Файл: Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике Загрузите отчет по практикуму, Практикум по патопсихологической и нейропсихологической диагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задача 4

1. После инсульта и спустя 9мес. по шкале MMSE диагностирована легкая деменция. По батарее тестов БЛД, для разграничения деменций лобного и альцгеймеровского типа – 12 баллов. После инсульта у больного 11 баллов – это свидетельствует о деменции лобного типа. Спустя 9мес результат значительно не изменился (12 баллов). Результаты в пробах «латеральные» и «категориальные ассоциации» указывают на снижение семантической памяти и нарушении беглости речи. Результаты после инсульта и спустя 9мес ниже нормы. По МоСА менее 20 баллов – наличие когнитивных нарушений.

2. Динамика показателей свидетельствует о незначительном улучшении когнитивных функций, однако данные указывают на наличие когнитивных нарушений.

3. Имеются признаки деменции, легкой степени выраженности.
Задача 5

1. Нарушение речи у ребенка в дошкольном возрасте – моторная алалия, при которой ребенок слышит и понимает речь, но при этом нарушена экспрессивная речь.

2. У мальчика проявляются специфические нарушения письма. Первая группа – ошибки на уровне буквы и слога: 1) Пропуски букв и слогов, например, «лет» - «льет». 2) Смешение букв по кинетическому сходству «д и т»: «подлекли» - «поблекли». 3) Персеверации в словосочетаниях «осень.. оныло в поле».

Вторая группа – ошибки на уровне слова.

Третья группа – ошибки на уровне предложения: 1) Отсутствие границ предложений (заглавных букв). 2) Аграмматизм – нарушение согласования слов («на голое ветке»).

3. Требуется консультация невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда.

Задача 6

1. Речь может идти о болезни Альцгеймера. Сопровождается потерей памяти и возрастающим снижением интеллектуальных способностей, ухудшением речевой способности, изменениями в личности и поведении, которые в конечном итоге влияют и на повседневную жизнь. Болезнь Альцгеймера связана с деградацией памяти, а также когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Первым симптомом сенильной деменции является растущее нарушение запоминаемости и ориентации. В дальнейшем возникают персеверации, а также апраксия и афазия.

2. У больной имеют место следующие расстройства гнозиса, праксиса и речи: оптико-пространственная агнозия, моторная апраксия, конструктивная апраксия, сенсорная афазия (больной теряет способность понимать речь), эхолалии (повторение отдельных слов, слогов).


3. Степень выраженности деменции – тяжелая деменция.
Задача 7

1. У больного обнаруживаются сенситивные агнозии и зрительные агнозии. Сенситивные агнозии обусловлены нарушением узнавания тактильных, болевых, температурных образов ( астереогноз, расстройства схемы тела): «Жаловался на то, что его правая рука увеличилась в размерах, «стала пудовой», «толи голова стала большой, то ли подушка уменьшилась». Зрительные агнозии – больной видит предмет, но не узнает его. В одних случаях больной описывает внешние свойства предмета, однако узнать предмет не может: «При предъявлении предметов с целью их назвать, указывает на их назначение: «это…эти, которые носят (показывает на ноги), на них надевают».

2. У больного проявляются нарушения письменной речи – дисграфия.

3. У больного легкая деменция.
Задача 8

1. У больного отмечается дислалия. Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи.

2. У пациента имеются поражения корковых зон речеслухового анализатора (зона Брока): ему сложно переключаться с одного слова или слога на другое вследствие инертности речевых стереотипов, больному трудно искать нужные слова, он пытается заменять их синонимами, звуки бывают расположены в неверном порядке. Пример: «Слово «картина» произносит как «хафтина», «батон» как «ватогн», особенно ярко это проявляется при волнении в повествовательной речи с использованием сонорных звуков (М,Н,Л,Р): «Я..я… тет.. кетя ..зовут Вас..Вафета…Валета («меня зовут Валера»), «Я живу с товитевями» («Я живу с родителями»).

3. Следует обратиться для коррекции вышеуказанных нарушений к неврологу, дефектологу, логопеду.

Ответы на задание модуля 3. Экспертная деятельность клинического психолога
История 1

1. Исследование подтверждает информацию о том, что испытуемый имеет высокий уровень агрессивности, которая не находит адекватного способа выражения. Испытуемый имеет обостренное чувство справедливости. Н при этом у него не сформированы навыки конструктивного разрешения конфликтов, он проявляет склонность к пассивно-агрессивным реакциям, а также возможны аффективные вспышки.

