Файл: Практическое задание 3, Модуль Недоразвитие речи слушатель Оганесьянц Екатерина Васильевна Преподаватель Лещенко Светлана Геннадьевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 746

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new

Дисциплина: Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Практическое задание 3, Модуль 3. Недоразвитие речи


Выполнил:

слушатель Оганесьянц Екатерина Васильевна

Преподаватель:

Лещенко Светлана Геннадьевна

г. Санкт-Петербург2023

Практическое задание 3

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Цель: развивать умение дифференцировать норму и патологию речевого развития на основе интерпретации продуктов речевой деятельности.

Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушение нормальное слухопроизносительное взаимодействие. Обследование при фонетико-фонематическом недоразвитии: анамнез, состояние слуха, состояние артикуляционного аппарата и его подвижность, уровень звукового анализа и синтеза, словарный запас, сформированность речи, наличие специфических ошибок на письме, уровень владения чтением. Основные признаки: при легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи, в целом остаются в норме. При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи ребенок может их произносить достаточно правильно. При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. Каждое занятие с детьми с фонетико фонемотических недоразвитием включает в себя: пальчиковые и подвижные игры, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры, логоритмику. Также, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети,
запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфера различия характерных признаков речевых звуков. На материале правильного произношения звуков осуществляется: развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении, воспитание у детей умения правильно составлять простые, распространенные и сложные предложения, развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом, развитие словаря и произвольного внимания и памяти.

Например, Павел - дата рождения 20 мая 2016 г. Обучается по АООП ДО детей с ТНР. Ребенок с ФФНР, дизартрией. Слух и зрение - норма. Связная речь -развернутая фразовая. Стадия развития речи - усвоение морфологической системы, использует и понимает глаголы всех времен и форм, владеет основными падежными формами. Использует вречи сложных предложениях с союзами Общее звучание речи - дыхание диафрагмальное с переходом на верхнеключичиное в потоке речи в быстром темпе. Темп - слегка ускорен. Голос - модулированный. Разборчивость - нарушения звукопроизношения заметны, смазанность речи. Артикуляционный аппарат - язык комком, напряжен, оттянут кзади (описание кратко). Двигательная функция -недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, трудность удержания статических поз, саливация. Звукопроизношение: С и З-шипящий парасигматизм, Ш и Ж-свистящий парасигматизм. Слоговая структура слова-не нарушена. При дифференциации фонем ошибки в дифференциацииблтзких по звучаниюслов, при повторении цепочек слов с опозиционными звуками допускает ошибки на дифференциацию по звонкости-глухости, смешение звуков С-Ш, З-Ж. Звуковой анализ и синтез -низкий уровень сформированности, не умеет определять количество звуков в слове, первый звук выделяет как слог, в конце слова выделяет вместо звука открытый слог. Объем словарного запаса соответствует возрасту. Грамматический строй речи-стадия усвоения морфологической системы. Словоизменение и словообразование не нарушены. Использует в речи сложные предложения с союзами. Импрессивная речь-формирование расчлененного уровня развития речи. Понимает значение категорий числа существительных, значение уменьшительно-ласкательных суффиксов, предлогов. Особенности речи, связанные с заиканием, отсутствуют.



Задание 2. Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития. Ответ занесите в таблицу.

Уровень речевого развития

Автор, выделивший уровень

Характеристика

1 уровень

Р.Е.Левина

Характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не следует понимать буквально, поскольку такие дети в общении используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и ихсочитание звукокомплексу и звукоподрожанию обрывки лепетных слов («сина» - машина). Речь детей на этом уровне изобилует диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например «бика» произносится с разной интонацией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию интонации и пара-лингвистических средств: жестов, мимики.
Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д.
Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

2 уровень

Р.Е.Левина

Определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трехсловной, иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их.

В самостоятельной речи детей изредка появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям («Асик ези тай» - «Мячик лежит на столе»).
По сравнению с первым уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные, наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов.
Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

3 уровень

Р.Е.Левина

Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данногоиспользование детьми простых , распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми предлогами.
Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, дети затрудняются в правильном выборе производящей основы («человек, который строит дома» - «доматель»), используют неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.
Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми, например, частей предметов. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет выявить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети не справляются с заданиями на выделение первого и последнего звука в слове, с трудом подбирают картинки, в названиях которых есть заданный звук.
Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития звуко-слоговой анализ и синтез оказываются недостаточно сформированными, что, в свою очередь, служит препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: они могут переставлять местами части текста, пропускать важные элементы и обеднять содержательную сторону рассказа.

