Файл: Развитие педагогического проектирования с античности до 20х годов xx века Подготовил аспират 2 курса, группы 04002194.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века

Подготовил:

аспират 2 курса, группы 04002194

Шевченко Олег

Преподаватель:

доцент, Кролевецкая Елена Николаевна


Проектирование, как самостоятельный субъект, проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира на основании исследовательских знаний о нём.

Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессиональной педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период

Идея исследовательского стимула для успешности обучения


Одним из первых, кто высказал идею «внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения» был Я.А. Коменский.

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж.Ж. Руссо.

Он высказал тезис: "первые наши учителя философии -- это наши ноги, руки, глаза".

Педагог советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».

Замечание по предмету Идеи исследовательского стимула для успешности обучения


Отечественный лингвист К.П. Ягодовский, в 20х гг. ХХ в. говорил, что: «во всякой практической научной дисциплине, будь то хирургия, строительное искусство, техника обработки каких-либо материалов, мало высказать новую идею: нужно найти ту форму, воплотившись в которую, эта идея могла бы войти в жизнь, сделаться практически применимой. Если это справедливо по отношению ко всяким практическим дисциплинам, то особенно это важно по отношению к педагогике».

Одним из истоков педагогического проектирования является «Метод Сократа» - «Эвристика». Данный метод основан на
проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск.

Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.

Далее «Метод Сократа» был использован в качестве основы для «Метода развивающей катехизации Ф. Динтера» (1817 г.), где последний также выступил в качестве опоры для создания «Эвристическому метода А. Дистервега» (1835 г.)



Таким образом, можно представить истоки становления педагогического проектирования следующим образом:



Метод Сократа

Эвристический метод А. Дистервега

Метод развивающей катехизации Ф. Динтера

Основные черты:
  • возбуждение самодеятельности ученика;
  • стремление со стороны ученика получить ответ на самостоятельно возникающие у него вопросы;
  • исследование явления;
  • отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
  • предложение учителем предмета преподавания для разработки, для исследования;
  • индуктивный путь разработки вопроса.

Отличительной чертой педагогического проектирования указанного периода является то, что из-за развития профессионально-педагогического сознания проектирование из области педагогической практики переместилось в сферу теории.

Основными представителями, внёсшими вклад в эту отрасль науки стали:

Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В.Х. Килпатрик и др.

В педагогике этого периода провозглашается активное начало обучения и практический характер знания. При этом речь идет об активности, направленной в будущее. Все более популярной становится трактовка знания как деятельности, преобразующей действительность (деятельное знание).

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.


Педагогическое проектирование через призму взглядов Дж. Дьюи


В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.

Методы Дж. Дью были основаны на подходе «Дальтон-план».

Его основная особенность заключалась в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика.

В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Дж. Дьюи В.Х. Килпатриком, где последний выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.