Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева) Факультет начальных классов Кафедра теории и методики начального образования Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) образовательной программы Начальное образование и русский язык КУРСОВАЯ РАБОТА Исследование актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства у младших школьников. Выполнила
Диц КсенияАндреевна, группа МО-
Б18А-01
Форма обучения очная дата, подпись) Руководитель кандидат филологических наук, доцент
Вальянов Никита Александрович
____________ дата, подпись)
Дата защиты ____________ Оценка ____________
(прописью) Красноярск 2022
2 Содержание ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
§1. Критерии оценивания умения определять и отличать изобразительно- выразительные средства младшими школьниками. ......................................... 5
§2. Диагностика уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. ............. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно выразительные средства младшими школьниками ........................................ Заключение ............................................................................................................ 12 Список использованный литературы .................................................................. 13
3 ВВЕДЕНИЕ О значимости образно-выразительных средств языка писали уже все- редине XIX века ФИ. Буслаев, В. Гумбольдт, А.А. Потебня, В.Я. Стоюнин,
К.Д. Ушинский [12, с. 87]. Современной лингвистической наукой накоплено немало сведений, необходимых для разработки методики обучения младших школьников пониманию эстетических возможностей слова и использованию ими образных средств языка, обладающих этими возможностями, в собственной речи. В методической науке второй половины XX столетия освещены вопросы, принципиально значимые для методики работы над образными средствами языка работа над лексическими понятиями и формированием лексических и лексико-стилистических умений развитие речи учащихся в процессе изучения выразительных средств языка и обучения их использованию учащимися в собственных высказываниях. Источник https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790372
© Библиофонд Изучением разработок методик над изобразительно-выразительными средствами занимались такие педагоги и ученые как М.Т. Баранов, Л.А.
Введенская, М.Р. Львов, А.В. Прудникова, ТА. Ладыженская, СВ. Войкина. На базе МБОУ гимназия 16 был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определить актуальный уровень сформиро- ванности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Объектом исследования являются изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературного чтения в начальной школе. Предметом исследования является актуальное состояние сформиро- ванности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Целью исследования является выявление и анализ актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно- выразительных средств младшими школьниками.
4
Гипотеза:
у обучающихся 3 класса уровень умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства находится на среднем уровне и определяется такими параметрами, как умение дать определение, умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других, умение использовать при составлении текста богатство изобра- зительно-выразительных средств. Задачи исследования
1) сформировать критерии оценивания умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками
2) подобрать методики, соответствующие критериям оценивания;
3) провести диагностику для определения уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками
4) сформировать результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изоб- разительно выразительные средства младшими школьниками. При рассмотрении исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования констатирующее исследование, наблюдение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме. Экспериментальная база МБОУ гимназия № 16.
5
§1. Критерии оценивания умения определять и отличать изобразитель-
но-выразительные средства младшими школьниками. Изучив методическую литературу по теме исследования, приходим к выводу, что «изобразительно-выразительные средства- это языковые средства, которые способствуют точности, логичности, ясности, экспрессивности эмоциональности, оценки, интенсивности и образности) и обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.
Ученые-лингвисты выделяют различные классификации изобрази- тельно-выразительных средств. В своем исследовании я буду опираться на классификацию АВТОРА ВСТАВИТЬ. Исследование будем проводить потрем направлениям. Для того чтобы выделить критерии оценивания, целесообразным считаем указать параметры, которые будем исследовать в данной работе
1. Умение давать определение
2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других
3. Умение использовать при составлении текста богатство изобрази- тельно-выразительных средств.
6
§2. Диагностика уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Исследование актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками проводилось в три этапа. На первом этапе были выбраны параметры и методики, определены критерии оценивания и уровни для подтверждения полученных результатов. На втором этапе было проведено исследование при помощи выбранных методик. На третьем этапе осуществлялась проверка работ и анализ полученных результатов. Констатирующее исследование проводилось на базе МБОУ гимназия
№ 16 г. Красноярск. В нем принимали участие учащиеся 3 класса "Б" в составе человека. Целью эксперимента являлось определение актуального уровня сфор- мированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Диагностические задания оценивались последующим параметрам
1. Умение давать определение (1-3 балла)
2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других (1-3 балла)
3.
