Файл: Современное искусство и духовные традиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра ИСТОРИИ



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

на тему:

«Современное искусство и духовные традиции»

 




Москва, 2022

План

Введение. С. 3-4

Раздел 1. Связь современного искусства и духовных традиций. С. 5-8

Раздел 2. Реализм, как современное духовное искусство. С. 9-11

Заключение. С. 11

Список использованных источников и литературы. С. 12

Введение
Современный мир представляет собой единую социально-культурную, информационную систему, которая характеризуется процессами расширения и познания новых интеллектуальных, творческих и философских суждений.

Понимание мира современного информационного общества отражается в образовании, воспитании и во многих других аспектах, нацеленных на признание личности человека, как неотъемлемую часть общества, как уникального и активного его участника. В настоящее время акцент ставится на культурной природе созидательного процесса обучения и воспитания.

Духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал личности играет главную роль в этом направлении: отражает систему присвоения человеком базовых ценностей и традиций в процессе общения в социуме, в результате трудовой и творческой деятельности, вследствие соприкосновения с культурой и искусством.

Сегодня общество шагнуло в век обилия и доступности разнообразной информации, которая дополняется и обновляется каждую секунду. Такой темп развития поражает, но в то же время даёт точную картину развития искусства и социума в целом.

В настоящее время известно великое количество, только появляющихся, развивающихся и уже развитых направлений искусства. Важнейшей тенденцией искусства на данном этапе его развития, является появление современных и ещё развивающихся видов.

Обязательной частью искусства, как современного, так и классического являются духовные традиции, которые с течением времени передавались “из рук в руки”, “из поколения в поколение”. Они тоже нашли отражение в современном искусстве.


Тема соотношения прошлого и будущего, традиции и новации начинает рассматриваться не только философами, культурологами, социологами, но и художниками. С одной стороны, существует потребность в развития культурной системы, а с другой — угроза разрыва культурной и исторической наследственности.

Связь современного искусство и духовных традиций.

Традиции – это элемент культуры народа. Культура тесно связана с творчеством, если традиции в искусстве перестают обновляться и творчески развиваться, они становятся музейным экспонатом. Представляясь в новых формах, традиции продолжают духовную жизнь народа, подчеркивая его происхождения и указывая на эволюционный путь развития.
Предмет духовных традиций и наследия включает в себя в основном нематериальные объекты, они же в свою очередь разделяются на различные виды такие, как:

  • фольклор, народные традиции и обычаи;

  • религиозное наследие – культовые места, храмы, изображения, верования и практики прошлого;

  • интеллектуальное наследие – вербальные источники, запечатлевшие философскую, этическую, научную традицию прошлого;

  • эстетическое духовное наследие – произведения нематериального искусства, в том числе литературы, театра, музыки и др.

Субъект духовных традиций. К нему могут быть отнесены человечество в целом, различные социальные группы (этносы, народы, отдельные сословия, страты, объединения, сообщества), а также отдельные личности, воспринимающие, сохраняющие, в ряде случаев и развивающие культурное наследие.

Слово «искусство» имеет несколько значений. Оно может пониматься как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, или же умение, мастерство, знание дела.
В русском языке современное искусство не имеет точного определения и ограничения определенными рамками. Словосочетание часто употребляется к произведениям второй половины 20 века и всего 21 века.
В настоящее время в сфере культуры все чаще фигурирует термин «современное искусство». Данный термин в настоящее время является открытым для наделения его значениями.
Современное искусство объединяет весь спектр течений, направлений и жанров, к которым обращались авторы с конца ХХ века до сегодняшнего дня. В условиях глобализации и развития технологий творцы создают невероятно разнообразные произведения. В современном искусстве сложно найти общие черты и единые принципы — настолько оно индивидуально и разнопланово. Жанры и культурные традиции проникают друг в друга, а художники и изобретатели продолжают искать новые способы самовыражения.


Говоря о современном искусстве, можно выделить ряд особенностей, отличающих его от искусства, которое называют традиционным.
Характерными признаками современного искусства, являются:

  1. Большое разнообразие техник и материалов – от известных со старых времен до современных цифровых технологий;

  2. Появление новых тем, которые вдохновляют и “пробуждают спящее сознание” зрителя;

  3. Цитирование классических образцов и использование их в самых неожиданных контекстах, в которых они приобретают новый смысл;

  4. Взаимосвязь национальных культур, которые влияют и дополняют друг на друга через различные виды связи: СМИ, интернет, международные выставки и т.д.;

  5. Смешивание традиционных жанров с новыми.

