Файл: Лекция Проектирование продукта и разработка услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3. Проектирование продукта и разработка услуги
В условиях развивающихся рыночных отношений качество проектируемой продукции является одним из основных критериев конкурентоспособности и обеспечения устойчивой работы предприятия.
Чем эффективнее будет осуществляться разработка изделия, т.е. чем быстрее по времени фирма учтет потребности и нужды покупателя и требования рынка в проектируемом продукте, тем меньше будут затраты на этой стадии, тем быстрее фирма выйдет на рынок с новым товаром и получит необходимую прибыль.
Совершенствование управления процессами проектирования и разработки продукта невозможно до тех пор, пока они не идентифицированы, т.е. не отнесены к определенному классу организационных процессов и не установлены их место и роль в производственном процессе.
Существует много способов классификации процессов. Одним из вариантов является разделение процессов организации на три основные типа по создаваемому продукту: основные, вспомогательные, процессы управления организацией.
К основным процессам следует отнести процессы жизненного цикла продукции
(раздел 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2008) от ее разработки, постановки на производство, собственно производства до поставки, т.е. процессы, непосредственно создающие ценность для потребителей.
Назначением вспомогательных процессов является обеспечение деятельности основных процессов. Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными.
Говоря о процессах управления организацией, следует отметить, что в каждой организации в соответствии с МС ИСО 9000:2000 могут быть выделены процессы управления различными видами деятельности (исследование и разработка, закупки, производство и т.д.) и процессы планирования, организации, руководства, контроля, регулирования и т. д.
Выделение в качестве объекта описания процессов управления проектированием и разработкой продукции невозможно в отрыве от самой деятельности.
В классификации приведенной Б. Андерсеном все процессы организации разделены на первичные, поддерживающие и развивающие. Первичные процессы были названы собственно бизнес-процессами и разбиты на четыре подгруппы: разработка продукции; требования потребителей; выполнение заказов; обслуживание потребителя.
Процесс проектирования и разработки продукции - это особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в

материальный объект - продукцию, с повышением полезных свойств продукции в соответствии с требованиями НТП и отражение их в нормативно-технической документации: стандартах, чертежах и технологических картах, технических условиях.
Проектирование продукции - это процесс, не прекращающийся до начала успешных продаж продукта.
Согласно ИСО МЭК ТО 15504 бизнес-процесс «Разработка продуктов и услуг» описывается следующим образом:
- разработка концепции новых продуктов/услуг и планов;
- проектирование, создание и тестирование прототипов продуктов/услуг;
- внесение улучшений в существующие продукты/услуги;
- тестирование эффективности новых или усовершенствованных продуктов/услуг;
- подготовка к производству;
- управление процессом разработки продуктов/услуг.
Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
1. стадии проектирования и разработки;
2. проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;
3. ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
Результаты планирования должны актуализироваться, если это необходимо, по ходу проектирования и разработки.
Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Входные данные должны включать:
1. функциональные и эксплуатационные требования;
2. соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
3. там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
4. другие требования, важные для проектирования и разработки. Входные данные должны анализироваться на достаточность.
Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.

Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке, а также должны быть официально одобрены до их последующего использования.
Выходные данные проектирования и разработки должны:
1. соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
2. обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
3. содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
4. определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования.
На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями с целью:
1. оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требованиям;
2. выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям. В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имеющих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки.
Записи результатов анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии .
Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически возможно и целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. Изменения должны быть проанализированы, верифицированы и валидированы соответствующим образом, а также

одобрены до внесения. Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже поставленную продукцию.
Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Цель: обеспечить результативное и эффективное реагирование на потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. Обеспечить соответствие требований к новой продукции, путем управления процессами планирования, проектирования и систематической поэтапной проверки результатов процессов проектирования и разработки для выработки (при необходимости) корректирующих воздействий .
Основные требования:
1. планирование и управление проектированием и разработкой продукции, устанавливающие стадии, анализ, верификацию и валидацию на каждой стадии и ответственность и полномочия
2. актуализация планов по ходу выполнения проектных работ
3. обеспечение процесса проектирования всеми необходимыми средствами
4. выполнение процесса проектирования квалификационным персоналом
5. обеспечение организационного, технического и информационного взаимодействий
6. определение всех входных проектных данных с учетом требований потребителей, действующих правовых и нормативных документов
7. обеспечение соответствия выходных данных проекта входным
8. проведение анализа, верификации и валидации проекта и разработки
9. обеспечение идентификации, анализа, оформления и утверждения всех изменений к проекту до их внедрения
Необходимо вести и поддерживать в рабочем состоянии записи результатов валидации, верификации и анализа изменений.
Область применения: Подразделения, осуществляющие проектно-конструкторские работы, отдел маркетинга, отдел материально-технического снабжения и производственные подразделения предприятия
Ответственность:
Ответственность на уровне руководства организации за управление процессом несет должностное лицо, которому генеральный директор делегировал полномочия (технический директор).
Согласно разработанным проектам необходимо осуществлять закупку сырья и комплектующих
Процесс закупок

Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:
1. требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;
2. требования к квалификации персонала;
3
. требования к системе менеджмента качества.
Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам.
Цель:
Гарантировать соответствие всех закупаемых материалов, полуфабрикатов, комплектующих, оборудования и средств измерений, контроля и испытаний всем установленным требованиям
Основные требования:
1. процессом закупок необходимо управлять
2. оценка и выбор поставщика должны осуществляться на основе установленных критериев, определяющих их способность удовлетворять требованиям организации.
Должны поддерживаться в рабочем состоянии записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки (результаты окончательного контроля поставщика и данные собственного входного контроля)


