Файл: Этикет приветсвия, прощания, просьбы, благодарности этикет приветсвия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безбородов Д. О.,
группа 120201

ЭТИКЕТ ПРИВЕТСВИЯ, ПРОЩАНИЯ, ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ

1. ЭТИКЕТ ПРИВЕТСВИЯ

Каждый день несколько десятков раз нам приходится здороваться и прощаться. Чтобы правильно поздороваться, проявив этим уважение к человеку, нужно знать некоторые нюансы этикета приветствия.

Прежде всего, стоит поприветствовать не только знакомых, но и совершенно посторонних людей, если вы обращаетесь к ним с просьбой или вопросом. Хорошим тоном считается приветствовать всех, с кем вы часто сталкиваетесь во дворе, в лифте или в других местах. Это же правило распространяется на соседей по дому, почтальонов, продавцов в магазине и т.д. Например: «Добрый вечер, Петр Васильевич» или «Здравствуйте, господин профессор». При этом нужно не забыть доброжелательный тон и улыбку. А слова приветствия нужно произносить четко, не быстро, но и не слишком медленно.

Как правило, первыми здороваются младшие со старшими, мужчины с женщинами, опаздывающие с ожидающими, входящие с присутствующими и т.д. Если приветствуют друг друга супружеские пары, то в первую очередь здороваются между собой женщины, потом мужчины приветствуют дам, и в заключение мужчины пожимают друг другу руки.

Здороваясь с женщиной на улице, мужчина должен приподнять шляпу и слегка кивнуть головой. Но это правило не распространяется на береты и зимние шапки. Раньше глубокий поклон символизировал социальный статус: чем ниже поклон, тем больше были различия в общественном положении. Сейчас этикет предписывает лишь дружелюбный кивок. Уходит в прошлое и обычай целовать при встрече руку даме. Как правило, эта форма приветствия используется только в помещении в торжественных случаях, но не на улице. Объятия и поцелуи при встрече зависят от национальных традиций и степени близости знакомых. Хорошим тоном все же считается проявление сдержанности, не привлекая внимания прохожих.

Объятия же, как этикетный жест приветствия, малоприменимы. Как правило, под дружескими объятиями на людях понимается скорее имитация этого действа: достаточно положить руки на плечи друг другу. Мужчины могут похлопать друг друга по спине или плечам.

Правила этикета требуют, чтобы сидящий человек обязательно вставал со своего места, если он здоровается с дамой или со старшим по возрасту или положению.


Если ваш спутник встретил и поприветствовал незнакомого вам человека, хорошим тоном будет последовать его примеру. Входя в помещение, в котором много знакомых или незнакомых вам людей, следует поприветствовать всех общим «здравствуйте!». Этикет позволяет не здороваться с каждым из них в отдельности.

В последнее время достаточно частотной стала речевая ситуация, подобная следующей: вы звоните знакомому, трубку снимает его сын (или дочь), и вы, прежде чем обратиться с просьбой позвать к телефону вашего знакомого, естественно, здороваетесь с тем, кто снял трубку. И вот тут вас ожидает сюрприз:

   – Здравствуйте! – говорите вы и слышите в ответ:

   – Да.

Или:

   – Добрый вечер! – говорите вы, а в ответ раздается:

   – Добрый!

Почему такие реплики-реакции, как «Да» и «Добрый!», в речевом акте приветствия шокируют звонившего? Потому что они не соответствуют ни синтаксической, ни стилистической норме, а также нарушают правила речевого этикета.

Приветствие говорившего фактически было проигнорировано: в ответ он не услышал приветствия, а значит, был нарушен речевой этикет, поэтому говорящий испытал эмоциональный дискомфорт, подобный тому, какой может испытать человек, протянувший руку для пожатия, когда эту руку вольно или невольно не заметили. Кроме того, сочетания Добрый день! (Доброе утро! и Добрый вечер!) являются устойчивыми и неразложимыми и в качестве приветствия выступают только в полном своем составе.

Разумеется, нормы могут изменяться, но это изменение должно быть коммуникативно оправданным. Требование разумного консерватизма в соблюдении норм означает, что носители литературного языка не должны бездумно следовать языковой моде.

