Файл: Наблюдение на уроках курса Человек и мир.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: Наблюдение на уроках курса «Человек и мир»
1. Наблюдение как метод познания окружающей действительности

2. Виды наблюдений

3. Этапы организации и проведения наблюдений. Дидактические требования к организации наблюдений

4. Этапы формирования умений наблюдать у учащихся

5. Методика проведения наблюдений

1. Наблюдение как метод познания окружающей действительности
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

Метод наблюдения в наибольшей степени соответствует специфике курса «Человек и мир», а также особенностям конкретного и образного мышления младших школьников.

В истории развития методики естествознания наблюдениям уделяли большое внимание К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, А. Я. Герд и др. Методисты подчеркивали, что необходимым является такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Обосновывая таким образом принцип наглядности обучения, ученые говорили о необходимости проведения наблюдений на уроках и о важности наблюдательности как качества личности.

(сообщение «Метод наблюдения в истории развития методики естествознания» - готовят студенты)

Так, Александр Яковлевич Герд не только выдвинул наблюдение как важнейший метод познания природы, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям.

«Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками … наблюдения не должны быть отрывочными … Наконец, наблюдения не должны быть однообразны … Преподаватель руководит наблюдениями детей». Но чтобы наблюдения были достаточно эффективными, надо не просто смотреть на предмет, а постоянно обращать «внимание ребенка на ту или иную сторону впечатления и этим путем выделить ее и заставить ребенка воспринять ее полнее, отчетливее». Очень важно также заставлять ребенка в процессе наблюдения сравнивать, выделять признаки предметов. Указывая на необходимость тщательности в наблюдениях, сосредоточенности внимания на наблюдаемых объектах, Герд предупреждает воспитателя, что «наблюдение есть вовсе нелегкая наука»
. В самом деле, наблюдения требуют и от ученика и от учителя определенных усилий внимания, воли, терпения. Герд не ограничивается лишь теоретическими положениями о наблюдениях, как методе познания природы. Он дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации наблюдений – коллективные и самостоятельные. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Вслед за Ушинским Д.Д. Семенов и А.Я. Гердом доказывали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями. т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.
Наблюдение — это целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений природы с целью формирова­ния правильных представлений и понятий, умений и навыков. В процессе наблюдения выделяют общие и от­личительные признаки, устанавливают закономерности и на ос­нове этого делают определения, выводы и обобщения.

Правильно организованные наблюдения способствуют:

- сформированию правильных представлений и понятий об окружающей действи­тельности;

- формированию основ материалистического миро­воззрения (убеждают детей в материальности мира, постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего про­исходящего в природе);

- формированию наблюдательности, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытли­вости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями;

- воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дис­циплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, спо­собствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выра­ботке у учащихся умения работать систематически, развивать инициативу и самостоятельность;

- развитию навыков самостоятельной практической деятельности: пользование некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером), оформление записей о погоде и др.;



- развитию логического мышления, устной и письменной речи младших школьников.

Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюде­ние, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационны­ми объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследователь­ского характера, связанные с различными практи­ческими работами и опытами.

Можно выделить следующие основные объекты для наблюде­ния в начальных классах: систематическое наблюдение за солн­цем, его высотой и на этой основе за продолжительностью дня; за погодой, характером ее изменений в течение суток и по време­нам года; наблюдения за сезонными изменениями травянистой, кустарниковой и древесной растительности; за жизнью домаш­них и диких животных; за трудом детей и взрослых в городе и селе. Некоторые наблюдения предполагают использование приборов: термометра, анемометра (Анемо́метр (от греческого анемос — ветер, и метрео — измерение) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной (или лопастной) вертушки укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.), барометра-анероида (прибор для измерения атмосферного давления, тип барометра, действующий без помощи жидкости), снеговой рейки и т.д. В начальной школе, когда дети еще не владеют приемами работы с приборами, необходимо обеспечить их поэтап­ное формирование.

Наблюдать можно не только объекты и явления в есте­ственной среде, но и их отражения и изображения в раз­личных средствах обучения: картинах, фотографиях, объ­емных моделях, слайдах и кинофильмах.

2. Виды наблюдений

Наблюдения классифицируются по различным основаниям.

А) По содержанию выделяют -) наблюдения за живой и неживой природой; - наблюдения за трудовой деятельностью человека.