Умение использовать при составлении текста богатство изобрази- тельно-выразительных средств балла)
Сформированность умений определялась путем суммирования баллов, которые учащиеся получали входе выполнения заданий. Уровень сформи- рованности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками определялся исходя из общего количества баллов. Уровни сформированности представлены следующим образом
8-9 баллов – высокий уровень. Учащийся свободно умеет определять и отличать изобразительно-выразительные средства. Правильно и полно дает
7 определение изобразительно-выразительным средствам. Без ошибок находит все нужные выразительные средства в тексте и определяет их среди других. Легко использует богатство изобразительно-выразительных средств при составлении текста.
5-7 баллов – средний уровень. Учащийся умеет определять и отличать изобразительно-выразительные средства у учащегося вызывает затруднения. Не совсем точно дается определение изобразительно-выразительным средствам. Нес первого раза находит все нужные выразительные средства втек- сте и определяет их среди других. С затруднением использует богатство изобразительно-выразительных средств для составления текста.
0-4 балла – низкий уровень. Учащийся не умеет определять и находить изобразительно-выразительные средства. Определение изобразительно- выразительным средствам дается неверно. Не находит все нужные выразительные средства в тексте и определяет их среди других. Не умеет использовать разнообразие изобразительно-выразительных средств. В соответствии с выделенными критериями были подобраны методики и разработана диагностическая программа исследования актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно- выразительные средства младшими школьниками (Таблица 1) Таблица № 1 – диагностическая программа исследования Критерии Уровень Высокий Средний Низкий
Умение давать определение Учащийся верно дал определение изобра- зительно- выразительных средств, отразив все признаки. Количество баллов 3 Учащийся верно дал определение большинству изобрази- тельно- выразительных средств , но допустил ошибки в определении признаков. Количество баллов
2 Учащийся дал определение меньшинству изобразительно- выразительных средств, допустил более 2 ошибок в указании признаков. Количество баллов 1 Умение находить изобразительно-
Учащийся верно выполнил задание, Учащийся допустил
1-2 ошибки при Учащийся допустил более 2 ошибок при
8 выразительные средства в тексте и определять их среди других нашел все изобрази- тельно- выразительные средства и правильно определил их место. Количество баллов нахождении изобра- зительно- выразительных средств и распределении в нужное место. Количество баллов нахождении изобра- зительно- выразительных средств и распределении в нужное место. Количество баллов Умение использовать при составлении текста богатство изоб- разительно- выразительных средств Учащимся верно составлен текст с использованием изоб- разительно- выразительных средств, сохраняя стиль текста и сюжет. В тексте используются различные средства выразительности Количество баллов 3 Учащимся верно составлен текст с использованием разнообразных средств выразительности. Однако они не полностью соответствуют стилю текста и сюжету Количество баллов Учащимся не в полной мере верно составлен текст. Стиль текста не сохранен. Присутствуют ошибки в употреблении изобрази- тельно- выразительных средств Количество баллов Сумма баллов
9 6
3 Критерии оценивания данного умения были обозначены через диагностические задания
1 критерий Дайте определение понятиям Эпитет – Сравнение – Олицетворение – Метафора – Гипербола – Литота –
Учащемуся необходимо дать определение каждому из изобразительно- выразительных средств с учетом их характеристик.
2 критерий Выпишите из текста все эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры и другие известные вам образные средства языка (слова и выражения. Для анализа взято стихотворение С. Есенина Поет зима - аукает.
9 Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Учащемуся необходимо выписать из стихотворения эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.
3 критерий Сделайте текст яркими красивым. Для этого вставьте в пробелы эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, литоты, гиперболы которые соответствуют сюжету и стилю рассказа. Легенда о подснежнике
Давным-давно, в _______ времена, появился на земле цветок с лепестками по имени Гиочел - подснежник. Вырос он на ________ косогоре, когда солнце впервые тучи. Маленького Гиочела берегла от стужи Весна, которая __________. Прослышало цветке __________ Кривэц - вихрь-полуночник. Бушуя, вылетел он из своего чертога, чтобы заморозить храбреца, который осмелился преступить закон царства.
___________Кривэц вырвал из земли куст шиповника и швырнул
10 его с досады в Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю кровь и белые лепестки Гиочела. Нос каждой каплей, просыпаясь, _______________ юный подснежник. Над холмами и долинами внезапно раздался его голосок.