2. Проективность ситуаций, изображенных на картинах ТАТ с обстоятельствами уголовного дела. Пример 1: «Он лишен свободы. Некоторые люди не знают, что значит лишиться свободы, воли» (картинка 1). Пример 2: «Вот тут, похоже на голове след от чего-то, какого-то удара... Он может быть, невиновен, как возможно и я, ведь я не видел, как этот бомж скончался» (картинка 13). Пример 3: «Да, смерть насильственная, человек убит…Потом будет следствие, суд..но суд, учитывая ситуацию, смягчит наказание» (картинка 8).



3. Конституция РФ, ГПК РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» с изменениями и дополнениями от 1 июля 2021 г.

История 2

1. Ошибки в заключении: 1) «загребает» левой ногой и «просит» левой рукой, 2) имеются явные признаки моторной афазии, 3) имеет место выраженная степень нарушения когнитивных функций.

2. Нормативные документы, касающиеся деятельности бюро МСЭ: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», постановление Правительства Российской Федерации № 607 от 16.05.2019 г. «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом», постановление Правительства РФ №467 09.04.2020  «О Временном порядке признания лица инвалидом».

Основные цели работы психолога в первичном бюро МСЭ: выявление нарушений со стороны психических процессов и личностных структур, оценка реабилитационного потенциала, выявление возможных элементов установочного поведения.

Задачи работы психолога в первичном бюро МСЭ:

- Оценка состояния психических процессов (стойкость нарушений, степень выраженности, особенности).

- Анализ личности свидетельствуемого.

- Анализ внутренней модели болезни.

- Оценка реабилитационного потенциала личности.

3. Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность. В данном случае, если больная претендует на 2-ю группу инвалидности, основанием для ее определения являются выраженные ограничения жизнедеятельности.

История 3

1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Целесообразность данного решения обоснована тем, что по результатам обследования психиатром и логопедом подтверждается наличие речевых нарушений у мальчика. По результатам обследования психолога выявлена выраженная разница в показателях вербального и невербального интеллекта, что также указывает на проблемы в речевом развитии. Поскольку показатель вербального интеллекта ниже возрастной нормы, а показатель невербального интеллекта соответствует возрастной норме.

2. Дифференциально-диагностические критерии отграничения ЗПР (F81) и легкой умственной отсталости (F70) на уровне когнитивных и поведенческих паттернов:


- при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности. При УО отмечается тотальность и иерархичность нарушений

- при УО страдают собственно мыслительные операции, а при ЗПР предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, память, восприятие и т.д.)

- при ЗПР скачкообразная динамика развития всех форм мыслительной деятельности, а при УО скачкообразность динамики развития не наблюдается

- лица с ЗПР способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Лица с УО не могут перенести усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания

- при ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. При УО неспособность к отвлечению и обобщению.

3. Основные нормативные документы, которыми руководствуется психолог ПМПК:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г.).

  • МКБ-10.

  • Закон РФ об образовании №3266-1 от 10 июля 1992 г. (в ред. Федерального закона №12-ФЗ от 13 января 1996 г.).

  • Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 2 июня 1999 г.

  • Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 от 10.01.2003 г. (№ 15-ФЗ).

  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.07.2003 г. № 27/2967-6.

История 4

1. Статья 18 б означает, что выявлены психические нарушения, умеренно выраженные и проявляющиеся периодически. Выявленные расстройства не относятся к психопатии. Молодому человеку присваивают категорию В (ограниченно годен) и зачисляют его в резерв. В мирное время он освобождается от призыва на военную службу. Но может быть вызван на военные и специальные сборы.

2. Категории годности к военной службе: А - годен к военной службе;  

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;  

В - ограниченно годен к военной службе;  

Г - временно не годен к военной службе;  

Д - не годен к военной службе.

Примеры к диагнозам «шизофрения» для контрактников – Д - не годен к военной службе

«кратковременные преходящие экзогенные психические расстройства» для контрактников – А - годен к военной службе

«невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства при легких и кратковременных болезненных проявлениях
, закончившихся выздоровлением» (для проходящих срочную службу) – Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями

3. Перечень документов, регламентирующих работу психолога в военно-врачебной комиссии:

  • Положение о военно-врачебной экспертизе от 01 июня 2020 года N 803

  • Инструкция «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» в ред. Приказа Минобороны РФ от 22.01.99 N 26

  • Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в ред.  от 11.11.2003 N 141-ФЗ

  • МКБ-10