Файл: Анализ работы психологопедагогической службы по профилактике жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях соп гбоу Новобрянская скоши за 2021 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ работы психолого-педагогической службы по профилактике жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях СОП

ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» за 2021 учебный год.
В школе работают 4 педагога-психолога, 1 социальный педагог.

По состоянию на 2021 год в школе семей СОП – 3 семьи, на начало 2022 года – 1 семья категории СОП.

Основной целью работы является психологическое сопровождение личности и социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Работа проводится по основным направлениям: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая, консультативная, профилактическая.

Работа педагогов-психологов по профилактике жестокого обращения с детьми:

  • анализ состояния в школе,

  • сбор информации о семьях,

  • сбор информации об учащихся.

При выявлении детей «группы риска» и изучении их личностных особенностей, на изучение особенностей и стиля детско-родительских отношений, на выявление жестокого обращения с детьми.

Используютя методики:

  • «Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И.Рожков, М.А.Ковальчук)- она удобна в обработке, охватывает сразу несколько факторов, как личностного характера, так и социального;

  • метод наблюдения;

  • проективная методика «рисунок семьи»– по этой методике приблизительно можно понять состояние ребенка на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителем;

  • анкетирование «Выявление жестокого обращения с детьми».

Результаты обследований используются при построении дальнейшей работы:

  • проводится индивидуальная коррекция личности «трудного» ребенка;

  • индивидуальные консультации родителей, учителей;

  • детско-родительские занятия с элементами тренинга, которые помогают родителям осмыслить свои взаимоотношения с детьми, у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей;

  • Просветительская работа с родителями онлайн через мессенджеры «Мир – без жестокости к детям» - создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми, «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» - дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний, переосмыслить их;

  • консультации педагогов «Ваши действия при подозрении на жестокое обращение с детьми», «Консультации с целью расширить знания о проблеме жестокого обращения с детьми»;

  • классные часы «Скажи, нет, жестокому обращению с детьми» - ознакомление с проблемой жестокого обращения с детьми и поиск путей её решения, «Построим мост друг к другу» - создать условия для формирования уважительных отношений между мальчиками и девочками, «Безопасность в моем мире» - создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию;

  • психологические тематические памятки «Чем заменить наказание?», «Если ребенок заявляет вам о насилии», «Если вы не хотите стать жертвой насилия», «Прежде, чем применить физическое наказание ребенку, остановитесь!»


Результативность: за 2021 год в школе не выявлено случаев жестокого обращения в отношении учащихся 1-9 классов ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

Одним из приоритетных направлений работы школы является профилактика жестокого обращения с детьми и поэтому в школе разработан алгоритм действий специалистов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с детьми.

Алгоритм действий специалистов по раннему выявлению и профилактике жестокого обращения с детьми

1.Учитель должен обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении с ним:

  • Неухоженность, неопрятность

  • Аппативность или агрессивность ребенка

  • Изменчивое поведение (спокойствие-возбуждение)

  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки

  • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головная боль…)

  • Чувство страха по отношению к родителям

  • Повышенная агрессивность в играх по отношению к другим детям

  • Острые эмоциональные реакции при получении замечаний

  • Ребенок боится после школы идти домой

2.При подозрении на жестокое обращение с ребенком учитель должен предпринять следующие меры:

  • Завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением

  • В случае получения основания полагать, что с ребенком жестко обращаются, необходимо вместе с социальным педагогом осуществить выход в семью ребенка.

3.При выявлении случая жестокого обращения с ребенком, необходимо:

  • Немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком

  • Руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем в письменном виде) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

4.В целях защиты прав и интересов ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

  • Совместно с заинтересованными службами (психологи, соц.педагог…) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, включая работу с его семьей

  • Организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации

  • Направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.


5.Если Вы первый человек, кому ребенок рассказал о насилии, ваши действия:

  • Сохраняйте спокойствие

  • Скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о насилии

  • Внимательно выслушайте его рассказ

  • Скажите ребенку, что произошедшее насилие – это не его вина

  • Заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Педагог-психолог

Ещенко В.Г.