Файл: Специфика криминальной хроники на телевидении 5 1 Особенности криминальной хроники как телевизионного жанра.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
2
Глава 1. Специфика криминальной хроники на телевидении
5 1.1 Особенности криминальной хроники как телевизионного жанра
5 1.2 Трудности в работе криминального репортера
12 1.3 Рекомендации криминальному репортеру
16 1.4 Описание системы жанра криминальной хроники
20
Глава 2. Жанровые особенности криминально-правовой программы «Вести.
Дежурная часть. Томск»
24 2.1. Методология
24 2.2 Жанровые особенности программы «Вести. Дежурная Часть. Томск» 26
Заключение
36
Список использованных источников литературы
39
Приложение А
42
Приложение Б
45
2
Введение
Программы на телевидении очень разнообразны: от выпусков новостей до развлекательных шоу. Программы на криминальную тематику занимают здесь особое место. Криминальная хроника - непростой новостной жанр. К нему относится криминально - правовая программа «Вести.
Дежурная Часть. Томск», анализ которой будет проведен в этой исследовательской работе.
Криминальная хроника ‒ это тематический подвид жанра
«хроникальная заметка», освещающий преступления и противоправные нарушения.
Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом общественности к новостям данного вида. В книге «A guide for journalists who report on crime and crime victims» («Пособие для журналистов, освещающих преступления») авторы Бонни Букеро и Энн Сеймор говорят о том, что людям интересна криминальная хроника – будь то коррупция в офисе мэра, мошенничество с банками на Уолл-стрит или тема торговли наркотиками. Истории, наполненные интригой, драмой, напряжением, всегда привлекают аудиторию.
1
Обзор литературы свидетельствует о том, что в теории журналистики нет общепринятого понятия данному типу программ. Некоторые авторы говорят только об отдельных аспектах их функционирования.
Объектом настоящего исследования является жанр криминальной журналистики.
Предмет исследования –жанровые особенности телевизионной криминальной хроники на материале «Вести. Дежурная часть. Томск».
1
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// http://www.mediacrimevictimguide.com/introduction.html (дата обращения 25.04.17)
3
Целью работы является анализ жанровых особенностей на телеканале
«Россия 24». На примере криминальной хроники программы «Вести.
Дежурная Часть. Томск».
Цель работы обусловливает постановку следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности криминальной хроники как телевизионного жанра;
2. описать систему жанра криминальная хроника;
3. выявить жанровые особенности программы «Вести. Дежурная часть.
Томск».
Теоретико-методологическую базу бакалаврской работы составили отечественные исследования в области истории, теории и типологии журналистики таких авторов, как Г.В, Кузнецов, А. А. Тертычный, А. В.
Колесниченко, А. О. Кобякова, С. А. Шоткинов.
Эмпирической базой исследования послужили 38 выпусков криминально-правовой программы «Вести. Дежурная часть. Томск».
Гипотеза представленного исследования заключается в том, что мы не найдем изменений в программе «Вести. Дежурная Часть. Томск» в жанре криминальной хроники за три года. Жанр сам по себе стабилен, он не будет меняться, это связано с его характеристиками.
Проблема настоящего исследования в том, что жанр криминальной хроники стабилен, поэтому у него не может быть существенный изменений.
Эта стабильность жанра может выражаться в стагнации.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в подробном описании и анализе жанровых особенностей локального новостного выпуска на правовые и криминальные темы за три года.
Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью рассмотреть криминально-правовую программу в своем развитии, поэтому включают весь период существования программы. С марта 2017 года по май
2020 года.
4
Методы научного исследования: сбор и систематизация теоретического материала, изучение и анализ публикаций, обобщение и сравнение статистических данных.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и теоретическая база исследования, характеризуется его новизна. Определяются объект и предмет исследования.
В первой главе «Специфика криминальной хроники на телевидении» рассматриваются особенности криминальной журналистки как телевизионного жанра, трудности в работе криминального репортера и анализируются рекомендации исследователей. Здесь же анализируется система жанра криминальной хроники. Глава состоит из трех параграфов.
Во второй главе «Жанровые особенности криминально-правовой программы «Вести. Дежурная Часть. Томск»», которая состоит из двух параграфов, дается методология исследования и выделяются жанровые особенности программы «Вести. Дежурная Часть. Томск».
В заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты исследования.
Список литературы включает 34 наименования научно-теоретической, справочной и публицистической литературы, а также источники Интернета.
В приложении дана таблица параметров анализа материала.
5
Глава 1. Специфика криминальной хроники на телевидении
1.1 Особенности криминальной хроники как телевизионного жанра
Криминал ‒ незаконное деяние, наказуемое государством или другим органом власти.
Криминальная журналистика ‒ направление в журналистике, предметом отображения которой являются: преступления, аварии, чрезвычайные происшествия, правонарушения. Ее задачи: информировать, предостерегать, морально воспитывать, привлекать внимание общественности, помогать правоохранительным органам.
Криминальная хроника ‒ это подвид жанра «хроникальная заметка», освещающий преступления и противоправные действия.
В последние десятилетия в обиход прочно вошел термин
«криминальная журналистика». В рамках «криминальной журналистики» можно выделить несколько основных жанров, которые чаще всего используются журналистами для передачи событий: хроника, версия, журналистское расследование, аналитическая статья, комментарий, обзор.
2
Хроника ‒ сообщение информационного характера, состоящее из 2-3 фраз без самостоятельного заголовка. Хроникальные заметки сообщают о событиях и фактах без лишних подробностей. Версия является специфическим жанром «криминальной журналистики» и основывается на моделировании собственного суждения или предположения по поводу уже имеющегося хода событий или явления.
3
Журналистское расследование - жанр «криминальной журналистики», основой которого является долговременное исследование какого-либо
2
Кузнецова Г. В. Телевизионная журналистика. — М.: Издание Московского Университета. Высшая школа,
2002.
3
Интернет-СМИ: О жанрах криминальной журналистики. Информационный портал для молодых журналистов / Под ред. А.Кобякова. URL:http://yojo.ru.
6 преступления, политического скандала, махинаций и пр., цель - получение первичной общественно значимой информации. В основе журналистского расследования должна лежать бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право предоставлять ее.
4
Комментарий - жанр «криминальной журналистики», направленный на объяснение, обсуждение, разъяснение важных событий. Авторская позиция в комментарии направлена на выражение отношения к событиям, актуальным в современной действительности, формулировку проблем данных событий, анализ достижений и недостатков, оценку и прогноз развития действий в дальнейшем.
Аналитика является жанром, нацеленным на анализ определенных фактов с подведением итогов. Автором аналитики в первую очередь определяется тема и суть проблемы в проводимом исследовании. Факты, приводимые в аналитике, направлены на то, чтобы помочь читателю разобраться в исследуемом явлении. Обзор является строго фактологическим жанром, факты в котором рассматриваются во взаимодействии, вскрывая причинные связи между ними.
5
Таким образом, основной задачей «криминальной журналистики» является информирование аудитории о происшествиях, угрожающих жизни социума и человека в отдельности. Ещё одна задача - предостережение зрителей, например, о присутствии преступника в их городе. Поэтому ещё одна задача «криминальной журналистики» - моральное воспитание аудитории. Многие силовые структуры используют СМИ как поле для обнародования информации о разыскиваемых преступниках. Помощь правоохранительным органам и родственникам пострадавших - также одна из главных задач «криминальной журналистики».
4
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика как вид деятельности СМИ. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
5
Кузнецова Г. В. Телевизионная журналистика. — М.: Издание Московского Университета. Высшая школа,
2002.
7
По мнению, А. В. Колесниченко, сотрудника Московского государственного университета: «в криминальной хронике самый важный вопрос «Что?».
6
Действительно, хроникальная заметка – это небольшое сообщение, отвечающее на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». Одной из функций криминальной хроники является информирование общественности о совершенных преступлениях, правонарушениях, поэтому аудитории важно знать, что произошло.
Как уже было сказано в актуальности, существование криминальной хроники также обусловлено интересом общественности к новостям данного вида. В книге «A guide for journalists who report on crime and crime victims»
(«Пособие для журналистов, освещающих преступления») авторы Бонни
Букеро и Энн Сеймор говорят о том, что людям интересны криминальные новости – будь то коррупция в офисе мэра, мошенничество с банками на
Уолл-стрит или тема торговли наркотиками. Истории, наполненные интригой, драмой, напряжением, всегда привлекают аудиторию.
