Файл: История государства и права россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ



Группа

Студент

МОСКВА 2023 г.

1.  Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I
Абсолютная монархия - закономерный этап развития политической системы европейского типа. В России этот вид монархии начинает складываться во второй половине XVII в. и окончательно оформляется в первой четверти XVIII в. при Петре I. Основные черты абсолютизма это:

- Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

- Ликвидация сословно-представительных учреждений.

- Наличие сильного и разветвленного профессионального бюрократического аппарата. Сильная постоянная армия.
В России абсолютизм имел свои особенности. Если в Западной Европе абсолютная монархия развивалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (например, крепостного права), то в России этот период совпал с максимальным расцветом крепостничества.
Если социальной базой абсолютизма в Европе был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то в России абсолютизм опирался на дворян-крепостников и дворян - служилых царю.
С возникновением абсолютизма всегда совпадало в Европе с зарождением капиталистических элементов. В России во второй половине XVII - начале XVIII в. действительно развивались мануфактуры, появлялись заводы, развивались отхожие промыслы в деревнях, накапливали капитал купцы-торговцы. Но все эти виды производства и торговли развивались не на основе свободного рынка труда. На мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отходники, беглые. Крепостной труд превалировал.
Укрепившийся абсолютизм в России начале XVIII в. принял облик полицейского. В этот период наблюдалась широкая экспансия государства во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни на фоне внешней экспансии, постоянных войн. Государство регламентировало все стороны общественной и
экономической жизни вмешивалось в частную жизнь; когда гасить свет и вставать по барабану, носить ли бороды, в каких гробах хоронить и т.д. Ликвидирована была всякая общественная инициатива и автономия.
Абсолютизм в России пришёлся на царствование Петра I. По сути, он и ограничивается в России петровским царствованием. Дальнейшую эпоху дворцовых переворотов, а уж тем более правление Александра I и Николая I нельзя относить к абсолютизму по целому ряду причин. Возник абсолютизм в России при слабых и неразвитых буржуазных отношениях, при отсутствии буржуазии. Это показывает несостоятельность точек зрения о классовоэкономических причинах возникновения абсолютизма. В России абсолютизм имел черты самовластия и самодурства, поскольку сопровождался утратой монархом традиций ответственности перед Богом и Церковью, подменой самодержавия самовластием.
2. Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.
В развитии уголовно-карательной политики можно выделять 2 основных этапа: первый – царствование Петра I и его последователей до 1740-х гг. (до воцарения Елизаветы), условно – первая половина XVIII в.; второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. Первый этап – это самый репрессивный и жестокий период в истории России, а второй – время нарастающего смягчения уголовно-карательной политики государства и довольно сильного влияния западных уголовно-правовых тенденций.

Первая половина XVIII в., особенно петровский период, - это расцвет уголовной жестокости. По сравнению со Средневековьем произошло много изменений. На рубеже XVII-XVIII вв. утратились многие характеристики уголовной политики и практики Средневековья, терпимая уголовнокарательная политика Московской Руси сменилась деспотизмом на западный манер. Это проявлялось в следующем.

Во-первых, утратились традиции терпимости и лояльности в уголовнокарательной политике:

- стала распространенным видом наказания смертная казнь. Законодатель всё больше стремился не исправить преступника, а просто устранить его. В этом отношении петровское уголовное законодательство было самым жестоким в истории. Воинские артикулы предусматривали смертную казнь в 74 случаях! Пётр сам неоднократно в своих актах предписывал казнить смертью преступников, полагая это вполне приемлемым способом воздействия. В основе такой политики лежали отчасти объективные причины (волнения населения, войны), но в большей мере – субъективные (жестокая и деспотичная натура самого Царя и привнесённый им в Россию западный уголовный деспотизм). Опять стали применяться массовые казни (стрельцов, участников крестьянских волнений), которые не всегда применялись только лишь к виновным: могла проводиться тактика «выжженной земли», смерть могла постигнуть невиновных (родственников), применялась децимация (когда наказывался каждый 10-й по жребию). Кроме опасных деяний, и ранее наказуемых смертью, смертный приговор при Петре мог выноситься за слова «повесить Царя с его указами», «Царь – антихрист». По политическим делам казнь могла следовать и за умысел. Смертной