- Радуйтесь, ликуйте, люди Я Весну Я солнце и жизнь Учащемуся необходимо заполнить текст, используя богатства изобра- зительно-выразительных средств и соответствуя стилю и сюжету рассказа.
11 Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изобразитель-
но-выразительные средства младшими школьниками. Исследование было проведено по ранее определенным заданиям. Результат по каждому учащемуся отображен в таблице № 2. (Приложение 1). Частота встречаемости определенных критериев приведена в диаграммах. В них указаны уровни сформированности и частота встречаемости.
12 Заключение В курсовой работе были раскрыты понятия изобразительно- выразительные средства, тропы, стилистические фигуры, метафора, сравнение, эпитеты, олицетворения, гипербола, литота, анафора, эпифора, повтор, риторический вопрос, градация, антитеза. Также были рассмотрены возрастные особенности младших школьников при изучении средств выразительности и описаны методики при работе с изобразительно-выразительными средствами. В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос об изучении выразительных средств младшими школьниками. Анализ литературы показал, что в разной программе средства выразительности изучаются по- разному, а также все зависит от возраста, в котором изучаются те или иные средства. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает у детей внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Учащиеся таким образом приобщаются к стилистике художественной речи, сами овладевая еѐ простейшими средствами. При работе над изобразительно-выразительными средствами речи лирических стихотворений младшие школьники учится понимать эмоционально образное содержание лирического произведения, видеть авторскую позицию, чувства автора. Изучение изобразительно-выразительных средств речи способствует обогащению речи младших школьников, а, следовательно, и развитию личности учащихся. Особое внимание при изучении изобразительно-выразительных средств следует уделить тропам, которые построены на употреблении слови фраз в переносном, образном смысле, так как они трудно осознаются младшими школьниками.
13 Список использованной литературы
1. Аксенова ЕМ. Градация ЕМ. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 60 2. Аптина А.А.Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка. Электронный ресурс / Режим доступа http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11850/2/10Aptina.pdf
3. Борев Ю. Б. Эпифора / Ю. Б. Борев // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 287.
4. Введенская Л. А. Русский языки культура речи / Л. А. Введенская, МН. Черкасова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
5. Виноградова
И.Н.
специфика работы над изобразительно- выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. Электронный ресурс / Режим доступа https://topuch.ru/liricheskih- stihotvorenij-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-n/index.html#pages
6. Гербстман АИ Повтор / АИ. Гербстман // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 89.
7. Жигалина Е. В. Изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературного чтения в начальной школе / Е. В. Жигалина, ЛИ. Черемисинова. Саратов Саратовский источник, С. 92-95.
8. Жигалина Е. В. Литературоведческая пропедевтика на уроках литературного чтения в процессе изучения творчества Л. Н. Толстого // Современные тенденции развития науки и технологий сб. науч. трудов по материалам VIII Международ. научно-практической конф. 30 ноября г. Белгород ИП Ткачева Е. П, 2015. № 8. Ч. V. С. 30–35.
14 9. Зунделович Я. О. Анафора / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лу- нин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С.
50.
10. Ковтун Н.П. Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе Электронный ресурс / Режим доступа- shkola/russkii-yazyk/2013/12/08/obobshchennyy-opyt-raboty-na-urovne- obrazovatelnogo#::text=По%20мнению%20психолога%20Н.Н.Жинкин а%2C%20самонаучение,наиболее%20успешному%20протеканию%20э того%20процесса
11. Козина МИ. Художественные средства и их роль в тексте. Электронный ресурс
/ Режим доступа https://multiurok.ru/files/khudozhiestviennyie-sriedstva-i-ikh-rol-v- tiekstie.html
12. Копнина, ГА. Выразительные средства языка / ГА. Копнина, А.П. Сковородников. Красноярск Сибирский федеральный университет,
2014. 84-86 с.
13. Крючкова ТА. Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Электронный ресурс Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- vyrazitelnosti-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i- literaturnogo-chteniya/viewer
14. Львов М.Р.
Методы и приемы работы над средствами языковой выразительности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. Электронный ресурс / Режим доступа https://lektsii.org/8-59901.html
15.
Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками О. И. Никифорова. Москва Изд-во Моск. унта, 1959. 85 с.
15 16. Палиевский Е. П. Изобразительно-выразительные средства / ЕМ. Ак- сенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 94.
17. Пахнова Т.М.
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Электронный ресурс / Режим доступа https://infourok.ru/tekst-kak-osnova-sozdaniya-na-urokah-russkogo-yazika- razvivayuschey-rechevoy-sredi-1501935.html
18. Петровский МА. Риторический вопрос / МА. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврец- кий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель,
1925. С. 717.
19. Петровский МА. Эпитет / МА. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лу- нин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С.
1119.
20. Розенталь Д. Э. Антитеза / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, МА. Теленкова. Москва Просвещение, 1985 С. 19.
21. Сакулина НИ. Выразительные средства языка в начальной школе.
[Электронный ресурс
/ Режим доступа https://multiurok.ru/files/vyrazitelnye-sredstva-iazyka-v-nachalnoi- shkole.html
22. Темникова, НЮ. Работа со словарями выразительных средств русского языка на занятиях по дисциплинам речеведческого цикла в техническом вузе / НЮ. Темникова, Ю.В. Царева. Самара Самарский государственный университет путей сообщения, 2014. 345-347 с.
23. Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения. М Высшая школа. с
24. Фролова А. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
[Электронный ресурс
/ Режим доступа
16 http://mgk.olimpiada.ru/media/work/19401/Фролов_Александр_Сергееви ч_Изобразительно- выразительные_средства_русского_языка_ГБОУШкола1925.pdf
25. Черемисинова ЛИ. Литературоведческая пропедевтика в начальной школе основные проблемы // Современное общество человек, власть, экономика. Саратов ИЦ Наука, 2014. С. 338–345.
26. Широкова О.Р. Лексические стилистические средства в романе Хелен
Филдинг Дневник Бриджит Джонс» и способы их передачи на русский язык. Электронный ресурс
/ Режим доступа Выразительные
1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева) Факультет начальных классов Кафедра теории и методики начального образования Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) образовательной программы Начальное образование и русский язык КУРСОВАЯ РАБОТА Исследование актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства у младших школьников. Выполнила
Диц КсенияАндреевна, группа МО-
Б18А-01
Форма обучения очная дата, подпись) Руководитель кандидат филологических наук, доцент
Вальянов Никита Александрович
____________ дата, подпись)
Дата защиты ____________ Оценка ____________
(прописью) Красноярск 2022
2 Содержание ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
§1. Критерии оценивания умения определять и отличать изобразительно- выразительные средства младшими школьниками. ......................................... 5
§2. Диагностика уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. ............. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно выразительные средства младшими школьниками ........................................ Заключение ............................................................................................................ 12 Список использованный литературы .................................................................. 13
3 ВВЕДЕНИЕ О значимости образно-выразительных средств языка писали уже все- редине XIX века ФИ. Буслаев, В. Гумбольдт, А.А. Потебня, В.Я. Стоюнин,
К.Д. Ушинский [12, с. 87]. Современной лингвистической наукой накоплено немало сведений, необходимых для разработки методики обучения младших школьников пониманию эстетических возможностей слова и использованию ими образных средств языка, обладающих этими возможностями, в собственной речи. В методической науке второй половины XX столетия освещены вопросы, принципиально значимые для методики работы над образными средствами языка работа над лексическими понятиями и формированием лексических и лексико-стилистических умений развитие речи учащихся в процессе изучения выразительных средств языка и обучения их использованию учащимися в собственных высказываниях. Источник https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790372
© Библиофонд Изучением разработок методик над изобразительно-выразительными средствами занимались такие педагоги и ученые как М.Т. Баранов, Л.А.
Введенская, М.Р. Львов, А.В. Прудникова, ТА. Ладыженская, СВ. Войкина. На базе МБОУ гимназия 16 был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определить актуальный уровень сформиро- ванности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Объектом исследования являются изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературного чтения в начальной школе. Предметом исследования является актуальное состояние сформиро- ванности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Целью исследования является выявление и анализ актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно- выразительных средств младшими школьниками.
