Файл: Процессы и стандарты управления проектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессы и стандарты управления проектами.
Управление проектом включает совокупность процессов инициации, планирования, организации исполнения, контроля и завершения проекта.

В рамках процессов управления проектом выполняются действия, относящиеся к следующим функциональным областям управления проектом:

  1. Управление содержанием проекта

  2. Управление сроками проекта

  3. Управление затратами в проекте

  4. Управление рисками проекта

  5. Управление персоналом проекта

  6. Управление заинтересованными сторонами проекта;

  7. Управление поставками проекта

  8. Управление качеством в проекте

  9. Управление обменом информацией в проекте

  10. Управление интеграцией проекта

Последовательность процессов управления проектом определяется условиями конкретного проекта, при этом есть следующие стандарты:

  1. проект должен начинаться с процесса инициации проекта;

  2. проект должен оканчиваться процессом завершения проекта;

  3. выполнение процессов организации исполнения и контроля проекта начинается не раньше процессов планирования.


Общие взаимодействия процессов управления проектами

Внутри каждой группы процессы управления проектами связаны друг с другом через свои входы и выходы. Фокусируясь на этих связях, опишем отдельные процессы через:

  1. Входы — документы или документированные показатели, согласно которым процесс исполняется.

  2. Выходы — документы или документированные показатели, являющиеся результатом процесса.

  3. Методы и средства — механизмы, по которым вход преобразуется в выход.

Имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).

В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться. Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.


Группы процессов
Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

  • процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;

  • процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;

  • процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

  • процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;

  • процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;

  • процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.


Процессы инициации проекта

Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является авторизация и санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.



Инициация проекта может включать следующие процедуры:

  • Разработка концепции проекта:

  1. Анализ проблемы и потребности в проекте;

  2. Сбор исходных данных;

  3. Определение целей и задач проекта;

  4. Рассмотрение альтернативных вариантов проекта.

  • Рассмотрение и утверждение концепции.

  • Принятие решения о начале проекта:

    1. Определение и назначение менеджера проекта;

    2. Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.

    Этап инициирования проекта характеризуется большой степенью неопределенности исходных и результирующих данных, возможностью их изменения и ограниченным временем для принятия решения.

    Процесс планирования проекта
    Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации.



    Основным результатом этого этапа является План проекта. Однако, процесс планирования не завершается разработкой и утверждением первоначального плана проекта. В ходе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного перепланирования. Поэтому процессы планирования могут осуществляться на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и заканчивая детальным планом работ завершающей фазы проекта.

    Планирование проекта может включать следующие процедуры:

    • Планирование целей и содержания проекта

    • Календарное планирование работ проекта

    • Планирование затрат и финансирования проекта

    • Планирование качества

    • Организационное планирование

    • Планирование коммуникаций

    • Планирование управления рисками

    • Планирование контрактов

    • Разработку сводного плана проекта.


    Процессы организации исполнения проекта
    Организация исполнения проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей.

    1. Организация исполнения проекта может включать следующие процедуры:

    2. Распределение функциональных обязанностей и ответственности

    3. Постановку системы отчетности

    4. Организацию контроля выполнения расписания проекта

    5. Организацию контроля затрат по проекту

    6. Организацию контроля качества

    7. Оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков

    8. Управление командой проекта

    9. Распределение информации в проекте

    10. Подготовку и заключение контрактов

    11. Управление изменениями в проекте


    В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта сильно потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.

    Процессы контроля проекта
    Контроль исполнения проекта - процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений.

    Контроль проекта может включать следующие процедуры:

    • Сбор отчетности о ходе работ по проекту

    • Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (результаты, стоимость, время)

    • Прогнозирование достижения целей проекта

    • Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий

    • Принятие решений о воздействиях и изменениях


    Стандарты управления проектом

    Стандарты управления проектом – это рекомендации и советы, на которые нужно ориентироваться при организации работы. Какие стандарты бывают:

    1. Общественные. Разрабатывают и применяют в обществах специалистов.

    2. Корпоративные. Разрабатывают и используют в рамках одной компании.

    3. Частные. Создают специально для определенных проектов.

    4. Национальные. Разработаны внутри отдельно взятого государства и получившие национальный статус.

    Есть международные стандарты управления проектами – правила организации работы в разных странах. Один из самых известных стандартов – PMBOK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). Изначально данный стандарт разрабатывался, как общенациональный американский стандарт, но сегодня имеет мировое значение. 

    Его базис – процессный подход к управлению проектами. Специально подобранные элементарные процессы применяются для формирования процедуры управления проектами, строящимися по осевому принципу. 
    Также PMBOK включает в себя обобщенные принципы и подходы, использующиеся с области проектного менеджмента. Они так формализованы и структурированы, была возможность применять их во многих ситуациях и проектах.