казнью стали караться срыв царских указов, ложный донос, порубка корабельного леса. В принципе за любой вред государству, даже не зафиксированный в законе, могла назначаться смертная казнь (наказание по аналогии). Здесь видно влияние теории «государственной пользы»;
- стала чаще применяться квалифицированная смертная казнь. На первый план вышли устрашение и причинение мучений преступникам. Квалифицированные виды смертной казни пополнились новыми мучительными видами: колесованием (обычным и с последующим подвешиванием на крюк за ребро), простым подвешиванием на крюк за ребро, сжиганием на медленном огне (включая копчение), особыми способами четвертования (с предварительным терзанием тела раскалёнными щипцами, на специальном устройстве). Это прямое следствие заимствования европейского «прогрессивного» опыта. Сам Пётр говорил, что участников бунтов – «на колёсы и колья». Чаще стало применяться посажение на деревянный или железный кол, четвертование (особенно по политическим делам). Продолжали применяться окапывание в землю, залитие горла для специальных субъектов. По сообщению исследователя Б. Башилова, после стрелецкого бунта многие стрельцы были казнены по-новому – колесованием, и это «была первая из «прогрессивных» реформ» Петра в России; писатель Талицкий, назвавший Петра антихристом, «был копчён на медленном огне над костром»;

- стали применяться более широко членовредительные наказания, появились привнесённые с Запада новые виды телесных наказаний;

- более активно стали использоваться пытки на следствии, особенно по политическим делам и делам о вреде государству.

Во-вторых, происходила утрата средневекового символизма наказаний и зависимости их от народно-бытовых и религиозных воззрений. Наказания стали более разнообразными, но бессистемными. Символическая смысловая нагрузка таких видов смертной казни как сожжение, отсечение головы утрачивалась. Сожжение теперь могло следовать не только к религиозным преступникам, которым вообще могла отрубаться голова (но с предварительным протыканием или прожжением языка).

Возникли новые наказания, не известные русской практике: ссылка на галеры, аркебузирование (расстрел), кошки, шпицрутены, протыкание и прожжение языка. Здесь налицо влияние Запада. Тюремное заключение в глазах власти всё больше лишалось прежних своих исправительных целей, а штрафы начинали выступать всё больше средством пополнения казны. Появилась не свойственная Средневековью зависимость тяжести наказания от денежного эквивалента украденного (кража имущества на сумму > 20 руб. каралась строже).


В-третьих, уголовно-правовая сфера очень сильно подчинялась петровской теории «государственной пользы». Отсюда и репрессии к раскольникам, и большая наказуемость антигосударственных деяний, и наказуемость смертью самоубийства вместе с глумлением над телами самоубийств и др.

Второму этапу характерно смягчение уголовно-репрессивной политики государства. Во многом на это повлияли православная идеология и западные гуманистические воззрения. Основными новшествами здесь были следующие:

- общей вместе с Европой тенденцией было ограничение во второй половине XVIII в. смертной казни с исчезновением её квалифицированных видов. Но если за рубежом она была связана с выходом в 1764 г. труда Ч. Беккариа «О преступлении и наказании», то в России эта тенденция началась уже в 1740-х гг., когда Елизавета приостановила применение смертной казни. С этого момента начался процесс ограничения смертной казни, активизировавшийся в царствование Екатерины II. До издания СЗ РИ 1832 г. можно увидеть лишь несколько случаев применения смертной казни (к самым опасным преступникам);
- ограничение пыток началось также с Екатерины II, кнут как пыточное средство и как вид наказания исчез в первой половине XIX в.;

- во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний (прежде всего, вводились возрастные ограничения);
- начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;

- с Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, в СЗ РИ преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.
3. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?
Классовый характер проявился в избирательной системе. На выборах один голос рабочего равнялся пяти голосам крестьян. Значительная часть взрослого населения (представители бывших эксплуататорских классов; лица, использующие наемный труд; духовенство; офицеры, полицейские и жандармы) становилась «лишенцами», — они не выбирали и не могли быть избраны. Выборы были не только не всеобщими и не равными, но и не прямыми и не тайными. Открытое голосование позволяло властям контролировать избирательный процесс.

Декларативный характер означает, что норма провозглашает, возвышенные идеи, которые на самом деле в реальной жизни не имели никакого значения.
Данные нормы находятся во втором разделе Конституции РСФСР 1918 года.