Файл: Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике Загрузите отчет по практикуму, Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике

Загрузите отчет по практикуму, Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике

Выполнил:

слушатель Носур Надежда Леонидовна

Преподаватель:

Миллер Арина Александровна


г. Пермь – 2023

Содержание


Ответы на задания модуля 1. Патопсихологическое обследование больных


3

Задача 1

3

Задача 2

3

Задача 3

4

Задача 4

4

Задача 5

5

Задача 6

5

Задача 7

6

Задача 8

6

Ответы на задания модуля 2. Нейропсихологическое обследование больных


8

Задача 1

8

Задача 2

8

Задача 3

9

Задача 4

9

Задача 5

10

Задача 6

10

Задача 7

11

Задача 8

11

Ответы на задание модуля 3. Экспертная деятельность клинического психолога


13

История 1

13

История 2

13

История 3

14

История 4

16


Ответы на задания модуля 1. Патопсихологическое обследование больных

Задача 1

1. Сделанные пациентом ошибки в пробах Крепелина свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности, поскольку больной совершает ошибки в единицах при переходе через десяток.


2. Эффективность работы (ЭР) = (59 + 65 + 70 + 88 + 112) / 5 = 78,8 (низкий уровень)

Степень врабатываемости (ВР) = Т1 / ЭР = 59 / 78,8 = 0,75

Результат меньше 1 – показатель хорошей врабатываемости.

Психическая устойчивость (выносливость) ПУ= Т4 / ЭР = 88/78,8=1,12

Показатель более 1 – нарушение психической устойчивости.

3. При достаточно хорошей степени врабатываемости у больного нарушена психическая устойчивость (выносливость) при выполнении интеллектуальных заданий. Выраженная истощаемость умственной работоспособности. Характерен гипостенический вариант истощаемости.

Задача 2

1. С учетом психопатологической симптоматики и наследственной отягощенности речь может идти о шизофрении. У пациентки наблюдался галлюцинаторно-бредовый синдром, который включает в себя галлюцинации и бредовые идеи.

2. У больной наблюдается нарушение операциональной стороны мышления. В частности, снижение и искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщения – оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами (первый и третий вариант обобщения – конкретно-ситуативные обобщения). Искажение процесса обобщения – больная руководствуется признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами (второй вариант обобщения – бессодержательные обобщения).

3. Можно применить методики «Четвертый лишний», «Пиктограммы» и «Толкование пословиц и метафор». Поскольку они позволят диагностировать нарушения операциональной стороны мышления.

Задача 3

1. У Андрея диагностируется личностный психотип – шизофреник параноидного типа, асоциальные личности, шизоидные или параноидные личности (код 48). Поскольку обе шкалы 4 и 8 сильно повышены, возрастает вероятность психоза, нарушения и искажение процесса мышления и параноидная подозрительность. Поведение неустойчиво и непредсказуемо. Они раздражительны и совершают асоциальные поступки. Преступления обычно носят насильственный характер. Характерны сексуальные отклонения.

2. Дифференциальную диагностику следует проводить с шизофренией, эпилепсией, а также дифференцированную диагностику параноидного, шизоидного и диссоциального расстройств личности.

3. Для уточнения диагноза можно применить методики «Классификация» и «Пиктограмма» (диагностика типов нарушения мышления), методику «Таблицы Шульте» (для диагностики умственной работоспособности – для исключения органических нарушений, например, при эпилепсии).



Задача 4

1. Речь идет о биполярном аффективном расстройстве (F31) по МКБ-10. Характеризуется случаями подъема настроения, прилива энергии и случаи падения настроения и снижения энергичности.

2. У больного проявляются нарушения динамики мыслительной деятельности – лабильность мышления. Характерная особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен. Однако адекватный характер суждений не был устойчивым.

3. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам – склонность к аффективным реакциям, низкая конформность. Высокий пик по 4й шкале выявляет психопатические черты возбудимого типа. Сочетания пиков по 4, 6 и 9 шкалам свидетельствуют о высоком риске поведенческих реакций (психотическая триада).

Задача 5

1. Проявляются бессвязность, эхолалия, паралогия, неологизмы, вербигерация.

2. Речевая бессвязность  – речь непонятна, используются слова, которые по отдельности имеют смысл, но вместе не несут значения. «Кагор-сарафан Белинского суть научный метод планировка».

Эхолалия – повторение части предложения или последнего слова. «Бенбарбон Гедеон – Геde ОН»

Паралогия – замена следующей логической идеи другой, но неточно связанной с ней. «Мысленным взором оговаривать пашню и думать, будет ли на этот урожай вид».

Неологизмы – формирование слов, фраз, значение которых неизвестно. «Плоскость, определяющая предмет, называется симпоза».

Вербигерация – бессмысленное повторение слов или фраз, заменяющих понятную речь. «Гедеон, Зегон, Барзар, Которон, Тотсатонон…».

