ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2021
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
11. Эволюция целей и задач создания и развития малого предпринимательства в Р.Ф.
Основное число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями (мелкие-до 50 занятых; средние - от 50 до 500 (иногда - до 300). Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей.
Этого можно
достигнуть главным образом за счет
открытия
собственного
дела, своего бизнеса, которое им по душе
и отвечает
их
наклонностям. В конечном итоге это
также вызывает
необходимость
развития малых предприятий.Таким
образом, из
изложенного
следует, что малые предприятия не
являются
"побочным"
продуктом перехода экономики в новое
качество, т.е.
к
рынку. Они являются неотъемлемой частью
социально-
экономической
системы страны, обеспечивая:
во-первых,
стабильность рыночных отношений,
поскольку
значительная
часть населения втягивается в эту
систему
отношений
(по мнению зарубежных ученых,
стабильность
системы
обеспечивается при условии, когда
20-30% граждан
страны
имеют свое собственное дело);
во-вторых,
они обеспечивают необходимую мобильность
в
условиях
рынка, создают глубокую специализацию
и
разветвленную
кооперацию производства, без
которых
немыслима
его высокая эффективность. В конечном
итоге это
ведет
к динамичности хозяйственного развития
и экономическому
росту
национальной экономики;
в-третьих,
изменяющейся роли малых предприятий
в
деятельности
крупных и средних предприятий.
Малые
предприятия по поручению крупных
компаний или с их
помощью
часто ведут научные разработки.
Крупным
компаниям экономически выгодно поручать
малым
предприятиям
производство изделий, требующих
приложения
высокопрофессионального
мастерства, нежели делать их самим.
Часть
мелких и средних предприятий включена
через
контрактную
и субконтрактную системы, через
систему
"франчайзинг"
в монополистические производственные
комплексы;
большие компании являются клиентами
малых фирм, а последние - поставщиками
для больших фирм
.