Файл: Содержание и сущность антикоррупционной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1749

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа

Реферат

Дисциплина: Основы антикоррупционного законодательства

Тема: Содержание и сущность антикоррупционной политики

Выполнил(а):

Попова Вера Владимировна

(Ф.И.О. студента)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Омск, 2023

Содержание
Введение..................................................................................................................3

1. Понятие антикоррупционной политики...........................................................5

2. Содержание антикоррупционной политики....................................................6

3. Виды, уровни и направления антикоррупционной политики.....................11

4. Правовые основы антикоррупционной политики.........................................12

5. Проблемы и перспективы реализация национальной антикоррупционной политики................................................................................................................14

Заключение............................................................................................................19

Список использованных источников..................................................................21

Введение

Сегодня средства массовой информации пестрят  своими разоблачительными и даже в некоторых случаях неоспоримыми материалами о коррумпированности высокопоставленных лиц государства. Нередко в этих скандалах были замешаны представители Администрации Президента, Правительства и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Нельзя не заметить и всё нарастающей в российском обществе "человеческой усталости" от насквозь прогнившей и коррумпированной государственной власти. На современном этапе многие эксперты по антикоррупционной политике схожи сегодня в одном едином мнении, что люди начинают осознавать свою гражданскую ответственность за искоренение сложившихся стереотипов покровительству и поощрению коррупцию в органах государственной управления.

    В настоящее время коррупция рассматривается  как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации [3]. Коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер. Коррупционная преступность - это сложное криминологическое  явление, представляющее собой систему  преступлений, в которых специальным  субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.


   В таких условиях недостаточно обычных  мер борьбы с явлением коррупции. С точки зрения уголовной ответственности 

коррупционные нарушения относятся  к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра.

   Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.  Для устранения факторов, обеспечивающих существование и устойчивость коррупции,  необходимо адекватное целям коррупции  воздействие на эти факторы. Такое  воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, является целью антикоррупционной политики.

     Одним из превентивных направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Не случайно 19 мая с.г. Президент  РФ Д.Медведев подписал дополнительно антикоррупционный пакет документов из пяти указов.

В России во исполнение Национального плана  противодействия коррупции, утвержденного  Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, создана законодательная  база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции.

     Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О  противодействии коррупции" [1] закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям.

1. Понятие антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а

также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности

Государственную антикоррупционную  политику следует рассматривать как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.

Цели  антикоррупционной  политики как системы (которой ей еще надлежит стать) - адекватное целям коррупции воздействие на факторы, обеспечивающие существование и устойчивость коррупции.

Целью государственной  антикоррупционной  политики является снижение уровня коррупции посредством:

  • реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина

  • предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами,

  • мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики,

  • формирования антикоррупционного общественного мнения,

  • обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции,

  • создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления,

  • формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями [5].



2. Содержание антикоррупционной политики
 Антикоррупционная политика - это идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных проявлений.

   Антикоррупционная политика понимается как управленческая деятельность, форма взаимоотношений  между различными социальными группами, властное проявление полномочий госорганов, подсистема правовой политики Российского государства; нормативное образование, обеспечивающее защитуи реализацию прав и законных интересов граждан и коллективных образований. Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства. Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.


   Одна  из главных криминологических идей антикоррупционной политики заключается в том, что проявления коррупции могут быть минимизированы путем углубления социально-правового контроля не столько за деятельностью отдельных категорий лиц, сколько за социально-экономическими процессами, финансовыми и товарными потоками.

   Центр тяжести в деле реализации антикоррупционной  политики ложится на институты контрольной  государственной власти, что обусловлено  отсутствием в России гражданского общества -наиболее эффективного средства обеспечения «прозрачности» деятельности государственных органов.

   Разработка  антикоррупционного законодательства, особенно в экономической сфере, должна осуществляться на основе четких критериев классификации видов  госуправления, административно-правовых режимов отраслей экономической  деятельности; в противном случае неизбежна фрагментарность, увлечение деталями,

   Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства  и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

    Ниже  приводятся основные направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции. Проект "Основных направлений…", подготовленный Михаилом Александровичем Красновым - вице-президентом фонда ИНДЕМ, руководителем Антикоррупционного центра НАК. Этот документ неоднократно обсуждался экспертными группами, президиумом и общим собранием участников Национального антикоррупционного комитета, которое приняло его осенью 2000 года. После этого проект был направлен президенту и в правительство. По имеющейся информации, документ получил благожелательную оценку премьера. Реакции президента пока не последовало. Основой для документа послужил подготовленный фондом ИНДЕМ доклад "Россия и коррупция: кто кого", публиковавшийся в "Независимой газете" в 1999 году, и другие материалы [2].


   Следует учитывать, что настоящие Основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер разделов, но и с учетом результатов глубинных исследований явления коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции в России; «участков» государственного и общественного организма, пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более серьезной оценки прямых и косвенных экономических потерь.

 Многие  положения настоящего документа, во всяком случае, упомянутые в разделе 1, совпадают с мерами, предусматриваемыми различными проектами программ, направленных на повышение эффективности государственной власти. Это естественно, поскольку институциональное, функциональное и субстанциональное упорядочение государственной власти служит основополагающим антикоррупционным фактором. Включение такого рода направлений в настоящий документ позволяет вычленить те общие меры, которые способны иметь антикоррупционный эффект.

     Основные  направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции:

     1. Законодательные  меры

     1.1.     Ограничение условий, благоприятствующих проникновению криминальных элементов в законодательную власть и их влиянию на принятие законов.

     1.2.     Создание условий для обеспечения большей структурированности, прозрачности и подконтрольности органов исполнительной власти.

     1.3.     Ограничение условий для произвольной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.

     1.4.     Изменение принципов государственной (публичной гражданской) службы

     1.5.     Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.

     1.6.     Упорядочение системы «сдержек и противовесов».

     1.7.     Укрепление судебной власти. Обеспечение доступного и эффективного правосудия.

     1.8.     Принятие закона об ответственности за легализацию преступных доходов.

     1.9.     Четкое законодательное регулирование контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников.

     2. Организационные,  организационно-политические меры

     2.1. Декоммерциализация государственной  и муниципальной деятельности, в  том числе путем делегирования  ряда социальных и правовых  услуг институтам гражданского  общества (при обеспечении законодательного  механизма ответственности).