Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Электротехника и электронная техника по специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Черниговский сельскохозяйственный колледж"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Электротехника и электронная техника
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Электротехника и электронная техника разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07Механизация сельского хозяйства
Организация разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Черниговский сельскохозяйственный колледж
Составлена на основе:
- «Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электронная техника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать основные законы и принципы теоретической электротех-ники и электронной техники в профессиональной деятельности; -
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; -
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; -
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; -
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; -
собирать электрические схемы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
способы получения, передачи и использования электрической энергии; -
электротехническую терминологию; -
основные законы электротехники; -
характеристики и параметры электрических и магнитных полей; -
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; -
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; -
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; -
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехни-ческих и электронных устройств и приборов; -
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; -
правила эксплуатации электрооборудования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | | 4 | |
Раздел 1. Электротехника | | 48 | | |
Тема 1.1 Электрическое поле | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Основные характеристики и параметры электрического поля. Закон Кулона | 2 | ||
2 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Пробой диэлектрика. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчет электрических цепей при смешанном соединении конденсаторов | 2 | | ||
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Пассивные и активные элементы электрической цепи. Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур. Электродвижущая сила (ЭДС). Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов | 2 | ||
2 | Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа | 2 | ||
Практические занятия: | 4 | | ||
1 | Опытная проверка свойств последовательного соединения резисторов. | |||
2 | Опытная проверка свойств параллельного соединения резисторов | |||
Практическое занятие: Расчет электрических цепей при смешанном соединении резисторов. | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. | 2 | |||
Тема 1.3 Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Правило буравчика. Индуктивность: собственная и взаимная. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля (индивидуальные задания) Электромагниты и их применение. | 1 | | ||
Тема 1.4 Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Получение синусоидальной ЭДС. Электрическая цепь: с активным сопротивлением; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Неразветвленные электрические RС и RL-цепи переменного тока. | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | | ||
Исследование неразветвленной RLC-цепи синусоидального тока. | ||||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы «Коэффициент мощности. Баланс мощностей». Расчет неразветвленных цепей переменного тока (индивидуальные задания по вариантам) Расчет разветвленных цепей переменного тока (индивидуальные задания по вариантам) | 5 | |||
Тема 1.5 Электрические измерения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. | 2 | ||
2 | Измерение мощности. Электродинамический измерительный механизм. Измерение мощности в цепях постоянного и переменного токов. Индукционный измерительный механизм. Измерение электрической энергии. | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | | ||
Измерение удельного электрического сопротивления. Прямые и косвенные методы измерения сопротивления | ||||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.5 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Расчеты шунтов, добавочных резисторов и параметров электроизмерительных приборов (индивидуальные задания по вариантам). Выбор способов учета электрической энергии в цепях переменного тока (индивидуальные задания по вариантам). | 3 | |||
Тема 1.6 Трехфазные электри-ческие цепи | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездой и треугольником. Трехпроводные и четырехпроводные трехфазные электрические цепи. Фазные и линейные напряжения, фазные и линейные токи, соотношения между ними. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Нейтральный (нулевой) провод и его назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Передача энергии по трехфазной линии. | 2 | ||
Практические занятия: | 4 | | ||
1 | Исследование трехфазной четырехпроводной электрической цепи синусоидального тока. | |||
2 | Исследование трехфазной цепи при соединение потребителей треугольником. | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.6 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Расчет трехфазных цепей переменного тока (индивидуальные задания по вариантам). Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. | 3 |
Тема 1.7 Трансформаторы | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Номинальные параметры трансформатора: мощность, напряжение и токи обмоток. Потери энергии и КПД трансформатора. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | | ||
Испытание однофазного трансформатора. | ||||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.7 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте типы трансформаторов и их применение (трехфазные, многообмоточные, измерительные, автотрансформаторы). Расчет однофазного и трехфазного трансформатора (индивидуальные задания по вариантам). | 2 | |||
Тема 1.8 Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. | 2 | ||
