Файл: Классный час Детство счастливая пора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час

«Детство – счастливая пора»
Разработала:

Щербакова Н.А.,

куратор группы № 2-2

Цель:

создание условий для формирования у обучающихся представлений о своих правах и развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Задачи:

  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово)

  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.


Форма проведения: воспитательный час.
Методики проведения: беседа, групповая дискуссия, игра.
Ход мероприятия:
Чтец 1:
Все взрослые на свете
Когда-то тоже были дети,
И не понаслышке знают,
Чего же детям не хватает:
Уроков лёгких, интересных,
Дней беззаботных, безмятежных
И понимания от взрослых,
Историй множество весёлых.
Всё это детям мы желаем
И с детским днём их поздравляем!
Чтец 2:

Уходит детство, что тут удивляться?
Оно от всех уходит как-то раз.
И хочется и плакать, и смеяться,
И хочется ни с кем не расставаться,
Но детство все же покидает нас.
Куратор:

Сегодня мы с вами поговорим о международном празднике – Дне защиты детей. Вы уже на пороге взрослой жизни, но вы еще дети. На сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание?

В календаре есть несколько правовых дат, посвященных правам ребенка:

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международного сообщества?

Давайте совершим исторический экскурс, который подготовили _____________________
Докладчик 1:

В 1919 г. Лига Наций создает комитет детского благополучия. Деятельность Комитета благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Наряду с Комитетом действовали неправительственные организации.


Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Энглантайн Джебб. Именно эта организация разработала Декларацию прав ребенка, которая была принята Лигой наций. Она стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В этом документе подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства, теперь все человечество должно было заботиться о защите детства.

Окончательно система защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась только после провозглашения ООН принципа уважения прав человека.
Докладчик 2:

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, и в силу этого вы ребята, должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Куратор:

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ.

Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет.
Докладчик 1:

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.


Докладчик 2:

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.
Куратор:

Предлагаю проранжировать по степени значимости следующие права (Каждому студенту дается перечень прав без номеров, который они ранжируют. Затем на доске этот список вывешивается в ранжированном виде, в зависимости от выбора студентов. Свой выбор студенты обосновывают):

  • Право на образование.

  • Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы лечения болезней и восстановления здравоохранения и средствами здоровья.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

  • Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

  • Право на свободу мысли, совести, религии.

  • Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

  • Право на личную жизнь. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

  • Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или зло употребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

На слайде:

Конвенция о правах ребенка – это достаточно большой документ, перечислим основные его положения:

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статьи 12-13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение.


Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Куратор:

Дети – это люди, и относиться к ним надо, как к людям. А взрослые иногда, даже желая добра, вместо того, чтобы убедить ребёнка, командуют, как в армии. Ребёнок обязательно должен понять, что от него хотят и зачем. Конечно, взрослые люди сильнее. Они могут заставить или наказать. И если наказывают несправедливо, то детей выручает статья 37, которая защищает детей от грубого обращения взрослых.


Значит, детей вообще нельзя наказывать? А если можно-то как?

(Студенты высказывают свое мнение)

Статья 37 защищает детей от жестокого и несправедливого наказания.

Но если родители жестоко обращаются с ребёнком, или не заботятся о нем, они могут быть лишены родительских прав. Это суровое наказание. И большое несчастье приходит в такую семью, потому что взрослые и дети после этого живут отдельно.

Конечно, взрослые тоже бывают не правы, но всем и взрослым и детям нужно уметь не только обижаться, но и прощать.
Куратор:

Несовершеннолетние дети с момента рождения приобретают личные и имущественные права.

Назовите, пожалуйста, какие личные и имущественные права вы знаете. (На доске записываются права в соответствующие колонки)

ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

- на имя, отчество и фамилию, а также на изменение имени и фамилии;

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также право на их заботу, воспитание ими и на всестороннее развитие;

- на уважение человеческого достоинства;

- на общение с родителями и другими родственниками;

- на защиту своих прав и законных интересов родителями (законными представителями);


- на самостоятельное обращение за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в судебные органы;

- на выражение своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С 10 лет имеет право на обязательный учет своего мнения в ходе судебного и административного разбирательства;

- право на получение образования в соответствии с государственными стандартами.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

- на получение содержания от своих родителей;

- право на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей (законных представителей);

- право собственности на имущество, полученное в наследство или дар, на заработную плату, стипендию, другие доходы, полученные им, а также на имущество, приобретенное на эти средства.
Российское государство ратифицировало и приняла Конвенцию о правах ребенка. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка.

Таких законов довольно много. Самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания.
Куратор:

Кроме прав у каждого человека, в том числе и у ребенка, есть обязанности и ответственность за нарушение прав других, за противоправное поведение.

Предлагаю вам подумать над ситуацией и объяснить поведение учащихся:

«В одной из школ на стенде, посвященном правам детей, два сектора: права и обязанности. Учителя заметили интересную, можно сказать, не характерную особенность поведения школьников около этого стенда – они читают в основном не материалы сектора, который посвящен правам, а того, который посвящен обязанностям».

Почему, на ваш взгляд, взрослые считают нехарактерным для учащихся знакомство со своими обязанностями? Чем вызван интерес учащихся к своим обязанностям?

(Ответы студентов)
Французский публицист и философ Фелисите-Робер де Ламеннэ сказал: «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия».
Давайте вспомним обязанности студентов нашего техникума.

(Ответы студентов)
Куратор:

А сейчас предлагаю разделиться на 3 команды и решить несколько ситуаций (первые три ситуации рассматривают по одной каждая команда (тянут карточку с ситуацией), четвертая ситуация – общая, на слайде):