4
Гипотеза:
у обучающихся 3 класса уровень умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства находится на среднем уровне и определяется такими параметрами, как умение дать определение, умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других, умение использовать при составлении текста богатство изобра- зительно-выразительных средств. Задачи исследования
1) сформировать критерии оценивания умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками
2) подобрать методики, соответствующие критериям оценивания;
3) провести диагностику для определения уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками
4) сформировать результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изоб- разительно выразительные средства младшими школьниками. При рассмотрении исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования констатирующее исследование, наблюдение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме. Экспериментальная база МБОУ гимназия № 16.
5
§1. Критерии оценивания умения определять и отличать изобразитель-
но-выразительные средства младшими школьниками. Изучив методическую литературу по теме исследования, приходим к выводу, что «изобразительно-выразительные средства- это языковые средства, которые способствуют точности, логичности, ясности, экспрессивности эмоциональности, оценки, интенсивности и образности) и обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.
Ученые-лингвисты выделяют различные классификации изобрази- тельно-выразительных средств. В своем исследовании я буду опираться на классификацию АВТОРА ВСТАВИТЬ. Исследование будем проводить потрем направлениям. Для того чтобы выделить критерии оценивания, целесообразным считаем указать параметры, которые будем исследовать в данной работе
1. Умение давать определение
2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других
3. Умение использовать при составлении текста богатство изобрази- тельно-выразительных средств.
6
§2. Диагностика уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Исследование актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками проводилось в три этапа. На первом этапе были выбраны параметры и методики, определены критерии оценивания и уровни для подтверждения полученных результатов. На втором этапе было проведено исследование при помощи выбранных методик. На третьем этапе осуществлялась проверка работ и анализ полученных результатов. Констатирующее исследование проводилось на базе МБОУ гимназия
№ 16 г. Красноярск. В нем принимали участие учащиеся 3 класса "Б" в составе человека. Целью эксперимента являлось определение актуального уровня сфор- мированности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками. Диагностические задания оценивались последующим параметрам
1. Умение давать определение (1-3 балла)
2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их среди других (1-3 балла)
3.
Умение использовать при составлении текста богатство изобрази- тельно-выразительных средств балла)
Сформированность умений определялась путем суммирования баллов, которые учащиеся получали входе выполнения заданий. Уровень сформи- рованности умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства младшими школьниками определялся исходя из общего количества баллов. Уровни сформированности представлены следующим образом
8-9 баллов – высокий уровень. Учащийся свободно умеет определять и отличать изобразительно-выразительные средства. Правильно и полно дает
7 определение изобразительно-выразительным средствам. Без ошибок находит все нужные выразительные средства в тексте и определяет их среди других. Легко использует богатство изобразительно-выразительных средств при составлении текста.
5-7 баллов – средний уровень. Учащийся умеет определять и отличать изобразительно-выразительные средства у учащегося вызывает затруднения. Не совсем точно дается определение изобразительно-выразительным средствам. Нес первого раза находит все нужные выразительные средства втек- сте и определяет их среди других. С затруднением использует богатство изобразительно-выразительных средств для составления текста.
0-4 балла – низкий уровень. Учащийся не умеет определять и находить изобразительно-выразительные средства. Определение изобразительно- выразительным средствам дается неверно. Не находит все нужные выразительные средства в тексте и определяет их среди других. Не умеет использовать разнообразие изобразительно-выразительных средств. В соответствии с выделенными критериями были подобраны методики и разработана диагностическая программа исследования актуального уровня сформированности умения определять и отличать изобразительно- выразительные средства младшими школьниками (Таблица 1) Таблица № 1 – диагностическая программа исследования Критерии Уровень Высокий Средний Низкий
Умение давать определение Учащийся верно дал определение изобра- зительно- выразительных средств, отразив все признаки. Количество баллов 3 Учащийся верно дал определение большинству изобрази- тельно- выразительных средств , но допустил ошибки в определении признаков. Количество баллов
2 Учащийся дал определение меньшинству изобразительно- выразительных средств, допустил более 2 ошибок в указании признаков. Количество баллов 1 Умение находить изобразительно-
Учащийся верно выполнил задание, Учащийся допустил
1-2 ошибки при Учащийся допустил более 2 ошибок при
8 выразительные средства в тексте и определять их среди других нашел все изобрази- тельно- выразительные средства и правильно определил их место. Количество баллов нахождении изобра- зительно- выразительных средств и распределении в нужное место. Количество баллов нахождении изобра- зительно- выразительных средств и распределении в нужное место. Количество баллов Умение использовать при составлении текста богатство изоб- разительно- выразительных средств Учащимся верно составлен текст с использованием изоб- разительно- выразительных средств, сохраняя стиль текста и сюжет. В тексте используются различные средства выразительности Количество баллов 3 Учащимся верно составлен текст с использованием разнообразных средств выразительности. Однако они не полностью соответствуют стилю текста и сюжету Количество баллов Учащимся не в полной мере верно составлен текст. Стиль текста не сохранен. Присутствуют ошибки в употреблении изобрази- тельно- выразительных средств Количество баллов Сумма баллов
9 6
3 Критерии оценивания данного умения были обозначены через диагностические задания
1 критерий Дайте определение понятиям Эпитет – Сравнение – Олицетворение – Метафора – Гипербола – Литота –
Учащемуся необходимо дать определение каждому из изобразительно- выразительных средств с учетом их характеристик.
