Файл: Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 9. Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления
Стрессогенные факторы
Тип стрессогенного фактора | Вид фактора |
Организационные факторы | - перегрузка, либо слишком малая рабочая загрузка; - конфликт ролей; - неинтересная работа- плохие физические условия (наличие шума, слишком низкая, либо слишком высокая температура, вибрация и т.д.); - отсутствие соотношения между полномочиями и ответственностью; - неудовлетворительные каналы обмена информацией в организации; - деструктивное конфликтное поведение коллег; - неблагоприятный морально-психологический климат |
Организационно-личностные | - страх не справиться с работой и допустить ошибку; - страх быть обойденным другими |
-
Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса. -
Тренинги ассертивного поведения и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха. -
Тренинги личностного роста.
Задание 10.
Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в студенческой группе. Дайте определение социально-психологического климата.
Актуальность проблемы социально-психологического климата заключается в возросших требованиях к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и постоянным ростом их личностных притязаний.
Степень изученности: исследования в области социальной психологии коллектива проводятся до сих пор. Обусловлено это потребностью общества в повышении эффективности работы коллектива с одновременно его стабильным взаимодействием. В нашем случае, когда речь идёт об учебной группе, эффективность внутригруппового взаимодействия взаимосвязана с индивидуальным уровнем развития каждого её члена.
Существует предположение, что благоприятный социально- психологический климат в студенческой группе положительно влияет на эмоциональное отношение студентов к обучению.
Психологами, социологами и философами предпринимались усилия по изучению социально-психологического климата. Методологические и концептуальные подходы, оригинальные методы диагностики социально-психологического климата, конкретные пути регуляции социально-психологического климата предложены в работах и трудах Б.Д. Парыгина, Е. Е. Сапогова А.В. Петровского, К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, В.К. Панферова, Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой, С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский. А в западной социальной психологии следует отметить немецкого психолога В. Мёде, американского психолога Ф.Олпорта, З. Фрейда, Р. Плутчика.
Задание 11.
Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно,
может быть оправдан;
я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Задание 12.
Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.
1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
Задание 13.
Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Острый кризис
Человек переживает или только что пережил травмирующую ситуацию. Он находится в состоянии шока и может переживать следующие реакции:
Интенсивный страх или оцепенение
Дереализация («этого не было», «это был сон», «это не было реальным»)
Деперсонализация (ощущение себя как стороннего наблюдателя травмирующего события, перенос на другого человека − «это случилось не со мной»)
Стыд и отвращение к себе (характерно для жертв насилия)
Психологическая уязвимость (например, человек очень зависит от слов и советов окружающих, становится очень ранимым)
Психосоматические симптомы (тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита)
Наиболее остро эти симптомы ощущаются на протяжении 48 часов, но могут наблюдаться и до 3 месяцев, в зависимости от тяжести травмы – и в этом случае врачи говорят об остром синдроме ПТСР.
А дальше – если не удалось справиться с психологической нагрузкой – расстройство переходит в хроническую или отсроченную форму.
Хроническая форма
Человек не смог справиться с психотравмирующим переживанием или подавить его. Он начинает анализировать случившееся, снова и снова возвращается к пугающим воспоминаниям. Нервная система пребывает в постоянной повышенной активности.
Для этой формы характерно постепенное нарастание симптомов – человек становится все более нервным и тревожным, у него может измениться характер и сфера интересов. У него постепенно развивается нервное истощение.
Хроническую форму ПТСР диагностируют, если симптомы расстройства присутствуют дольше 3 месяцев.
Отсроченная форма
В этом случае человек не смог пережить психотравму и «подавил» ее.
Так, для этой формы характерны различные виды амнезии – частичное или полное исчезновение воспоминаний о травмирующем событии или опыте.
Но под воздействием раздражителей («триггеров) воспоминания в какой-то момент возвращаются.
Об отсроченной форме говорят, если симптомы ПТСР внезапно проявились минимум через полгода после психотравмирующего события. Например, воспоминания могут вернуться и через 5, и через 10 и более лет.
Совладание
Психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера. Большое количество исследований посвящено изучению, систематизации и сравнению эффективности разнообразных стратегий (способов, приемов, стилей), таких, например, как решение проблемы собственными силами, обращение за помощью к семье, обращение к религии, уход от проблемы, оптимизм, релаксация, юмор, обращение за помощью к друзьям.
Копинг-стратегии
Это одно или несколько действий, призванных защитить человека от стрессовой ситуации или снизить ее воздействие на психику. По-другому их можно назвать методами психологической защиты от проблем в разных жизненных сферах, будь то процесс поиска работы или отношения внутри семьи.
В психологии считается, что копинг-стратегиями пользуются абсолютно все люди. Кто-то отвлекается от стресса с помощью юмора. Кому-то проще выразить свои эмоции. Есть и те, кто просто старается избегать неприятных ситуаций. Все это происходит на уровне подсознания и считается рефлекторной деятельностью мозга.
Преодоление является средством выхода из стрессовой ситуации, основанным на активной попытке овладеть (совладать) этой ситуацией; оно включает два процесса— непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. Непосредственная двигательная реакция направлена на изменение взаимоотношений человека с окружающей его средой и может проявляться в виде подготовительных защитных мероприятий, агрессии или пассивного избегания.
Избегание
Пассивное избегание также можно рассматривать как продолжительную реакцию на переживание стресса. Это можно затем связать с депрессией и чувством безнадежности.
Задание 14
Запишите собственное мнение о влиянии психосоматических патологий на формирование стрессоустойчивости.
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы (стресса) возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим страданием.
Стресс опосредованно, через нервные и гуморальные механизмы, возбуждает те органы и системы, активация которых необходима для общего адаптационного синдрома, реализующего реакции «боевая тревога» и «битвабегство». Многие исследователи и клиницисты считают сердечно-сосудистую систему основным концевым органом стрессорной реакции. На втором месте по частоте находятся желудок и кишечный тракт, которые чаще всего реагируют на эмоции ярости и гнева.
В настоящее время представляется наиболее рациональным рассмотрение генеза психосоматических расстройств с позиций системно-структурного перехода, предусматривающего выделение четырех компонентов: 1) психологического компонента (особенности личности, психологической защиты на стресс); 2) корково-подкоркового компонента (особенности деятельности коры головного мозга, системы гипоталамус гипофиз - надпочечники, лимбической системы, ретикулярной формации и ствола мозга); 3) нейрогуморального компонента, включающего вегетативную нервную и эндокринные системы; 4) органного или системного компонента.
Выделение четырех компонентов механизма формирования психосоматических расстройств дает возможность проследить, как конфликт, взаимодействуя с личностью вначале на психологическом уровне, переходит на физиологический уровень, трансформируясь в патологию внутренних органов.
Задание 15.
Опишите стратегии «жизнестойкого стиля преодоления» трудной жизненной ситуации и виктимного стиля преодоления трудной жизненной ситуации. Проанализируйте возможные «психологические защиты» и «копинг-стратегии».
На уровне знаний:
знает основные алгоритмы поведения в целях предотвращения и в условиях ситуаций опасных или потенциально опасных для жизни и психологического здоровья;