции и содержание проблемы;
- определить, к какой области/проблеме относится запрос.
На что жалуются родители, с какой проблемой они столкнулись, какой запрос (что хотели бы изменить, к чему прийти, решив возникшую проблему).
На что обратить свое внимание для себя:
1. Какой тип девиантного поведения у ребенка;
2. Какую роль играют родители в усугублении симптомов у ребенка;
3. Как давно данная проблема существует;
4. Все ли члены семьи видят данную проблему и считают ли ее проблемой; 5. Что хотели бы поменять, что ожидают от консультации.
Вопросы, направленные на прояснение ситуации (при необходимости для прояснения типа девиантного поведения):
1. Отношения ребенка со сверстниками (конфликтные\ неконфликтные; наличие друзей\ нет друзей (постоянных и устойчивых отношений);
2. Отношения ребенка со взрослыми (отношения с членами семьи, отношения с педагогами);
3. Успеваемость в школе и трудности в обучении;
4. Прояснение типа воспитания (авторитарный, попустительский,
демократичный; отношения между братьями и сестрами;
5. Прояснение отношений между супругами (наличие конфликтов, наличие зависимого поведения, насилия между супругами); Второй этап:
Психологическая поддержка (стабилизация эмоционального состояния родителей, обратившихся за консультацией).
Снижение фоновой тревоги по запросу, работа с эмоциональным состоянием (страх за безопасность и будущее ребенка, злость на ребенка, образовательную систему и др., чувство вины и стыда и т.д.).
На данном этапе возможно прояснение иррациональных убеждений, которые мешают решить возникшую проблему.
Третий этап:
Психологическое просвещение. Рекомендация научной и популярной литературы, рекомендация обратиться к профильным специалистам.
Четвертый этап:
Подведение итогов консультации.
- убедитесь, что родитель правильно понял ваши рекомендации;
- письменно зафиксируйте рекомендации, чтобы семья/родитель имели на руках план дальнейших действий (контакты социальных служб, список литературы); - одновременно отправьте информацию по электронной почте.
Цель исследования: на основании теоретического анализа источников данных эмпирического исследования разработать и апробировать
эффективную программу психолого-педагогического сопровождения семьи
девиантного подростка, направленную на коррекцию детско-родительских отношений
В ходе психолого-педагогического сопровождения родители (законные
представители) могут и должны научиться открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; относиться к ребенку как к равному, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка, быть готовым к корректировке детско-родительских отношений.
Исходя из этого, исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - определение диагностического инструментария. Второй этап анализ и интерпретация уровня знаний родителей о психологических особенностях подросткового возраста и детско-родительских отношений
Третий этап - разработка, апробация и анализ эффективности программы
сопровождения семьи девиантного подростка,
В исследовании приняло участие 10 семей воспитывающих девиантного ребенка. В составе данной исследовательской группы находились 15 женщин и 8 мужчин, средний возраст которых составил 45 лет.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1.«Анкета для родителей», предназначенная для получения
информации о родителях, выявления психологических проблем семей,
воспитывающих девиантных подростков.
2. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я.