Файл: Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике Загрузите отчет по практикуму, Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая психология с основами психотерапии (1080)
Дисциплина: Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике
Загрузите отчет по практикуму, Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике
Выполнил:
слушатель Носур Надежда Леонидовна
Преподаватель:
Миллер Арина Александровна
г. Пермь – 2023
Содержание
Ответы на задания модуля 1. Патопсихологическое обследование больных | 3 |
Задача 1 | 3 |
Задача 2 | 3 |
Задача 3 | 4 |
Задача 4 | 4 |
Задача 5 | 5 |
Задача 6 | 5 |
Задача 7 | 6 |
Задача 8 | 6 |
Ответы на задания модуля 2. Нейропсихологическое обследование больных | 8 |
Задача 1 | 8 |
Задача 2 | 8 |
Задача 3 | 9 |
Задача 4 | 9 |
Задача 5 | 10 |
Задача 6 | 10 |
Задача 7 | 11 |
Задача 8 | 11 |
Ответы на задание модуля 3. Экспертная деятельность клинического психолога | 13 |
История 1 | 13 |
История 2 | 13 |
История 3 | 14 |
История 4 | 16 |
Ответы на задания модуля 1. Патопсихологическое обследование больных
Задача 1
1. Сделанные пациентом ошибки в пробах Крепелина свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности, поскольку больной совершает ошибки в единицах при переходе через десяток.
2. Эффективность работы (ЭР) = (59 + 65 + 70 + 88 + 112) / 5 = 78,8 (низкий уровень)
Степень врабатываемости (ВР) = Т1 / ЭР = 59 / 78,8 = 0,75
Результат меньше 1 – показатель хорошей врабатываемости.
Психическая устойчивость (выносливость) ПУ= Т4 / ЭР = 88/78,8=1,12
Показатель более 1 – нарушение психической устойчивости.
3. При достаточно хорошей степени врабатываемости у больного нарушена психическая устойчивость (выносливость) при выполнении интеллектуальных заданий. Выраженная истощаемость умственной работоспособности. Характерен гипостенический вариант истощаемости.
Задача 2
1. С учетом психопатологической симптоматики и наследственной отягощенности речь может идти о шизофрении. У пациентки наблюдался галлюцинаторно-бредовый синдром, который включает в себя галлюцинации и бредовые идеи.
2. У больной наблюдается нарушение операциональной стороны мышления. В частности, снижение и искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщения – оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами (первый и третий вариант обобщения – конкретно-ситуативные обобщения). Искажение процесса обобщения – больная руководствуется признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами (второй вариант обобщения – бессодержательные обобщения).
3. Можно применить методики «Четвертый лишний», «Пиктограммы» и «Толкование пословиц и метафор». Поскольку они позволят диагностировать нарушения операциональной стороны мышления.
Задача 3
1. У Андрея диагностируется личностный психотип – шизофреник параноидного типа, асоциальные личности, шизоидные или параноидные личности (код 48). Поскольку обе шкалы 4 и 8 сильно повышены, возрастает вероятность психоза, нарушения и искажение процесса мышления и параноидная подозрительность. Поведение неустойчиво и непредсказуемо. Они раздражительны и совершают асоциальные поступки. Преступления обычно носят насильственный характер. Характерны сексуальные отклонения.
2. Дифференциальную диагностику следует проводить с шизофренией, эпилепсией, а также дифференцированную диагностику параноидного, шизоидного и диссоциального расстройств личности.
3. Для уточнения диагноза можно применить методики «Классификация» и «Пиктограмма» (диагностика типов нарушения мышления), методику «Таблицы Шульте» (для диагностики умственной работоспособности – для исключения органических нарушений, например, при эпилепсии).
Задача 4
1. Речь идет о биполярном аффективном расстройстве (F31) по МКБ-10. Характеризуется случаями подъема настроения, прилива энергии и случаи падения настроения и снижения энергичности.
2. У больного проявляются нарушения динамики мыслительной деятельности – лабильность мышления. Характерная особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен. Однако адекватный характер суждений не был устойчивым.
3. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам – склонность к аффективным реакциям, низкая конформность. Высокий пик по 4й шкале выявляет психопатические черты возбудимого типа. Сочетания пиков по 4, 6 и 9 шкалам свидетельствуют о высоком риске поведенческих реакций (психотическая триада).
Задача 5
1. Проявляются бессвязность, эхолалия, паралогия, неологизмы, вербигерация.
2. Речевая бессвязность – речь непонятна, используются слова, которые по отдельности имеют смысл, но вместе не несут значения. «Кагор-сарафан Белинского суть научный метод планировка».
Эхолалия – повторение части предложения или последнего слова. «Бенбарбон Гедеон – Геde ОН»
Паралогия – замена следующей логической идеи другой, но неточно связанной с ней. «Мысленным взором оговаривать пашню и думать, будет ли на этот урожай вид».
Неологизмы – формирование слов, фраз, значение которых неизвестно. «Плоскость, определяющая предмет, называется симпоза».
