Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1749
Скачиваний: 52
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
Реферат
Дисциплина: Основы антикоррупционного законодательства
Тема: Содержание и сущность антикоррупционной политики
Выполнил(а):
Попова Вера Владимировна
(Ф.И.О. студента)
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Омск, 2023
Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие антикоррупционной политики...........................................................5
2. Содержание антикоррупционной политики....................................................6
3. Виды, уровни и направления антикоррупционной политики.....................11
4. Правовые основы антикоррупционной политики.........................................12
5. Проблемы и перспективы реализация национальной антикоррупционной политики................................................................................................................14
Заключение............................................................................................................19
Список использованных источников..................................................................21
Введение
Сегодня средства массовой информации пестрят своими разоблачительными и даже в некоторых случаях неоспоримыми материалами о коррумпированности высокопоставленных лиц государства. Нередко в этих скандалах были замешаны представители Администрации Президента, Правительства и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Нельзя не заметить и всё нарастающей в российском обществе "человеческой усталости" от насквозь прогнившей и коррумпированной государственной власти. На современном этапе многие эксперты по антикоррупционной политике схожи сегодня в одном едином мнении, что люди начинают осознавать свою гражданскую ответственность за искоренение сложившихся стереотипов покровительству и поощрению коррупцию в органах государственной управления.
В настоящее время коррупция рассматривается как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации [3]. Коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер. Коррупционная преступность - это сложное криминологическое явление, представляющее собой систему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.
В таких условиях недостаточно обычных мер борьбы с явлением коррупции. С точки зрения уголовной ответственности
коррупционные нарушения относятся к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра.
Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Для устранения факторов, обеспечивающих существование и устойчивость коррупции, необходимо адекватное целям коррупции воздействие на эти факторы. Такое воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, является целью антикоррупционной политики.
Одним из превентивных направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Не случайно 19 мая с.г. Президент РФ Д.Медведев подписал дополнительно антикоррупционный пакет документов из пяти указов.
В России во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции.
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" [1] закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям.
1. Понятие антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а
также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности
Государственную антикоррупционную политику следует рассматривать как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.
Цели антикоррупционной политики как системы (которой ей еще надлежит стать) - адекватное целям коррупции воздействие на факторы, обеспечивающие существование и устойчивость коррупции.
Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции посредством:
-
реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина -
предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, -
мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики, -
формирования антикоррупционного общественного мнения, -
обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, -
создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, -
формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями [5].
2. Содержание антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика - это идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных проявлений.
Антикоррупционная политика понимается как управленческая деятельность, форма взаимоотношений между различными социальными группами, властное проявление полномочий госорганов, подсистема правовой политики Российского государства; нормативное образование, обеспечивающее защитуи реализацию прав и законных интересов граждан и коллективных образований. Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства. Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.
Одна из главных криминологических идей антикоррупционной политики заключается в том, что проявления коррупции могут быть минимизированы путем углубления социально-правового контроля не столько за деятельностью отдельных категорий лиц, сколько за социально-экономическими процессами, финансовыми и товарными потоками.
Центр тяжести в деле реализации антикоррупционной политики ложится на институты контрольной государственной власти, что обусловлено отсутствием в России гражданского общества -наиболее эффективного средства обеспечения «прозрачности» деятельности государственных органов.
Разработка антикоррупционного законодательства, особенно в экономической сфере, должна осуществляться на основе четких критериев классификации видов госуправления, административно-правовых режимов отраслей экономической деятельности; в противном случае неизбежна фрагментарность, увлечение деталями,
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.
Ниже приводятся основные направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции. Проект "Основных направлений…", подготовленный Михаилом Александровичем Красновым - вице-президентом фонда ИНДЕМ, руководителем Антикоррупционного центра НАК. Этот документ неоднократно обсуждался экспертными группами, президиумом и общим собранием участников Национального антикоррупционного комитета, которое приняло его осенью 2000 года. После этого проект был направлен президенту и в правительство. По имеющейся информации, документ получил благожелательную оценку премьера. Реакции президента пока не последовало. Основой для документа послужил подготовленный фондом ИНДЕМ доклад "Россия и коррупция: кто кого", публиковавшийся в "Независимой газете" в 1999 году, и другие материалы [2].
Следует учитывать, что настоящие Основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер разделов, но и с учетом результатов глубинных исследований явления коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции в России; «участков» государственного и общественного организма, пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более серьезной оценки прямых и косвенных экономических потерь.
Многие положения настоящего документа, во всяком случае, упомянутые в разделе 1, совпадают с мерами, предусматриваемыми различными проектами программ, направленных на повышение эффективности государственной власти. Это естественно, поскольку институциональное, функциональное и субстанциональное упорядочение государственной власти служит основополагающим антикоррупционным фактором. Включение такого рода направлений в настоящий документ позволяет вычленить те общие меры, которые способны иметь антикоррупционный эффект.
Основные направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции:
1. Законодательные меры
1.1. Ограничение условий, благоприятствующих проникновению криминальных элементов в законодательную власть и их влиянию на принятие законов.
1.2. Создание условий для обеспечения большей структурированности, прозрачности и подконтрольности органов исполнительной власти.
1.3. Ограничение условий для произвольной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.
1.4. Изменение принципов государственной (публичной гражданской) службы
1.5. Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.
1.6. Упорядочение системы «сдержек и противовесов».
1.7. Укрепление судебной власти. Обеспечение доступного и эффективного правосудия.
1.8. Принятие закона об ответственности за легализацию преступных доходов.
1.9. Четкое законодательное регулирование контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников.
2. Организационные, организационно-политические меры
2.1. Декоммерциализация государственной и муниципальной деятельности, в том числе путем делегирования ряда социальных и правовых услуг институтам гражданского общества (при обеспечении законодательного механизма ответственности).