2 | Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный асинхронный электродвигатели | 2 | ||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.8 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте потери энергии и КПД асинхронного двигателя. Расчет трехфазных асинхронных электродвигателей (индивидуальные задания по вариантам). | 2 | | ||
Тема 1.9. Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока | 2 | ||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.9 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте потери энергии и КПД машин постоянного тока. Расчет генератора с независимым возбуждением (индивидуальные задания по вариантам) | 2 | | ||
Тема 1.10. Основы электропривода | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом. | 2 | ||
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.10 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчет и выбор пусковой и защитной аппаратуры (индивидуальные задания по вариантам). | 1 | | |
Тема 1.11. Передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети промышленных предприятий: воздушные линии; кабельные линии; внутренние электрические сети и распределительные пункты; электропроводки. Электроснабжение цехов и осветительных электросетей. Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление | 1 | ||
Практические занятие | 2 | | ||
Определение потерь электроэнергии в линиях электропередач | ||||
Контрольная работа по разделу «Электротехника» | 1 | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 1.11 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчет сечений проводов и кабелей по допустимой токовой нагрузке и потере напряжения (индивидуальные задания по вариантам) | 2 | |||
Раздел 2. Электронная техника | | 12 | ||
Тема 2.1 Физические основы электроники. Электронные приборы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение «p-n» перехода. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. | 1 | ||
2 | Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения, маркировка. Тиристоры: классификация, характеристики, область применения, маркировка. Фотоэлектронные приборы: вакуумные, газонаполненные, полупроводниковые | 2 | ||
Практические занятия: | 4 | | ||
1 | Исследование и снятие вольтамперных характеристик полупроводникового диода | |||
2 | Исследование и снятие вольтамперных характеристик фоторезистора | | ||
Тема 2.2. Электронные выпрямители и стабилизаторы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Электронные выпрямители. Электронные стабилизаторы. | 2 | ||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 2.2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте стабилизаторы напряжения, стабилизаторы тока. | 1 | | ||
Тема 2.3. Электронные усилители. Электронные генераторы и измерительные приборы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Схемы усилителей электрических сигналов. Основные технические характеристики электронных усилителей. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа. Переходные процессы в RC-цепях. Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф | 2 | ||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 2.3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщение об импульсных и избирательных усилителях, операционных усилителях. Подготовить сообщение о генераторе линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН - генератор) | 2 | | ||
Тема 2.4. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования. Измерительные преобразователи. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Интегральные схемы микроэлектроники. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу «Электронная техника» | 1 | | ||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме 2.4 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить реферат о микропроцессорах и микро-ЭВМ. Подготовить сообщение о периферийных устройствах микро-ЭВМ. | 3 | | ||
Всего: | 90 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя
- комплект рабочих инструментов;
- типовые комплекты учебного оборудования «Электротехника с основами электроники» (см. www.labstend.ru);
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электронная техника»;
- вытяжная и приточная вентиляция.
Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Петленко А.Б., Меркулов Р.В., Крашенинников, и др. Электротехника и электроника: Учебник. – М.: Академия, 2009. -
Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учебник для учащихся не электротехнических спец-й техникумов. – М.: Высшая школа, 2004. -
Лобзин С.А. Электротехника. Лабораторный практикум. Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2010. -
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2001. -
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. – М.: Феникс, 2010. -
Гальперин М.В. Электротехника и электроника. – М.: Форум, 2009. -
Немцов М. В.. Светлакова И.И. Электротехника: Учебное пособие. – М.: Феникс; 2009. -
Полещук В.И., Задачник по электротехнике и электронике – М.: Изд. центр «Академия», 2007. -
Миловзоров О.В., Панков И.Г., Электроника. – М.: Высшая школа, 2008.
Дополнительные источники:
-
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Мастерство, 2000. -
Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Высшая школа, 2003. -
Федотов В.И. Основы электроники. – М.: Высшая школа, 2003. -
Чекалин Н.А. Руководство по проведению лабораторных работ по общей электротехнике. – М., 2003. -
Масленников В.В. Руководство по проведению лабораторных работ по основам электроники. – М., 2005. -
Зайчик М.Ю. Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике. – М.: Энергия, 2005. -
Волынский Б.А., Зейн Е.Н., Шатерников В.Е. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 2005. -
Татур Т.А. Основы теории электрических цепей. – М.: Высшая школа, 2005. -
Полупроводниковые приборы. Диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы: Справочник/Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2004. -
Транзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник /Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2005. -
Якубовский С.В., Ниссельсон Л.И., Кулешова В.И. и др. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы: Справочник. – М.: Радио и связь, 2005. -
Панфилов С.А., Некрасова Н.Р.. Коваленко О.Ю. Общая электротехника и электроника: Электронный учебник(DEMO-версия)