ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Методика проведения наблюдений
Подготовка учителя к наблюдению начинается с выбора объекта наблюдения. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть).
Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.
Руководство наблюдением.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д.
Во время коллективного наблюдения учитель руководит наблюдениями детей при помощи вопросов (описательного характера («Как выглядит оперение птицы?»), и на сравнение, установление взаимосвязей и причинно-следственных связей «Как вы думаете, какой образ жизни ведет птица, обладающая такими длинными ногами?»). После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказываний большинства детей, учитель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.
Если наблюдения проводятся самостоятельно, что ученики работают по плану, заранее составленному учителем. Задания для наблюдений учитель может подготовить в нескольких вариантах для каждого звена.
Чтобы ознакомить учащихся с содержанием наблюдений за месяц или сезон, некоторые учителя вывешивают в классе памятку, в которой намечают программу наблюдений. Разрабатывая памятку, учитель опирается на содержание наблюдений для данного года обучения, а также учитывает особенности местных условий, которыми определяется выбор объектов для наблюдения.
Приводим для примера памятку наблюдений для учащихся III класса (ранняя весна).
I. Наблюдай погоду. Как изменяется продолжительность дня (запиши, когда день равен ночи)? Как меняется положение солнца над горизонтом? Наблюдай температуру воздуха по термометру; отметь, когда температура воздуха будет равна 0°. Заметь, когда теплее — при ясном или пасмурном небе. Ветры какого направления приносят осадки, похолодание? Где раньше всего появились первые проталины? Когда наступил ледоход?
II. Наблюдай за растениями. Отметь, на каком дереве
раньше других набухли почки. Собери веточки, показывающие, как появляются и растут листочки. Какое растение можно назвать первоцветом? Засуши и нарисуй цветы дуба. Подбери стихотворения о весне.
-
Наблюдай за животными. Отметь, когда прилетят грачи, скворцы. Опиши их внешний вид и повадки. Каких еще животных можно наблюдать в это время в природе? Составь об этом рассказ. Расскажи товарищам о том, что ты прочитал о животных в книгах, журналах. -
Наблюдай за трудом людей. Когда начались полевые работы? Что делают весной в огороде, саду? Наблюдай за новым строительством близ школы. Что ты знаешь о работе фабрик и заводов в своей местности? Какие общественно полезные дела можно провести весной?
Составляют памятки для наблюдения за отдельными объектами. Вот что могут отметить учащиеся при наблюдении за птицами ранней весной: отметь время прилета первых грачей. Где держатся грачи сразу после прилета? Как ведут себя галки, вороны, сороки в это время? Отметь порядок прилета птиц (жаворонков, скворцов, зябликов, трясогузок, чаек, чибисов, уток). Запиши названия птиц, пение которых ты слышал. Приготовь скворечник или дуплянку для птиц.
Надо поощрять тех ребят, которым удалось понаблюдать какое-либо редкое явление природы: первым увидеть прилет птиц, появление цветущей мать-и-мачехи, распускание листьев, появление первых насекомых и т. д. Часто учителя используют игровой прием — кто самый наблюдательный в классе.
Сезонный материал можно собирать в специальный альбом, который называют по временам года. Материал наблюдений надо систематически использовать на уроках природоведения и других предметов: это способствует укреплению связи обучения с жизнью.
В конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
Обработку и обобщение результатов наблюдений проводят письменно (таблицы, диаграммы); их можно сопровождать устными разъяснениями учителя и рассказами учащихся.
Вся эта работа должна быть направлена на установление причинно-следственных связей и взаимозависимостей.
Наблюдается усложнение в обобщении результатов наблюдений и класса в класс:
- составление сводки погоды выполняется сначала за один день, затем за два три, неделю и, наконец, месяц;
- изменения в животном и растительном мире связываются с определенными изменениями в неживой природе (солнце ниже на небо своде — день короче, ночь длиннее, становится холоднее, птиц собираются в стаи, улетают на юг, листья желтеют и опадаю и т. п.);
- использование результатов наблюдений на обобщающих уроках. Сначала следует обобщить наблюдения за неживой природой (учащиеся подсчитывают дни с ясным, облачным, пасмурным небом и с температурой воздуха выше и ниже 0°; определяют, каких дней было больше, какая была самая высокая и самая низкая температура, сколько дней было с осадками, без осадков; на основе этих данных устанавливают причинно-следственные связи. Желательно, чтобы они охватывали все объекты наблюдения. Можно подводить итоги, взяв только два элемента погоды, например результаты наблюдений за солнцем и температурой, ветром и температурой, погодой и растительным, животным миром и т. д. Сравнения и обобщения должны занимать большую часть времени в закреплении полученных материалов наблюдений).
- на обобщающих уроках
используя наблюдения за предшествующие годы, а также весь наглядный материал, связанный с наблюдением растений, животных, труда людей. В неразрывной связи с обобщением данных о погоде подводят итоги наблюдениям за жизнью растений, животных, за трудовой деятельностью населения. При обобщении материалов учащимися устанавливаются закономерности явлений в природе, причинные зависимости, связи между неживой и живой природой.
Восприятие объектов в ходе наблюдения и обработка полученной информации (выделение главного, типичного и т.д.) представляют собой мыслительный процесс, состоящий из отдельных операций мышления.
Проведение наблюдений на уроке будет малоэффективным, если ученики не владеют следующими приемами наблюдения:
- выделение отличительных признаков одного объекта от других,
- установление существенных признаков;
- описание;
- сравнение;
- обобщение;
- составление простейших классификаций.
Этим приемам наблюдений учеников необходимо обучить.