2. ЭТИКЕТ ПРОЩАНИЯ

Уходя из гостей, следует поведением и словами выразить свое нежелание покидать дружественный дом. При этом обязательно поблагодарить за оказанную приглашением на прием честь. Если после этих слов вежливые хозяин или хозяйка предложат вам задержаться еще ненадолго, вы можете это сделать, а можете отклонить предложение без объяснения причин.

Гость, решивший уйти относительно рано, извиняется перед группой людей, в которой он находится в данный момент, не объявляя о своем намерении уйти, и, подойдя к хозяйке или хозяину, или обоим, говорит слова прощания. Хозяйка может проводить его до дверей гостиной. А если уходит дама, хозяйка, проводив ее до дверей, должна попросить, чтобы кто-либо из мужчин посадил ее в машину или такси.



Гость, уходящий раньше почетного гостя, извиняется перед хозяйкой и по возможности говорит слова прощания почетному гостю и хозяину дома. Уход с деловых приемов с рассадкой за столом («Завтрак», «Обед», «Ужин») проходит с соблюдением тех же правил, что и уход из гостей. С деловых приемов первыми уезжает руководство представительств, фирм и т. д., а за ними в порядке старшинства остальные сотрудники этих организаций. Письменное выражение благодарности после любого приема считается обязательным проявлением вежливости. Благодарственные письма или записки пишут не позднее, чем через 2-3 дня после посещения приема.

В большинстве стран мира гости выражают свою благодарность хозяину и хозяйке в тот момент, когда они покидают дом. Проявить учтивость можно и в устной форме, позвонив на следующий день или через 2-3 дня и очень коротко вновь поблагодарить хозяев. Если прием был очень многолюден, то короткая благодарственная записка более уместна, чем телефонный звонок.

3. ЭТИКЕТ ПРОСЬБЫ

Не имеет значения с какой целью вы обращаетесь к человеку, либо с просьбой о помощи, или же с предложением.

Слова просьбы в речевом этикете

Периодически, каждому человеку приходится обращаться к другим людям, чтобы ему оказали помощь в том или ином деле.

Если вы хотите, чтобы человек оказал вам помощь, то для выражения просьбы вам необходимо использовать соответствующие формулы речевого этикета, которые должны быть вежливыми и без чрезмерного заискивания.

В таких ситуациях отлично подходят следующие формулировки:

  • «Если вас не затруднит»;

  • «Не сочтите за труд»;

  • «Если Вам не сложно»;

  • «Очень Вас прошу»;

  • «Могу ли я попросить Вас».

В письменном официальном общении так же могут использоваться формулы:

  • «Убедительно просим Вас»;

  • «Настоятельно просим Вас».

Формы обращения с просьбой

Самое универсальное слово, которое используется в русском языке при формулировке просьбы = «пожалуйста». Как правило, людей приобщают к использованию данного слова в любой ситуации с самого раннего детства. Стоит осознавать, при использовании данного волшебного слова с просьбой к человеку, он вовсе не обязан вам оказывать её. Отказать просящему в помощи является моральным правом абсолютно любого человека.

В ситуациях, когда вам человек отказывает в помощи, даже если вы использовали в процессе необходимую формулировку, это вовсе не означает, что человек это делает специально или назло. Это является демонстрацией того, что у этого человека есть на это свои причины и точка зрения.


Прибегать к формулировке отказа необходимо лишь в тех случаях, когда у вас имеются весомые причины для такого отказа. Делая постоянно людям отказ, за вами может закрепиться слава эгоиста и после этого к вам люди прекратят обращаться не только с просьбами о помощи, но абсолютно полностью могут прекратить общение с вами.

4. ЭТИКЕТ БЛАГОДАРНОСТИ

Благодарность является ответом на приглашение, поздравление, пожелание. Самая употребительная формула благодарности - спасибо. Помимо этого способа, можно использовать и другие выражения, например:

— Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благо­дарность...

— Должен выразить …(свою) бла­годарность за...

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, по­дарок принято благодарить словами:

— Я благодарен вам за то, что...

— (Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за...

— (Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

— Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

— Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

— Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

— Моя благодарность не имеет (не знает) границ!