Вербигерация – бессмысленное повторение слов или фраз, заменяющих понятную речь. «Гедеон, Зегон, Барзар, Которон, Тотсатонон…».
3. Методики: «Пиктограммы», «Толкование пословиц и метафор», «Тематической Апперцепции Тест».
Задача 6
1. Субклинически выраженная тревога и депрессия, клинически выраженная тревога по Шихану, по Цунгу – состояние без депрессии, высокий уровень перфекционизма по всем шкалам. То есть подросток предъявляет повышенные требования к себе, к окружающим и расценивает требования, предъявляемые к нему как завышенные. По СМИЛ механизм защиты «бегство в болезнь». Высокие значения по 7 шкале – тревожность. Повышенная 8-я шкала – иррациональный тип реакции с уходом в мир фантазий.
2. Психологические причины сердечных приступов – подросток не умеет преодолеть трудность, не способен отказаться от неосуществимых стремлений.
3. Рекомендации: снизить уровень требований к подростку, оценить возможности и способности подростка к выбранной профессии программиста, выбрать альтернативные варианты профессий.
Задача 7
1. А. Наличие конкретных образов. Пример: «Лопата «земляные работы в саду» (тяжелая работа).
Б. Прямые персеверации (повторение образов). Пример: «Пусть будет опять смайлик – улыбка, радость» (радость).
В. Фрагментарность образов. Пример: «Слеза на щеке» (печаль).
2. Кривая заучивания 10 слов имеет вид ломаной, с низким уровнем продуктивности запоминания. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.
3. У больного развивается ригидный вариант органического симптомокомплекса: характерны низкий темп, инертность, конкретность мышления, склонность к персеверациям. Механическое запоминание относительно сохранно.
Задача 8
1. Уровень процессов обобщения функциональный – по функционирующим признакам.
2. Расстройства мыслительной деятельности по методике «классификация предметов»: резонерство и соскальзывание.
Резонерство проявляется в склонности рассуждать о предметах, которые ясны, либо требуют небольших пояснений. «Возьмем, к примеру, лису. Она водится повсеместно, в естественной среде обитания, которая называется фауной».
Соскальзывание – необоснованный переход от одной мысли к другой. «Лисы – они очень хитрые, …, как в русских сказках. Или в басне Крылова «Ворона и Лисица…. А Вы знаете, ведь никакой это не Крылов басню придумал, а Эзоп».
3. С помощью методики «сравнение понятий» выявлено искажение процессов обобщения. Больная пытается обобщить необобщаемое, руководствуясь неадекватными, случайными ассоциациями.
Ответы на задания модуля 2. Нейропсихологическое обследование больных
Задача 1
1. Вид речевых нарушений у пациента: афазия – полная или частичная утрата речи. В частности, сенсорная афазия. Пациент произносит звуки и слова, лишенные смысла. Понять смысл чужой речи он также не может, хотя слух не нарушен.
2. Возникает в результате поражения речевых центров коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы, мозговых кровоизлияний, опухоли головного мозга, атеросклероза мозговых сосудов, перенесённых воспалительных заболеваний – менингит, менингоэнцефалит.
3. Топографическая локализация очага поражения в коре головного мозга в результате инсульта у данного пациента – височная область (центр Вернике). Больной теряет способность понимать речь, но при этом может произносить звуки и слова, лишенные смысла.
Задача 2
1. У больного проявляется агнозия и апраксия. Агнозия – это расстройство восприятия информации и предметов. Апраксия – это нарушение двигательной функции.
2. Зрительная агнозия – нарушение зрительного восприятия. У больного проявляется односторонняя пространственная агнозия. Больной игнорирует левую часть пространства, которая как бы не существует для них.
У больного проявляется односторонняя акустическая агнозия – человек испытывает трудности с распознаванием звуков с левой стороны пространства.
Проявляется симультантная агнозия – не может определять последовательность событий.
Моторная апраксия – больной не может выполнять простых действий (застегнуть пуговицы).
Конструктивная апраксия – больной не может сложить фигуру из кубиков по образцу.
3. Вероятностный очаг поражения – теменная доля в коре головного мозга.
Задача 3
1. Симптомы «лобной психики»: затруднения при необходимости выполнить многокомпонентное действие. Целенаправленная деятельность прерывается импульсивными поступками. Характерно «застревание» на выполнении действия. Нарушение способности удерживать позу тела. Растормаживание оральных автоматизмов – приводит к причмокиваниям, вытягиваниям губ. Ответы на вопросы односложные, эхолалия.
2. У больной наблюдается логорея – речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции. Признаки: речь бессвязна и состоит из набора междометий, частей слов, наблюдаются эхолалии, речь дополняется мимическими движениями. Развивается при поражении медиобазальных отделов лобной доли.
3. Эти рисунки указывают на проявление персеверации – многократное повторение действия. При попытках нарисовать фигуру происходит повторение действия с утратой способности его прекращения. Проявляется при моторной апраксии.