Файл: Федеральная антимонопольная служба Россия направления и методы функционирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КГЭУ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КГЭУ»)

Кафедра «»


работа

по дисциплине

«Экономика»

Тема: «Федеральная антимонопольная служба Россия: направления и методы функционирования»

Подготовила:.

Группа:

Казань - 2023

Оглавление


Введение 3

Глава 1 Федеральная антимонопольная служба: история, миссия и понятия 5

Глава 2 Процессуальная деятельность Федеральной антимонопольной службы России и монополии за рубежом 11

Заключение 16

Список источников 17

Введение


В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция - это такая цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить; не отстать от него, именно это создаёт мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом.

Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в регулировании, в чем и заключается актуальность данной темы работы.

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Государственные антимонопольные
органы - в РФ для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства образован Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. (Источник: «Словарь финансовых терминов»)

Действия рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.



Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Глава 1 Федеральная антимонопольная служба: история, миссия и понятия


Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий [8, с. 46]. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов [8, с. 47]:

. С точки зрения рыночной структуры.

. С точки зрения рыночного поведения.

. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Можно привести и другое определение монополии: монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают [9, с. 108].

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.


Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение цели антимонопольной политики предполагает [6, с. 142-143]:

- Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

- Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

- Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.

- Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

История ФАС:

1) Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП)


Образован в 1990 г. в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».

Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

2) Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства

Образован Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 563 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Федерации, эффективного использования присущей ему инициативы, как одного из ведущих факторов будущего экономического подъема.

3) Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи

Образована Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1996 года № 96 «О Федеральной службе Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи» в целях реализации Федерального закона «О естественных монополиях» по регулированию естественных монополий в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

4) Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте

Образована Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1996 года № 276 «О Федеральной службе Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте» в целях реализации Федерального закона «О естественных монополиях» по регулированию естественных монополий в сферах железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов.

5) Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи и образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов с целью усиления государственной поддержки развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Таким образом МАП РФ были переданы все