7
Согласно данным опроса 2000 г. ВНИИ МВД России «информация на правовую тему присутствует в 63,9% случаев в каждом номере российских газет, эфирном времени теле- и радиокомпаний, затрагивающих в своих публикациях правоохранительную тематику»
8
. Это говорит о том, что криминальная хроника – популярный новостной жанр в России.
В связи с большим интересом общественности криминальная хроника приобрела большую популярность в России в 90-е гг. Также это связано с появившейся свободой слова. В связи с этим нельзя было говорить о качестве контента. Как отмечает Шоткинов С. А. в своей книге «Криминальная
6
Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
7
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// http://www.mediacrimevictimguide.com/introduction.html (дата обращения 25.04.17)
8
Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции
«Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития» сост. – канд. психол. наук. Пронина Е.Е. Москва,
МГУ, 2001 [Электронный ресурс] Н.В. Брушлинская «Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации». URL: http://evartist.narod.ru/text7/44.htm (дата обращения 23.02.2017)
8 культурология»: в «Московском комсомольце» всего за три месяца (с апреля по июнь 1998 года) было опубликовано 18 сообщений об изнасилованиях несовершеннолетних. Подробное изучение публикаций дает основания для признания факта злоупотребления свободой слова в силу того, что в публикациях описываются события, состоявшиеся в 1997, 1996 и даже 1992 годах».
9
На телевидении в 90-х особенно популярной была передача
«Криминальная Россия. Современные хроники», которая выходила с 1995 по
2002 год на канале НТВ. В передаче использовались не только документальные кадры, но и реконструированные события. Таким образом, материалы на криминальную тематику, которые утрируют преступления, создают иллюзию роста преступности, способствуют формированию искаженного мнения о состоянии преступности в России. На данный момент
СМИ публикуют актуальную, свежую информацию, подтвержденную проверенными фактами. Сейчас криминальная хроника существует в тесной связи с законом, любая неточность в юридической терминологии, искажение фактов, может повлечь за собой серьезные последствия как для репортера, так и для всей телекомпании.
Американские исследователи также затрагивают проблему влияния криминальной хроники на общественность в своих работах.
Вышеупомянутые авторы пособия для криминального репортера Бонни
Букеро и Энн Сеймор, также говорят о том, что средства массовой информации – газеты, телевидение, журналы и новостные веб-сайты оказывают огромное влияние на то, как американцы рассматривают проблему преступности в Соединенных Штатах.
10
В американской практике исследователи выделяют больше жанровых разновидностей телевизионных сообщений о преступлениях.
9
Шоткинов С. А. «Криминальная культурология : Часть 1. Масс-медиа» Сибирский юридический вестник. -
2003. - № 2.
10
Bonnie Buckero, Ann Seymour «A guide for journalists who report on crime and crime victims» [Электронный ресурс] URL:// http://www.mediacrimevictimguide.com/introduction.html (дата обращения 25.04.17)
9
Экстренные сообщения (Breaking news). Репортеры, которые освещают экстренные сообщения, или для печати или радиопередачи, находятся под давлением. Им необходимо собрать точную информацию за небольшой промежуток времени от нескольких источников. Во многих случаях преступление только что произошло, жертвы и свидетели находятся в состоянии шока, пытаясь осознать то, что только что произошло с ними.
High-Impact Stories – впечатляющие истории. Эти истории выходят за рамки традиционного освещения преступлений, они касаются социальных, политических, экономических или культурных последствий преступлений, или освещают историю пострадавших. Это исключительные истории, которые, заставляют читателей и зрителей задуматься о реальности и влиянии преступности в нашей культуре. Такие истории часто являются
«корпоративными» историями, что означает, что они связаны с планированием работы команды журналистов и редакторов. В отечественной журналистике такого понятия нет.
Очерки (feature stories). Для таких сюжетов журналисты и онлайн- репортеры хотят получить факты, но они также хотят включить в сюжет чувства, эмоции и мнения жертвы, а также подробности об их внешности, выражениях и окружающей среде. В основном это юбилейные истории, такие как рассказы о жертвах взрыва в федеральном здании Murrah в Оклахома- сити первые пять и десять лет. Существуют также такие незакрытые дела, как неразрешенные исчезновения и случаи, когда преступник не был обнаружен или пойман. В большинстве случаев у репортера больше времени на подготовку и проведение интервью, чем при освещении новостей.