Среди них выделяют:

- метеорологические (за погодой);

- фенологические (сезонные явления в жизни растений и животных);

- биологические (строение, рост, развитие растений; строение и жизнь животных, построение тела человека, некоторые функции его органов, гигиена).

Б) По продолжительности и частоте наблюдения бывают:

- кратковременные (чаще проводятся на уроке или экскурсии и имеют целью восприятие какого-либо предмета; например, наблюдение за строением какого-либо растения или животного, повадками животных и т.д.);


- длительные (проводятся преимущественно во внеурочное время и охватывают ряд явлений, которые разделены промежутками времени, но составляют единый непрерывный процесс; например, наблюдения за ростом растений, изменением окраски листьев на деревьях, набуханием почек и появлением листьев, развитием растений из семян и т.д.);

- систематические (проводятся несколько раз в течение периода обучения и делятся на: ежедневные (например, за погодой); и периодические (раз в месяц, сезон, например, за высотой солнца, продолжительностью дня и ночи, сезонными изменениями в жизни растений и животных и т.д.).

- эпизодические (проводятся один раз за весь период обучения в начальной школе).

В) По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длитель­ные и кратковременные) и фронтальные.

Г) В зависимости от основной дидактической цели наблюдения бывают:
- для общего знакомства с объектом;

- с целью ознакомления с его составными частями (определяется цвет, размер, форма, функции частей изучаемого объекта; например, у растении – листья, стебель, цветы, плоды; у животного – голову, туловище, конечности и т.д.);

- с целью сравнения изучаемых объектов природы (сходство и различия).

Все виды наблюдений взаимосвязаны. Чаще всего разные виды наблюдений идут один за другим.

3. Этапы организации и проведения наблюдений. Дидактические требования к организации наблюдений

Организуя и проводя наблюдения учитель должен учитывать следующие особенности наблюдений младших школьников:

1. неустойчивость внимания, быстрое переключение с одного объекта на другой;

2. повышенное проявление моторной активности, торопливость;

3. направление внимания на яркие и динамичные явления;

4. склонность выдавать желаемое за действительное (иллюзии при восприятии) (например, детям кажется, что все, что они нюхали, имеет запах);

5. сложность в выделении существенного в наблюдаемом объекте.
Про­ведение наблюдений должно соответствовать учебно-воспитательный целям, быть организовано и методически правильно построено.

Учитель должен овладеть следующими
этапами организации и проведения наблюдений:

1. выбор учителем объекта наблюдений;

2. подготовка учащихся к наблюдениям;

3. формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий);

4. четкая постановка цели наблюдений;

5. разработка зада­ний и распределение их между детьми;

6. приготовление оборудова­ния для наблюдений;

7. запись результатов наблюдений;

8. обработка наблюдений и предварительные выводы из них;

9. установление простейших причин, следствий, связей;

10. использование наблюде­ний в учебной работе и практической деятельности.
Работа по формированию у младших школьников умений наблюдать проводиться поэтапно:

1. наблюдения под руководством учителя (проводят в I классе, когда учащиеся еще не имеют навыков наблюдения за окружающей природой и умения фиксировать те или иные изменения в ней);

2. кратковре­менные систематические наблюдения (учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях, например, во время осенней экскурсии во II классе сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т.д.);

3. длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием се­мян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.);

4. наблюдения, связанные с исследовательской рабо­той (за развитием растений на пришкольном участке при разных условиях ухода за ними, за развитием животных в уголке живой природы и т. п.).
Основные дидактические требования в организации наблюдений:

- содержание наблюдений должно конкретизироваться исходя из местных условий;

- объект для наблюдения должен соответствовать дидактическим целям урока, т.е. содержать ярко выраженные признаки, необходимые для формирования у учеников предусмотренных программой представлений и понятий;

- учитель должен наблюдать сам, чтобы ему было проще направлять детей;

- необходима психологическая и практическая подготовка детей к наблюдению (чаще в виде беседы: ставится цель наблюдения, сообщается план и т.д.);

- необходима продуманная программа, в которой не только раскры­ваются содержание, последовательность наблюдений, способы их проведения, но и указываются пути практического использования результатов;

- постоянный контроль за проведением наблюдений (обеспечи­вает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать).