Файл: Роль институтов социализации в развитии личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Роль институтов социализации в развитии личности

Институт социализации

Кто изучал проблему и что сделано учеными

Задачи социализации на каждом возрастном этапе

Условия эффективной социализации на каждом возрастном уровне

Семья

  • Н.И.Новиков – сочинение «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия»

(Новиков Н.И. -обращает внимание на воспитание юношества. Огромное значение, по мнению Новикова, в семейном воспитании имеет пример родителей. Если родители подвержены порокам, то невозможно воспитать детей в добродетели. Молодых людей нужно воспитывать в духе человеколюбия, добродетели, милосердия, кротости, прилежания к делам, уважения к честному и

справедливому правосудию.)

  • А.Н. Радищев - «Беседа о том, что есть сын Отечества»

(Анализ семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева (1749-1802), Цель семейного воспитания –давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.)

  • В.Ф. Одоевский - «Положение о детском приюте»

(Воспитатели (родители), полагал В.Ф. Одоевский, должны прежде всего укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения. В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспитанников какому-либо ремеслу. Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскресных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротских приютов и воспитательных домов. В них давались педагогические рекомендации воспитательницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был включен и дидактический материал: карты, рисунки, чертежи.

Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблицы складов», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одоевским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов.)

  • А. И. Герцен – романы «Былом и думах» и «Кто виноват?»

(А. И. Герцен, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле, бороться за благо всех. Семейное воспитание детей Герцен считал “делом общественным, делом величайшей важности”. “Семья,— писал он в “Былом и думах”,— начинается с детей. В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании, но в течение всей жизни он интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.)

  • Н. И. Пирогов – статья «Вопросы о жизни.

(Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опубликования статьи “Вопросы жизни”.)

  • Н. А. Добролюбов – трактат «О значении авторитета в воспитании»

(Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной, и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях имел трактат Н. А. Добролюбова "О значении авторитета в воспитании", написанный в 1857 году. В этом произведении вскрыты реакционные, антинаучные основы крепостнической системы воспитания детей и блестяще изложена новая теория воспитания в духе революционного демократизма, показан образец диалектического подхода к решению сложных, принципиальных педагогических проблем.)


  • К. Д. Ушинский – «О семейном воспитании»

(Для большинства населения страны К.Д. Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребёнка играют родители и воспитатели, пример их жизни поведения. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего возраста К.Д. Ушинский отводил матери. Целью воспитания, считал К.Д. Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.)

  • Т. Ф. Лесгафт – «Семейное воспитание ребенка и его значение»

(Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.). В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение» Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком.)

  • Л. Н. Толстой – «Мысли о семейном воспитании»

(Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. )

  • А. С. Макаренко – «Книга для родителей», «Воспитание детей в семье и школе», «Мудрости воспитания»

(А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.)

  • В. А. Сухомлинский – «Родительская педагогика» (Работа состоит из семи бесед, которые способствуют пониманию родителями того, как им необходимо правильно воспитать своего ребенка)

(Сухомлинский В. А. не раз отмечал тот факт, что на развитие и формирование личности ребенка во многом влияют его родители. Поэтому доверительные и хорошие взаимоотношения между родителя и детьми — это очень важный процесс, в котором формируется личность, об этом очень важном факте не должны забыть и сами родители. Василий Александрович считал абсолютно неприемлемой систему телесного наказания для детей, он полагал, что подобная жестокость способна сказаться только негативным образом на воспитании ребенка.)

1. Физическое и эмоциональное развитие человека:

В младенчестве и в раннем детстве: семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

2. Формирование психологического пола ребенка:

В первые три года жизни в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

3. 3. Умственное развитие ребенка, отношение к учебе:

отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

4. Овладение социальными нормами: В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

5. формирование фундаментальных ценностных ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

6. Процесс социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Дошкольный возраст:

1. Комфорт в душе ребенка;

2. Положительное отношение к окружающим людям;

3. Коммуникативная компетентность дошкольника;

4. Развитие социальных навыков;

5. Поддержка ребёнка в семье, принятие его таким, какой он есть.
Подростковый возраст:

1. повышение уровня осознанности выбора путей и способов самосоциализации, оказание помощи в осуществлении такого выбора в подростковом и юношеском возрасте;

2. включение социализирующейся личности с детства в постоянно расширяющуюся и интенсифицирующуюся активность по освоению социального опыта.
Взрослый возраст:

1. свобода выбора личностью самосоциализации в сочетании с ответственностью за последствие выбора;

2. выбор доступно-напряженного психологического пути социализации;

3. регулирование процесса С созданием благоприятной социальной седы там, где влияния на личность имеют решающий характер;

4. обеспечение динамичности жизни в группах, представителем которой выступает социализирующаяся личность, повышение уровня ее социальной зрелости.

Образовательная организация (учреждение)

В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова

А.Ф. Закирова, А. Строкова, С.В. Шмачилина

Ш.А. Амонашвили – методика «Школа радости»

Д.Б. Эльконин

Л.А. Венгер

А.В. Мудрик – «Социализация человека», «Личность школьника и её воспитание в коллективе»


Детский сад:

1. Воспитатель у дошкольника представления о нормах и правилах поведения в обществе;

2. Приобщить ребёнка к миру людей, окружающей природы, техники;

3. Содействовать социализации личности ребёнка, оберегая его от негативных последствий.

Школа:

Естественно-культурные (достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития);

Социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа);

Социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение).

Для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, а в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Школа должна помочь в определении задач социализации ребенка, помочь найти пути их решения, привлекая при этом всевозможные методы и приемы педагогики, социальной психологии.

Колледж, ВУЗ:

сбережение здоровья, успешность в обучении, устойчивость разнообразных позитивных индивидуальных интересов, оптимистическая самооценка, четкий профессиональный план и практическая готовность к труду, общественная активность, высокий уровень моральных качеств, культуры поведения, гуманное отношение к людям, отсутствие вредных привычек и т.д.

Детский сад:

1. Доброжелательное отношение к ребёнку;

2. Обеспечение стабильности педагогического состава;

3. Обеспечение щадящего режима пребывания в детском саду;

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды;

5. Развитие коммуникативной компетентности;

6. Реализации общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность.

Школа:

1. Прочное усвоение каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирования у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;

2. Добровольное и активное участие в детско-юношеских организациях, общественных объединениях, школьных и внешкольных организаций;

3. Безопасное использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;

4. Участие в разнообразных мероприятиях выездного характера: олимпиады, соревнования, фестивали художественной самодеятельности и т.д.

Колледж, ВУЗ

1. Учебное заведение предлагает востребованные на рынке труда специальности;

2. Обучение осуществляется по различным формам;

3. УЗ развивает договорные партнерские отношения с промышленными предприятиями, учреждениями и организациями – заказчиками специалистов;

4. Учебный процесс ориентирован на интересы и запросы обучающихся;

5. Создан благоприятный психологический климат для учения и преподавания;

6. Учебное заведение объединяет и координирует влияние на студентов различных «агентов» социализации;

7. Образовательная система направлена на преуменьшение и (или) нивелирование негативного влияния социума на молодежь.

Общество










Государство












Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. 

Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. 

Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. 

Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. 

Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. 

Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни.

Институты социализации – социальные группы, способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения.
Образовательное учреждение

Из отечественных ученых разрабатывающих проблемы социализации детей начальных классов можно особо выделить В.И. Загвязинского, О.А. Селиванова и др. Данные авторы считают, что именно во время младшего школьного возраста каждый ребенок проходит огромный путь в своем личном развитии и воспитании. «Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная – в основной и средней школе».

Ученые (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, О.А. Селиванова, Т.А. Строкова, С.В. Шмачилина) выделяют стихийную социализацию, происходящую за счет инстинкта подражания, и целенаправленную социализацию, осуществляемую посредством обучения и воспитания.


Шалва Амонашвили. Его методика воспитания детей пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Система Шалвы Амонашвили получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.