2 критерий Выпишите из текста все эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры и другие известные вам образные средства языка (слова и выражения. Для анализа взято стихотворение С. Есенина Поет зима - аукает.
9 Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Учащемуся необходимо выписать из стихотворения эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.
3 критерий Сделайте текст яркими красивым. Для этого вставьте в пробелы эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, литоты, гиперболы которые соответствуют сюжету и стилю рассказа. Легенда о подснежнике
Давным-давно, в _______ времена, появился на земле цветок с лепестками по имени Гиочел - подснежник. Вырос он на ________ косогоре, когда солнце впервые тучи. Маленького Гиочела берегла от стужи Весна, которая __________. Прослышало цветке __________ Кривэц - вихрь-полуночник. Бушуя, вылетел он из своего чертога, чтобы заморозить храбреца, который осмелился преступить закон царства.
___________Кривэц вырвал из земли куст шиповника и швырнул
10 его с досады в Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю кровь и белые лепестки Гиочела. Нос каждой каплей, просыпаясь, _______________ юный подснежник. Над холмами и долинами внезапно раздался его голосок.
- Радуйтесь, ликуйте, люди Я Весну Я солнце и жизнь Учащемуся необходимо заполнить текст, используя богатства изобра- зительно-выразительных средств и соответствуя стилю и сюжету рассказа.
11 Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня сформированности умения определять и отличать изобразитель-
но-выразительные средства младшими школьниками. Исследование было проведено по ранее определенным заданиям. Результат по каждому учащемуся отображен в таблице № 2. (Приложение 1). Частота встречаемости определенных критериев приведена в диаграммах. В них указаны уровни сформированности и частота встречаемости.
12 Заключение В курсовой работе были раскрыты понятия изобразительно- выразительные средства, тропы, стилистические фигуры, метафора, сравнение, эпитеты, олицетворения, гипербола, литота, анафора, эпифора, повтор, риторический вопрос, градация, антитеза. Также были рассмотрены возрастные особенности младших школьников при изучении средств выразительности и описаны методики при работе с изобразительно-выразительными средствами. В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос об изучении выразительных средств младшими школьниками. Анализ литературы показал, что в разной программе средства выразительности изучаются по- разному, а также все зависит от возраста, в котором изучаются те или иные средства. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает у детей внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Учащиеся таким образом приобщаются к стилистике художественной речи, сами овладевая еѐ простейшими средствами. При работе над изобразительно-выразительными средствами речи лирических стихотворений младшие школьники учится понимать эмоционально образное содержание лирического произведения, видеть авторскую позицию, чувства автора. Изучение изобразительно-выразительных средств речи способствует обогащению речи младших школьников, а, следовательно, и развитию личности учащихся. Особое внимание при изучении изобразительно-выразительных средств следует уделить тропам, которые построены на употреблении слови фраз в переносном, образном смысле, так как они трудно осознаются младшими школьниками.
13 Список использованной литературы
1. Аксенова ЕМ. Градация ЕМ. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 60 2. Аптина А.А.Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка. Электронный ресурс / Режим доступа http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11850/2/10Aptina.pdf
3. Борев Ю. Б. Эпифора / Ю. Б. Борев // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 287.
