Файл: Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (всхв) приняли на Втором Всесоюзном съезде колхозниковударников. Она должна была открыться к 20летию советской власти на 100 дней..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
История ВДНХ.
Выставка достижений народного хозяйства – крупный российский выставочный комплекс. Общая площадь ВДНХ составляет 240,2 га, на 30,2 га больше, чем княжество Монако, а вместе с ботаническим садом и парком Останкино – 520 га. ВДНХ представляет собой уникальный архитектурный ансамбль из 50 памятников культурного наследия: 49 – это отдельные объекты, а 50-й – комплекс в целом.
Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) приняли на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Она должна была открыться к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка.
Во второй половине 1935 года началось строительство. Здания из типовых деревянных деталей возводили медленно. Но к июлю 1937-го уже были готовы павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон закавказских республик, Татарии, Туркмении, механизации, Главный павильон, павильон свеклы, овощей и др. Открытие перенесли на год, поскольку успеть к юбилею советской власти не удалось. Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять пять лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. К назначенному сроку снова не успели и озвучили новую дату открытия — 1 августа 1939 года.
В июле 1938 года с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Менее чем за месяц монумент смонтировали на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Скульптуру вместо оригинального 34-метрового павильона-постамента, как в Париже, установили на 10-метровый куб, что существенно исказило общий архитектурный облик монумента.
Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик, а также регионов РСФСР. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.
1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была наконец торжественно открыта. На церемонии присутствовали 10 тыс. человек, а в первые 85 дней работы ВСХВ увидели более 3,5 млн посетителей.
Выставка стала привычным местом отдыха москвичей и туристов. Она продолжала работать практически без изменений вплоть до немецкого вторжения в СССР.
1941–1945 годы. Великая Отечественная война
1 июля 1941 года по распоряжению Совета народных комиссаров СССР Выставку закрыли. Весь скот, представленный колхозами и совхозами для показа на ВСХВ, был оперативно вывезен. Остальное — уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив — эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. Из персонала остались лишь люди для охраны и обслуживания оставшихся экспонатов. Другие сотрудники Выставки ушли на фронт. Погибли 127 из 260 работников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ушедших в народное ополчение 13-й Ростокинской дивизии. 10 июля 2019 года на ВДНХ в их честь открыт монумент.
На базе производственно-технических мастерских ВСХВ разместили цеха военно-ремонтного завода №20. За один день на его конвейерах собирали до 60 мотоциклов для фронта. Почти весь жилой фонд ВСХВ во время ВОВ был занят рабочими и служащими военно-оборонных предприятий.
После войны
В 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. Но реконструкция заняла не два года, а шесть. Открытие состоялось лишь в 1954 году. К этому времени территория Выставки выросла до 207 га.
Появилось несколько фонтанов: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». Построена пятикилометровая магистраль с троллейбусным движением. Большинство павильонов перестроили. Изменилась планировочная структура Выставки, поэтому переместился Главный вход. Трехпролетная триумфальная арка, которая раньше была Главным входом, теперь стала называться Северным. В качестве нового Главного входа архитектор Иннокентий Мельчаков построил еще более монументальную пятипролетную триумфальную арку. Сверху на арку входа поставили скульптуру «Тракторист и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.
Главный павильон был полностью перестроен в виде здания со шпилем. Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей реконструировали по проекту архитектора Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо 52-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность.
Павильон «Украинская ССР» к 1954 году в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией был увенчан шпилем в виде золотого снопа. Павильон Белоруссии снесен, и на его месте построен новый, окруженный открытой колоннадой и завершенный ротондой со скульптурой «Родина-мать», которая символизирует благодарность воинам Советского Союза за спасение в Великой Отечественной войне.
Легкий, открытый, конструктивистский эллинг павильона «Механизация» дополнили купольным залом и тяжелым монументальным фасадом.
1958–1967 годы
В 1958 году окрыленный полученным гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе Никита Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США.
Американская выставка в Москве должна была проходить с 25 июля 1959 года в течение шести недель. Одновременно в нью-йоркском «Колизее» планировалась советская выставка.
Сельскохозяйственная выставка, цель которой была убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров, первоначально адресованной не столько москвичам, сколько вице-президенту США Ричарду Никсону. Однако на него Выставка не произвела впечатления. Проезжая по ВДНХ в открытом лимузине, он улыбался и приветственно махал рукой. А затем отправил Эйзенхауэру секретную телеграмму, в которой было всего два слова: «Ничего выдающегося».
В 1963 году Совет министров принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Выставка становилась круглогодичной.