3. Методики: «Пиктограммы», «Толкование пословиц и метафор», «Тематической Апперцепции Тест».

Задача 6

1. Субклинически выраженная тревога и депрессия, клинически выраженная тревога по Шихану, по Цунгу – состояние без депрессии, высокий уровень перфекционизма по всем шкалам. То есть подросток предъявляет повышенные требования к себе, к окружающим и расценивает требования, предъявляемые к нему как завышенные. По СМИЛ механизм защиты «бегство в болезнь». Высокие значения по 7 шкале – тревожность. Повышенная 8-я шкала – иррациональный тип реакции с уходом в мир фантазий.


2. Психологические причины сердечных приступов – подросток не умеет преодолеть трудность, не способен отказаться от неосуществимых стремлений.

3. Рекомендации: снизить уровень требований к подростку, оценить возможности и способности подростка к выбранной профессии программиста, выбрать альтернативные варианты профессий.

Задача 7

1. А. Наличие конкретных образов. Пример: «Лопата «земляные работы в саду» (тяжелая работа).

Б. Прямые персеверации (повторение образов). Пример: «Пусть будет опять смайлик – улыбка, радость» (радость).

В. Фрагментарность образов. Пример: «Слеза на щеке» (печаль).

2. Кривая заучивания 10 слов имеет вид ломаной, с низким уровнем продуктивности запоминания. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.

3. У больного развивается ригидный вариант органического симптомокомплекса: характерны низкий темп, инертность, конкретность мышления, склонность к персеверациям. Механическое запоминание относительно сохранно.

Задача 8

1. Уровень процессов обобщения функциональный – по функционирующим признакам.

2. Расстройства мыслительной деятельности по методике «классификация предметов»: резонерство и соскальзывание.

Резонерство проявляется в склонности рассуждать о предметах, которые ясны, либо требуют небольших пояснений. «Возьмем, к примеру, лису. Она водится повсеместно, в естественной среде обитания, которая называется фауной».

Соскальзывание – необоснованный переход от одной мысли к другой. «Лисы – они очень хитрые, …, как в русских сказках. Или в басне Крылова «Ворона и Лисица…. А Вы знаете, ведь никакой это не Крылов басню придумал, а Эзоп».

3. С помощью методики «сравнение понятий» выявлено искажение процессов обобщения. Больная пытается обобщить необобщаемое, руководствуясь неадекватными, случайными ассоциациями.

Ответы на задания модуля 2. Нейропсихологическое обследование больных

Задача 1

1. Вид речевых нарушений у пациента: афазия – полная или частичная утрата речи. В частности, сенсорная афазия. Пациент произносит звуки и слова, лишенные смысла. Понять смысл чужой речи он также не может, хотя слух не нарушен.


2. Возникает в результате поражения речевых центров коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы, мозговых кровоизлияний, опухоли головного мозга, атеросклероза мозговых сосудов, перенесённых воспалительных заболеваний – менингит, менингоэнцефалит.

3. Топографическая локализация очага поражения в коре головного мозга в результате инсульта у данного пациента – височная область (центр Вернике). Больной теряет способность понимать речь, но при этом может произносить звуки и слова, лишенные смысла.

Задача 2

1. У больного проявляется агнозия и апраксия. Агнозия – это расстройство восприятия информации и предметов. Апраксия – это нарушение двигательной функции.

2. Зрительная агнозия – нарушение зрительного восприятия. У больного проявляется односторонняя пространственная агнозия. Больной игнорирует левую часть пространства, которая как бы не существует для них.

У больного проявляется односторонняя акустическая агнозия – человек испытывает трудности с распознаванием звуков с левой стороны пространства.

Проявляется симультантная агнозия – не может определять последовательность событий.

Моторная апраксия – больной не может выполнять простых действий (застегнуть пуговицы).

Конструктивная апраксия – больной не может сложить фигуру из кубиков по образцу.

3. Вероятностный очаг поражения – теменная доля в коре головного мозга.

Задача 3

1. Симптомы «лобной психики»: затруднения при необходимости выполнить многокомпонентное действие. Целенаправленная деятельность прерывается импульсивными поступками. Характерно «застревание» на выполнении действия. Нарушение способности удерживать позу тела. Растормаживание оральных автоматизмов – приводит к причмокиваниям, вытягиваниям губ. Ответы на вопросы односложные, эхолалия. 

2. У больной наблюдается логорея – речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции. Признаки:  речь бессвязна и состоит из набора междометий, частей слов, наблюдаются эхолалии, речь дополняется мимическими движениями. Развивается при поражении медиобазальных отделов лобной доли.

3. Эти рисунки указывают на проявление персеверации – многократное повторение действия. При попытках нарисовать фигуру происходит повторение действия с утратой способности его прекращения. Проявляется при моторной апраксии.