4. Введенская Л. А. Русский языки культура речи / Л. А. Введенская, МН. Черкасова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
5. Виноградова
И.Н.
специфика работы над изобразительно- выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. Электронный ресурс / Режим доступа https://topuch.ru/liricheskih- stihotvorenij-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-n/index.html#pages
6. Гербстман АИ Повтор / АИ. Гербстман // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 89.
7. Жигалина Е. В. Изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературного чтения в начальной школе / Е. В. Жигалина, ЛИ. Черемисинова. Саратов Саратовский источник, С. 92-95.
8. Жигалина Е. В. Литературоведческая пропедевтика на уроках литературного чтения в процессе изучения творчества Л. Н. Толстого // Современные тенденции развития науки и технологий сб. науч. трудов по материалам VIII Международ. научно-практической конф. 30 ноября г. Белгород ИП Ткачева Е. П, 2015. № 8. Ч. V. С. 30–35.
14 9. Зунделович Я. О. Анафора / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лу- нин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С.
50.
10. Ковтун Н.П. Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе Электронный ресурс / Режим доступа- shkola/russkii-yazyk/2013/12/08/obobshchennyy-opyt-raboty-na-urovne- obrazovatelnogo#::text=По%20мнению%20психолога%20Н.Н.Жинкин а%2C%20самонаучение,наиболее%20успешному%20протеканию%20э того%20процесса
11. Козина МИ. Художественные средства и их роль в тексте. Электронный ресурс
/ Режим доступа https://multiurok.ru/files/khudozhiestviennyie-sriedstva-i-ikh-rol-v- tiekstie.html
12. Копнина, ГА. Выразительные средства языка / ГА. Копнина, А.П. Сковородников. Красноярск Сибирский федеральный университет,
2014. 84-86 с.
13. Крючкова ТА. Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Электронный ресурс Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- vyrazitelnosti-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i- literaturnogo-chteniya/viewer
14. Львов М.Р.
Методы и приемы работы над средствами языковой выразительности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. Электронный ресурс / Режим доступа https://lektsii.org/8-59901.html
15.
Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками О. И. Никифорова. Москва Изд-во Моск. унта, 1959. 85 с.
15 16. Палиевский Е. П. Изобразительно-выразительные средства / ЕМ. Ак- сенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. ЛИ. Тимофеев, СВ. Тураев. Москва Просвещение. С. 94.
17. Пахнова Т.М.
Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Электронный ресурс / Режим доступа https://infourok.ru/tekst-kak-osnova-sozdaniya-na-urokah-russkogo-yazika- razvivayuschey-rechevoy-sredi-1501935.html
18. Петровский МА. Риторический вопрос / МА. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврец- кий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель,
1925. С. 717.
19. Петровский МА. Эпитет / МА. Петровский // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лу- нин, В. Львов-Рогачевский. Москва Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С.
1119.
20. Розенталь Д. Э. Антитеза / Д. Э. Розенталь // Словарь-справочник лингвистических терминов Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, МА. Теленкова. Москва Просвещение, 1985 С. 19.
21. Сакулина НИ. Выразительные средства языка в начальной школе.
[Электронный ресурс
/ Режим доступа https://multiurok.ru/files/vyrazitelnye-sredstva-iazyka-v-nachalnoi- shkole.html
22. Темникова, НЮ. Работа со словарями выразительных средств русского языка на занятиях по дисциплинам речеведческого цикла в техническом вузе / НЮ. Темникова, Ю.В. Царева. Самара Самарский государственный университет путей сообщения, 2014. 345-347 с.
23. Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения. М Высшая школа. с
24. Фролова А. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
[Электронный ресурс
/ Режим доступа
16 http://mgk.olimpiada.ru/media/work/19401/Фролов_Александр_Сергееви ч_Изобразительно- выразительные_средства_русского_языка_ГБОУШкола1925.pdf
25. Черемисинова ЛИ. Литературоведческая пропедевтика в начальной школе основные проблемы // Современное общество человек, власть, экономика. Саратов ИЦ Наука, 2014. С. 338–345.
26. Широкова О.Р. Лексические стилистические средства в романе Хелен
Филдинг Дневник Бриджит Джонс» и способы их передачи на русский язык. Электронный ресурс
/ Режим доступа Выразительные