  6. Раскрытие понятия “искусство” в других сферах деятельности, что ранее относились к ремёслам и другим сферам;

  7. Появление “совместного искусства”, в котором творческие объекты непосредственно взаимодействуют со зрителем;


Современное искусство, в контексте которого формируется мастерство и эстетическое образование современных студентов-живописцев, представляет собой сложное и разнородное явление. В настоящее время в художественной практике утвердился основной принцип: в искусстве возможно все, художник может выражать свое ощущение окружающего мира в любом виде.
Большинство из современных направлений можно связать с современными технологиями: художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. В формальном отношении это способствовало смешению стилей разных эпох и отказу от привычных изобразительных средств, что вылилось в проведение различных «перформансов», «акций» и «хеппенингов».
Однако современное искусство нельзя назвать бессодержательным. Часто в произведениях присутствует смысловой подтекст: ирония над потребительскими ценностями современного мира, банальностью жизненных устремлений, протест против запретов и рамок, которые ставит творчеству бездуховное общество. Искусство XXI века чутко отзывается на вызовы окружающей жизни: стремительную динамику и постоянную изменчивость современности, нервные ритмы мегаполиса. Одной из характерных черт современного искусства является также более активное вовлечение зрителя в диалог, сотворчество художнику.

На фоне, казалось бы, полного разрушении формы, исчезновения традиционного понимания картины, возникает стремление к сохранению русской классической школы живописи и рисунка. Многие художники и искусствоведы говорят о том, что система академического художественного образования, основанная на строгой последовательности в овладении профессиональными навыками: формировании у художника точного видения натуры, безупречного рисунка и точности линии, воспитание чувства цвета, ритма, пластики, развитие композиционного мышления, является органической ценностью российской культуры.

Несмотря на внешние различия современного и классического искусства, они, по сути, не противоречат друг другу. Современное искусство– искусство, открывающее новые приемы, новое видение мира, экспериментирующее с формой, цветом и пространством, ради более глубокого эмоционального постижения окружающего мира, тем более, что современная наука показала – многое из явлений окружающего мира человек не может воспринимать своими чувствами, а только с помощью специальных приборов.
В таком случае преемственность между классическим и современным искусством возможна, но при утверждении единой системы нравственных, этических и культурно-исторических ценностей, которые в России сохраняются уже более тысячи лет. Ценности русской культуры сформированы или непосредственно православием, или через его опосредованное влияние. Поэтому, наряду с воспитанием профессионального мастерства, приоритетной задачей современного художественного образования является формирование целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, сохранение духовной связи с многовековым культурно-историческим наследием России.
Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, ко всем людям, и ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, духовное осмысление жизненных явлений, следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке, чувства милосердия, сострадания, жертвенной готовности оказать помощь ближнему и, наконец, чувство ответственности перед минувшими и грядущими поколениями – вот те нравственные основы, которые воспитывались в предшествующих поколениях русских художников, и которые должны быть сохранены и сейчас в нашем сложном современном мире.


Реализм, как современное духовное искусство.

Одной из важнейших особенностей русской живописи XXI века стало ее возвращение к духовному реализму. Переход к новой эпохе ознаменовался поиском идеологических, интеллектуальных, этических и эстетических установок в культурном пространстве.
Духовный реализм - тип художественного отображения, осваивающий духовную реальность, то есть реальность духовного уровня мира и духовной сферы бытия человека, реальность присутствия Бога в мире. Духовный реализм принято рассматривать как начало развития современного искусства.
Духовное наследие современной религиозной живописи остается недостаточно изученным, но обращение к нему в наши дни исключительно актуально. При этом наиболее результативны исследования, приуроченные к познавательному анализу, проводимые на стыке разных научных дисциплин - искусствоведения, культурологии, философии, религиоведения, эстетики, социологии и др. Важно отметить, что проблематика религиозного сюжета в живописи разрабатывалась в XVIII -начале XX столетия Императорской академией художеств Санкт-Петербурга.
Сложной, не до конца разработанной остается терминологическая проблема, связанная с четким определением понятий «классический реализм», «современный реализм», «современный высокий реализм» (по И.С.Глазунову).
Одним из важнейших направлений современного реализма является монументальная храмовая живопись, отличающаяся, как правило, сложно синтезированным художественным языком, вбирающим в себя всю многокрасочную целостность классического наследия православного искусства - от времен Древней Руси до наших дней.
Претендуя сегодня на роль общепринятого образца, изобразительное искусство постмодернизма противопоставляет себя русскому реалистическому (традиционному) искусству, с присущими ему представлениями о творчестве, духовности и образности. Об этой составляющей в последнее десятилетие активно размышляют в своих публикациях искусствоведы В. С. Манин, В. Е. Калашников, народный художник России С. А. Гавриляченко. Особую тревогу о потере нравственных ориентиров проявляют живописцы, своим творчеством составившие кладезь современного русского реалистического искусства: народные художники В. Ф. Сидоров, братья С. П. и А. П. Ткачёвы, заслуженный художник М. Ю. Кугач и др. Их неоднократные выступления в прессе и на телевидении обращают зрителя к художественному направлению, которое непосредственно отображает реальный мир во всех его проявлениях. Глубина данного явления и особая значимость его проявления в современном отечественном изобразительном искусстве выражены в словах С. А. Гавриляченко: «история свидетельствует, что реализм в русском искусстве не некий модно-переменчивый стиль, а обретённое воплощение пронизывающей мироустройство гармонии, проявление потаённых смыслов национального бытия». Такой смысл заложен православием, давшим нравственный опыт эстетического освоения духовной реальности, который получил в современной науке название «духовный реализм».