ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Физико-химические методы удаления загрязнений почвы нефтью включают:
- сорбция нефтепродуктов с поверхностного слоя почвы,
- электрохимическая очистка почвы и др.
- соблюдение правил по безопасному ведению работ и охраны окружающей среды.
Эти требования выполняются при соблюдении тех же правил, что и при разбуривании месторождений.
Основные методы охраны подземных вод следующие:
К важнейшим мероприятиям предотвращающем загрязнение вод относится:
- внедрение эффективных методов подготовки нефти, газа и пластовых вод с целью снижения потери УВ;
Причинами утечек вредных веществ в атмосферу могут быть:
- несовершенство систем сбора и транспорта нефти;
- плохая герметичность устьевого оборудования скважин;
- несовершенство сепарационной аппаратуры и собственно процесса сепарации;
- нарушение герметичности систем подготовки нефти и воды;
- аварии и нарушения правил эксплуатации нефтепродуктопроводов;
7.6 План природоохранных мероприятий
— мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду;
— мероприятия по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду;
— мероприятия по выполнению законодательных требований.
К мероприятиям по снижению воздействия на окружающую среду относят:
— мероприятия по охране атмосферного воздуха;
— мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов;
— мероприятия по охране земель;
— мероприятия по утилизации и снижению объемов образования отходов производства и потребления;
— мероприятия по охране лесов, растительного и животного мира;
— применение современных природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
К мероприятиям по выполнению законодательных требований можно отнести:
— мероприятия по созданию и развитию системы производственного экологического контроля;
— мероприятия по созданию и развитию системы экологического менеджмента.
Контроль за выполнением требований по охране недр при ведении геологоразведочных работ на нефть и газ проводит Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), задачей которого является, в частности, обеспечение соблюдения установленного порядка, пользования недрами, порядка учета и списания запасов, правильности консервации и ликвидации нефтяных и газовых скважин.
Государственный контроль за использованием природных ресурсов и осуществлением единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов проводит Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов.
7.2 Охрана воздушного бассейна
Основными направлениями решения защиты воздушного бассейна региона от загрязнения является борьба с загрязнением атмосферного воздуха промышленными предприятиями, автотранспортом и теплоэнергетическими установками. Каждое из этих направлений включает соответствующую программу мероприятий, которая в свою очередь состоит из трех основных подпрограмм:
- совершенствование технологических процессов в целях сокращения выделения вредных отходов;
- очистка и нейтрализация отходящих газов;
- разработка градостроительных мероприятий, способствующих уменьшению загрязнения воздушного бассейна.
Наиболее активной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия выбросов промышленных предприятий является полный переход к безотходным и малоотходным технологиям и производствам. Это требует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. Важных направлением экологизации промышленного производства следует считать:
- совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду;
- экологическую экспертизу всех видов производств и промышленной продукции;
- замену токсичных отходов на нетоксичные;
- замену не утилизируемых отходов на утилизируемые;
- широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.
В качестве средств защиты атмосферного воздуха применяют пыле - газоочистные сооружения. Важная роль в защите воздушного бассейна региона должна отводится мероприятиям по рациональному размещению источников загрязнения:
- вынесение промышленных предприятий из крупных городов в малонаселенные районы с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного использования землями;
- соблюдение необходимых санитарных разрывов;
- оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы ветров; установление санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий;
- рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений;
- организация движения транспорта с целью уменьшения выброса токсичных веществ в зонах жилой застройки.
Для снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта необходима рациональная транспортно-планировочная структура для преодоления двух основных негативных явлений, характерных для современных крупных городов: распыленность грузового движения и высокая загруженность улично-дорожной сети в условиях растущей автомобилизации. Одним из путей преодоления распыленности грузового движения по территории города является создание систем грузовых дорог. Их прокладка осуществляется вне жилых районов, центров городов и зеленых зон, желательно по территориям санитарно-защитных зон. Для нефтяного региона перспективно создание скоростных автомобильных дорог, предназначенных для связи между удаленными районами города и центрами системы расселения.
Экологическое значение формирования систем скоростных автомобильных дорог заключается в привлечении значительного междугороднего транзита на систему обходных и распределительных кольцевых дорог вокруг территории города, в отведении главных автомобильных потоков от центрального района города. Кроме наличия в городе рациональной транспортной инфраструктуры необходимо повышение экологических показателей автомобиля за счет проведения комплекса мероприятий по совершенствованию его конструкции и режима эксплуатации.
К улучшению экологических показателей автомобиля приводят:
- повышение его экономичности; замена бензиновых ДВС на дизельные;
- перевод ДВС на использование альтернативных топлив (сжатый или сжиженный газ, этанол, метанол, водород и др.);
- применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС; совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания автомобиля.
Таким образом, для предотвращения загрязнения воздушного бассейна городов нефтяного региона необходимы как градостроительные, так и инженерно-технические мероприятия.
7.3 Охрана водного бассейна
Поступление нефти в океан приводит к сокращению и ухудшению биологических и рекреационных морских ресурсов. Площадь загрязнения от разлива 1 т нефти при толщине пленки несколько сотых микрометра может составить более 30 км2. Интенсивность процессов самоочищения зависит от климатических условий региона и от свойств самой нефти. Миграция нефти и нефтепродуктов в водной среде осуществляется в пленочной, эмульгированной и растворенной формах, а также в виде нефтяных агрегатов. Донные осадки аккумулируют нефть, однако этот процесс нельзя рассматривать как самоочищение акваторий. В этом случае разложение сорбированных углеводородов происходит значительно медленнее, чем в водной среде. Кроме того, на контакте среды и русловых отложений устанавливается динамическое равновесие и осадки могут служить повторным источником загрязнения водоема. Известна прямая связь между температурным режимом и деятельностью микрофлоры, очищающей воду от нефти. Наиболее эффективно процессы самоочищения проходят в районах экваториального шельфа и гораздо медленнее на глубоководных акваториях и в приполярных морях, где нефть может сохраняться в растворенном состоянии или в виде эмульсии на водной поверхности в течение нескольких десятков лет. Аналогичные закономерности наблюдаются и при поступлении нефти в речную сеть. По данным Р.И.Медведского (1978 г.), в средней климатической зоне самоочищение рек от нефтяного загрязнения происходит на участке длиной 200-300 км, а в условиях Крайнего Севера для этой цели требуется 1500-2000 км. Такие протяженные пути Транспортировки нефтяного загрязнения не исключают возможности поступления углеводородов в шельфовую зону Северного Ледовитого океана. Основными поставщиками нефтяного загрязнения океана служат поверхностные водотоки, протекающие через площади интенсивного хозяйственного освоения и сточные воды промышленных предприятий, расположенных в береговой зоне. Морской флот занимает второе место в статистических данных как источник поступления углеводородов и гидросферу. Разведка и добыча нефти на континентальном шельфе также сопровождается техногенным загрязнением Мирового океана. По зарубежным оценкам, поступление нефти в океан из этого источника не превышает 200-300 тыс. т/год. Аварийные разливы наиболее часто происходят при испытаниях скважин и транспортировке углеводородного сырья по трубопроводам на береговые сборные пункты. Для охраны гидросферы от нефтяного загрязнения большое распространение должны получить превентивные природоохранные мероприятия, снижающие или исключающие вероятность аварии при добыче и транспортировке углеводородного сырья. Они связаны с увеличением затрат на строительство судов, морских стационарных платформ н подводных трубопроводов, но их объем значительно меньше расходов на применение методов очистки воды и убытков от ухудшения биологических и рекреационных ресурсов Мирового океана.