Файл: Лекция "Устав" Содержание устава Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273фз "Об образовании в Российской Федерации".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция "Устав"
Содержание устава
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 25. Устав образовательной организации
1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
-
тип образовательной организации; -
учредитель или учредители образовательной организации; -
виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; -
структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.
Закон об образовании определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 ст.25:
-
тип образовательной организации; -
учредитель или учредители образовательной организации; -
виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; -
структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица - образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений - существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).
Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства - ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 7 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:
-
положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения); -
положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса); -
положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы); -
положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.); -
положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности); -
положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации); -
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.
Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании.
Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.
Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время - в территориальный орган Федеральной налоговой службы).
Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ.
Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
- правительством субъекта Российской Федерации;
- региональным министерством (департаментом) образования.
Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:
- представительным органом местного самоуправления;
- администрацией муниципального образования.
Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне.
Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об образовании, образовательная организация
принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:
а) в пределах своей компетенции;
б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.
Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).
Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 Закона об образовании.