4 уровень

Р.Е.Левина

Обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий.
Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л-ль-йот, щ-ч-ш, ть-ц-сь и др.). Характерным нарушением слоговой структуры является то, что,понимание значение слова ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие - искажение звуко-наполняемости в разных вариантах.
Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контексте прослеживается в сравнении с нормой. У детей без речевой патологии нарушения звуко-слоговой структуры выявлены в 0,2% случаев; у детей с третьим уровнем развития речи - в 72%; у дошкольников с четвертым уровнем - в 38%.
У детей с четвертым уровнем характер нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов имеет свои особенности. Преобладают элизии, которые в основном характеризуются сокращением звуков, и только в единичных случаях наблюдаются пропуски слогов. Отмечаются парафазии, чаще касающиеся перестановки звуков, реже - слогов; незначительный процент составляют персеверации и добавления слогов и звуков.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. Имеющиеся у детей трудности не всегда внешне проявляются, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.
Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов наиболее ярко прослеживаются в самостоятельных рассказах по отдельным сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок. При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка.
Обследование детей показывает, что четвертого уровня достигает часть детей к концу коррекционного обучения в логопедическом детском саду. Около трети детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, также могут быть отнесены к этой категории. Кроме того, четвертому уровню соответствует речевое развитие детей, которые посещали массовый детский сад и были диагностированы как имеющие речевые нарушения только при определении в школу.
Таким образом, дети с четвертым уровнем развития могут быть определены как стабильная группа детей, которая к началу школьного обучения нуждается в дальнейшей логопедической помощи в условиях специальных «речевых» классов.


Задание 3. Раскройте задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития. Ответ представьте в виде таблицы.

Уровень речевого развития

Задачи логопедической работы

1 уровень

Обучение детей предусматривает: 1.Развитие понимания речи - учить по инструкции логопеда узнавать и показывать предметы, действия, признаки, понимать обобщающее значение слова, дифференцированно воспринимать вопросы, понимать обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории числа существительных, глаголов, угадывать предметы по их описанию, определять элементарные причинно - следственные связи. 2.Развитие активной подражательной речевой деятельности. Составлять первые предложения из аморфных слов-корней, преобразовывать глаголы повелительного наклонения вглаг настоящего времени  единственного числа, составлять предложения по модели. Одновременно проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. В итоге логопедической работы на этом этапе формирования речевого развития дети учатся соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, понимать обобщающее значение слов. Активный и пассивный словарь должен состоять изназваний предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам или окружающие, некоторых своих состояний.


2 уровень

Обучение детей предполагает несколько следующих направлений: 1.Развитие понимания речи включает в себя формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков. Формирование понимания обобщающего значения слов, подготовка к восприятию диалогической и монологической речи. 2.Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Учить называть 1-3 сложные слова, учить первоначальным навыкам словоизменения, затем-словообразования. 3.Развитие самостоятельной фразовой речи: усвоение моделей простых предложений, заучивание коротких двустиший и потешек, притом допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время , как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов. 4.Развитие произносительной стороны речи: учить различению речевых и неречевых звуков, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений, формировать правильную звуко - слоговую структуру слова. К концу данного этапа обучения дети должны владеть простой фразой, научиться согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги.


3 уровень

Обучение детей предусматривает:

1.Развитие понимания речи-умение вслушиваться в обращенную речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков ,развивать понимание более тонких значений обобщающих слов, готовить к овладению монологической и диалогической речью. 2.Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи, отработка этих дифференцировок в произношении. 3.Закрепление произношения многосложных слов сразличными вариантами стечения согласных звуков, употребление этих слов в самостоятельной речи. 4.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. 5.Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенногоанализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. 6.Развитие лексико-грамматических средств языка. 7.Развитие фонетически правильно оформленной развернутой фразовой речи, расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий.


4 уровень

В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:

1.Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция; 2.Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»); 3.Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большой мере это касается со слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью; 4.Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»; 5.Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»; 6.Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»); 7.Не понимают значения слов, которые не используются вповседневной жизни 8.Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы; 9.При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.