3. информация на закупку должна содержать все необходимые данные, организация должна верификацировать закупленную продукцию для обеспечения соответствия установленным требованиям.
Область применения:
Все подразделения организации, обеспечивающие управление закупками и участвующие в этом виде деятельности.
Ответственность:
Ответственность на уровне руководства организации несет должностное лицо, которому генеральный директор делегировал полномочия (коммерческий директор).
Так же необходимо идентифицировать процесс производства и обслуживания, так как от результативности данного процесса зависит качество продукции, а, следовательно, и степень удовлетворенности потребителей
Процесс проектирования и разработки
В условиях развивающихся рыночных отношений качество проектируемой продукции является одним из основных критериев конкурентоспособности и обеспечения устойчивой работы предприятия.
Чем эффективнее будет осуществляться разработка изделия, т.е. чем быстрее по времени фирма учтет потребности и нужды покупателя и требования рынка в проектируемом продукте, тем меньше будут затраты на этой стадии, тем быстрее фирма выйдет на рынок с новым товаром и получит необходимую прибыль.
Совершенствование управления процессами проектирования и разработки продукта невозможно до тех пор, пока они не идентифицированы, т.е. не отнесены к определенному классу организационных процессов и не установлены их место и роль в производственном процессе.
Существует много способов классификации процессов. Одним из вариантов является разделение процессов организации на три основные типа по создаваемому продукту: основные, вспомогательные, процессы управления организацией.
К основным процессам следует отнести процессы жизненного цикла продукции
(раздел 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2008) от ее разработки, постановки на производство, собственно производства до поставки, т.е. процессы, непосредственно создающие ценность для потребителей.
Назначением вспомогательных процессов является обеспечение деятельности основных процессов. Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными.

Говоря о процессах управления организацией, следует отметить, что в каждой организации в соответствии с МС ИСО 9000:2000 могут быть выделены процессы управления различными видами деятельности (исследование и разработка, закупки, производство и т.д.) и процессы планирования, организации, руководства, контроля, регулирования и т. д.
Выделение в качестве объекта описания процессов управления проектированием и разработкой продукции невозможно в отрыве от самой деятельности.
В классификации приведенной Б. Андерсеном все процессы организации разделены на первичные, поддерживающие и развивающие. Первичные процессы были названы собственно бизнес-процессами и разбиты на четыре подгруппы: разработка продукции; требования потребителей; выполнение заказов; обслуживание потребителя.
Процесс проектирования и разработки продукции - это особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект - продукцию, с повышением полезных свойств продукции в соответствии с требованиями НТП и отражение их в нормативно-технической документации: стандартах, чертежах и технологических картах, технических условиях.
Проектирование продукции - это процесс, не прекращающийся до начала успешных продаж продукта.
Согласно ИСО МЭК ТО 15504 бизнес-процесс «Разработка продуктов и услуг» описывается следующим образом: разработка концепции новых продуктов/услуг и планов; проектирование, создание и тестирование прототипов продуктов/услуг; внесение улучшений в существующие продукты/услуги; тестирование эффективности новых или усовершенствованных продуктов/услуг; подготовка к производству; управление процессом разработки продуктов/услуг.
Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
. стадии проектирования и разработки;
. проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;
. ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.


Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
Результаты планирования должны актуализироваться, если это необходимо, по ходу проектирования и разработки.
Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Входные данные должны включать:
. функциональные и эксплуатационные требования;
. соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
. там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
. другие требования, важные для проектирования и разработки. Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке, а также должны быть официально одобрены до их последующего использования.
Выходные данные проектирования и разработки должны:
. соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
. обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
. содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
. определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования.
На соответствующих стадиях должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями с целью:
. оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требованиям;
. выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям. В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имеющих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки.
Записи результатов анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически возможно и целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Разработка новых товаров
Разработка новых товаров – жизненно важный фактор, определяющий будущее компании. Те организации, которые в условиях интенсивной конкуренции не справляются с разработкой новых товаров, сильно рискуют, поскольку спрос на имеющиеся у них товары/услуги зависит от множества факторов, не поддающихся воздействию со стороны организации. По определению, новый товар – это товар, обладающий новыми для потребителя свойствами. Однако под новым товаром мы подразумеваем не только совершенно новые по идее товары. Сюда относятся также товары, создаваемые следующим образом: • Ассортимент уже существующих товаров расширяется за счет новых вариаций на ту же тему. Например, производитель автомашин дополняет уже существующий ряд машин моделью экстракласса. • Перепозиционирование.
Существующие товары направляются на новые рынки или сегменты рынка. Например, камуфляжная форма, предназначенная для военных, стала рабочей одеждой для гражданских лиц. • Улучшение или замена существующих товаров. Например, стиральный порошок приобретает приятный лимонный запах. Вакуумная упаковка для памперсов сделала товар при продаже значительно компактнее и т. д. Потенциально возможная выгода нововведений связана с высоким риском. Исследования показали [6], что 80 % новых товаров в упаковке оказались неконкурентоспособными. На стадии выведения на рынок около 33 % новых промышленных товаров терпит фиаско. Возможно ли гарантировать успех? Ключевой фактор успеха на рынке – наличие четко определенного замысла товара. Прежде чем приступать к проектированию новых товаров/услуг, необходимо ясно представить, какие потребности они будут удовлетворять? Какова будет численность потребителей и какие преимущества они смогут получить от нового товара? Из-за неопределенности внешней среды