В это время изменился сам принцип показа, сельское хозяйство уступило место науке и промышленности. Именованные по географическому принципу павильоны изменили названия. Белоруссия стала «Электротехникой», Литва — «Химией», Латвия — «Физикой», Молдавия — «Стандартами», Казахстан — «Металлургией», Армения — «Здравоохранением», Украина — «Земледелием». Попутно некоторые павильоны облачались в модернистские одежды. Азербайджан, например, сначала стал «Вычислительной техникой», а потом был украшен штампованными алюминиевыми панелями примерно того же типа, которым раньше обновили павильон «Радиоэлектроника».
В 1966 году построили павильон для Международной выставки сельскохозяйственных машин, позднее ставший «Химической промышленностью». Это было уже современное архитектурное сооружение, хотя и не вполне оригинальное — критики отмечали влияние классика модернизма Миса ван дер Роэ.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции возвели павильон «Товары народного потребления», тоже современное и неоригинальное здание. В этом же году появился павильон «Газовая промышленность», содержащий очевидную отсылку к знаменитому шедевру Ле Корбюзье — капелле Роншан. Самым заметным прибавлением к модернистской части Выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к Выставке территории.
1970–1980 годы
С каждым годом экспозиции приобретали все более интересные и впечатляющие формы. Тысячи экспонатов заполняли новые павильоны. В 1971 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Выставки орденом Красного Знамени. Отныне на всех официальных документах значилось «Ордена Трудового Красного Знамени Выставка достижений народного хозяйства СССР».
В семидесятые годы один из членов брежневского политбюро посетил Чехословакию. Его привезли в ресторан. Там на дюжину киноэкранов одновременно проецировались цветные изображения: пальмы, подводный мир и виды Земли из космоса.
Об увиденном доложили Брежневу. Генсек потребовал соорудить нечто подобное в Москве, придав новому проекту «яркое социалистическое начало». В качестве места появления первого советского полиэкранного зрелища под названием «Мы — советский народ» выбрали павильон «Центральный» на ВДНХ. А осуществить проект должны были специалисты из Чехословакии. За достаточно короткий промежуток времени в круглом зале павильона «Центральный» были смонтированы несколько десятков автоматических диапроекторов и управляющий ими компьютер. При участии советских консультантов-идеологов написали и утвердили сценарий с типовыми фразами и лозунгами дикторского текста, собрали тысячи негативов и слайдов в московских архивах, произвели досъемки и озвучили фильм. На премьеру прибыл и Брежнев.
В этот период также прошли знаковые для СССР и Москвы события. Местом их проведения была выбрана ВДНХ. Это Международный фестиваль молодежи, выставки «Автопром», «Научно-технический прогресс» и «60 лет Советского кино», открытие первого в Союзе океанариума и другие.
Зарубежные выставки, проводившиеся на ВДНХ, привлекали огромное количество посетителей. И пусть это были в основном экспозиции социалистических стран, но и они представляли большой интерес для советских людей.
1988–2013 годы
В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.
Руководство приняло решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, некоторые арендаторы тут же освобождали от них полученную «полезную» площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывшего «Узбекская ССР») и другие. Даже в ресторане «Золотой колос», который в советское время считался одним из самых престижных наряду с «Прагой» и «Москвой», организовали складское помещение.
В 1992 году ВДНХ СССР была переименована в акционерное общество «ГАО ВВЦ». Позже эту эпоху в народе окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной».
К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Нетронутым остался тогда лишь парк аттракционов.
Некоторые павильоны сохранить так и не удалось. В 2005 году пожар уничтожил памятник архитектуры — павильон «Охота и звероводство», а в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария».
В начале 2000-х руководство ВВЦ захотело изменений. Решено было развивать выставочное направление. В 2009 году в дополнение к трем выставочным павильонам (№20, 57 и 69) открылся мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»). Он отвечал всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. Павильон стал центром проведения международных мероприятий и собственных выставочно-конгрессных проектов, которые демонстрировали новейшие технологии в области здравоохранения, инноваций, энерго- и ресурсосбережений.
Параллельно стало развиваться международное сотрудничество со странами — республиками бывшего Советского Союза. В республиканских павильонах можно было купить все что угодно, произведенное в этих странах. В 2002 году принято решение Совета глав государств СНГ о создании на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств — участников СНГ. В 2010–2011 годах Правительство России приступило к заключению ряда межправительственных соглашений об организации на территории комплекса торгово-выставочных павильонов республик, принявших приглашение к сотрудничеству.