В России среди телевизионных сообщений на криминальную тематику нет такого разделения по типу новостей. Из данного списка только экстренные сообщения встречаются в эфирах отечественных каналов. Как правило, у журналиста в распоряжении немного информации, а только единичный факт, такое сообщение, как правило, занимает не более 30 секунд эфира.
10
Средства массовой информации в качестве канала могут использовать интернет, однако прежде чем выпустить в эфир, любая информация должна проверяться. Интернет может служить не только источником новостей, но и дополнительной платформой для публикации новостей. Алекс Томсон, главный корреспондент канала Channel 4 в Великобритании, использует свой канал Twitter, чтобы показывать и обсуждать свои сюжеты.
В настоящее время основные интернет-платформы становятся все более популярными. Twitter, Facebook, Google и Apple предоставляют инфраструктуру для распространения в средствах массовой информации своих материалов. 62% американцев теперь говорят, что получают новости через социальные сети. 63% американских пользователей Twitter и Facebook говорят, что они получают новости с этих платформ. Facebook также владеет очень популярными социальными приложениями Instagram и WhatsApp.
Snapchat все чаще используется такими новостными брендами, как CNN и
Vice, которые продвигают контент для пользователей через Snapchat
Discovery. Таким образом, средства массовой информации не конкурируют с популярными интернет-платформами в оперативном освещении новостей, а наоборот используют их как дополнительную площадку взаимодействия с аудиторией.
Иногда средства массовой информации вынуждены действовать в одностороннем порядке. Например, CNN отключил автовоспроизведение видео на своих собственных страницах Facebook касательно некоторых террористических событий и выставляет предупреждения для потенциально опасного контента.
Помимо интернета источником криминальных новостей могут служить: пресс-службы силовых ведомств, звонки в телекомпанию.
Криминальные новости должны как можно больше обращаться к фактам и добиваться максимально возможной объективности. Информация, как правило, публикуется после того, как преступление совершено и пережито жертвами, их родителями и свидетелями преступления. То есть в
11 течение работы над сюжетом репортеру приходится вмешиваться в жизнь людей.
Итак, криминальная хроника на телевидении - жанр журналистики, освещающий преступления, чрезвычайные происшествия и правонарушения.
Основной задачей «криминальной журналистики» являются информирование аудитории о происшествиях.
12 1.2 Трудности в работе криминального репортера
К работе криминального репортера относится: взаимодействие с пресс- службами силовых ведомств, освещение преступлений, террористических актов и противоправных действий, интервью с потерпевшими.
Отечественные и зарубежные авторы показывают эти нюансы работы криминального репортера в своих пособиях и исследованиях.
Проблемы в работе криминального репортера, которые выделяют российские и зарубежные исследователи в целом имеют ряд общих черт. Это связано с тем, что у них есть общие тенденции в освещении террористических актов, коррупции, преступлений и правонарушений и т.д.
Терроризм – одна из наиболее актуальных тем в наши дни, например, известное событие, произошедшее в марте 2017 года, в Англии, когда в
Лондоне у здания парламента террорист ранил полицейского ножом, а за день до этого на Вестминстерском мосту сбил на автомобиле трех человек, получило огласку во всех СМИ, а также в эфирах CNN и НТВ вышло по несколько сюжетов.
Только за январь-февраль 2020 года освещалось большое количество терактов в российских и зарубежных СМИ. Например, теракт в Ираке 3 января 2020 года. Рядом с международным аэропортом Багдада по группе военных Ирана и Ирака был нанесен авиаудар. В результате взрыва погиб руководитель Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани, заместитель командующего Силами народной мобилизации Ирака Абу
Махди аль-Мухандис, еще десять военных, находившихся с ними в двух машинах, а также один гражданский. Удар был нанесен по личному распоряжению президента США Дональда Трампа – он взял на себя ответственность за убийство одного из руководителей суверенного государства.
Более того, и зарубежные и отечественные исследователи единогласно считают, что медиа могут быть особым каналом для распространения