ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа «Здоровье»
(автор — В.Г. Алямовская)
Данная программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.
Содержание программы предусматривает четыре направления, каждому из которых соответствует отдельная целевая программа:
физическое здоровье — программа «Группы здоровья»;
психологическое благополучие — программа «Комфорт»;
духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;
нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы.
Разрабатывая данную систему физического воспитания, автор стремилась учесть в ней вопросы психологического благополучия, нравственного развития, предусмотреть взаимосвязь разных видов деятельности и подобрать такое содержание, которое нравилось бы детям. Итогом пятилетней работы (с 1985 по 1990 г.) стала программа «Группа здоровья» — это комплексная система физического воспитания дошкольников.
В основу новой системы физического воспитания положены результаты исследований лаборатории И.А. Аршавского, работы Ю.Ф. Змановского,
И.И. Туртова, система К. Купера, взгляды Н.М. Амосова.
Задачи программы:
укреплять здоровье детей;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
развивать физические качества;
создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
выявлять интересы, склонности, способности;
приобщать к традициям большого спорта.
Алгоритм программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Программа «Здоровье с детства»
(автор — Т.С. Казаковцева)
Данная программа направлена на формирование у дошкольников валеологической и физической культуры, т. е. культуры здоровья, здорового образа жизни, движений.
Цель программы: обеспечить разностороннее и гармоническое развитие ребенка, его полноценное здоровье, развитие движений и физических качеств, сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни на основе валеологических знаний.
Содержание программы включает два раздела в соответствии с выделенными психологическими возрастами: младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет) дошкольный возраст.
Цели раздела «Растить здоровым» для детей младшего дошкольного возраста — обеспечить охрану и укрепление здоровья дошкольников, их полноценное физическое развитие, сформировать разносторонние движения, привычки, полезные для здоровья.
Цели раздела «Учусь быть здоровым» для детей старшего дошкольного возраста — укрепить здоровье дошкольников, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, сформировать потребность в физическом совершенстве, привычки и потребность в здоровом образе жизни.
Реализация программы предусматривает использование разных педагогических приемов: чтение художественных произведений, беседы с детьми, просмотр мультфильмов
(с анализом поступков героев по алгоритму «Хорошо — плохо»), дидактические игры («Умой куклу»,
«Часы-лото»).
Автор программы рекомендует разные формы работы с детьми: занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, эврестические), занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники в группе («День хороших поступков») и общесадовские мероприятия («День улыбки»).
Педагогам предлагается подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности дошкольников.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию ДОО и семьи. Так, участие родителей предполагается в тематическом вечере «Папа, мама и я — без вредных привычек», в совместной деятельности с детьми.
Программа развития двигательной активности и оздоровительной
работы с детьми 4–7 лет
(автор — В.Т. Кудрявцев)
Цели программы: сформировать двигательную сферу и создать психолого- педагогические условия развития здоровья детей на основе их творческой активности.
В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В. Ильенкова
(«Здоровый дух сам строит „для себя“ здоровое тело»), А.В. Запорожца
(значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А.
Бернштейна
(«Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А.В. Запорожца, Н.А. Бернштейна (значение «образа» в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю.Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).
Непосредственную научную базу программы составляют теоретические, экспериментальные и прикладные разработки лаборатории социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО.
Для того чтобы приобщить детей к физической культуре автор предлагает использовать:
упражнения и задания на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, равновесие);
упражнения на принятие и сохранения позы;
упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
спортивные и музыкально-ритмические упражнения;
подвижные игры, игры-аттракционы для праздников.
Развивающие формы оздоровительной работы: закаливание, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Основные приоритеты педагогической работы в ходе реализации программы — развитие двигательной активности и оздоровление детей.
Автором программы выделены принципы оздоровительной работы с детьми:
развивать воображение через особые формы двигательной активности детей;
формировать осмысленную моторику;
создавать и закреплять целостное позитивное психосоматическое состояние в ходе выполнения различных видов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение программы составляет пособие
«Развивающая педагогика оздоровления».