Файл: Федеральная антимонопольная служба Россия направления и методы функционирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полномочия органов исполнительной власти, работающих в области антимонопольной политики.
6) Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России)
В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе органов и структуре федеральных органов исполнительной власти», антимонопольные органы приобрели статус Федеральной антимонопольной службы - федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, основными функциями которого являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе»;
г) издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Для эффективной реализации миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика.
Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. Данная стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций. Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы [12]:
. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;
. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Сложность вопроса о порядке рассмотрения антимонопольными органами дел о нарушении законодательства о рекламе обусловлена тем, что в отличие от других органов административной юрисдикции органы ФАС России руководствуются в своей деятельности не столько процессуальными нормами КоАП РФ, сколько специальными правилами, установленными на основании Федерального закона «О рекламе» постановлением Правительства Российской Федерации.
Правилами, утвержденными этим постановлением Правительства РФ, определен специфичный порядок рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, отличный от КоАП РФ, из чего можно сделать вывод, что на практике существуют две процедуры по рассмотрению дел об административных правонарушениях - общая (по КоАП РФ) и, условно говоря, «рекламная» (по названным Правилам).
Сравнение двух процедур рассмотрения правонарушений по КоАП РФ и по «Правилам» приводит к выводу о том, что хотя процедура по «Правилам» имеет некоторые общие черты с процедурой рассмотрения дела по КоАП, однако она не может быть признана тождественной ей. Нельзя сказать и о том, что основные положения процедуры, установленной КоАП РФ, лишь детализируются процедурой, установленной «Правилами». Это обстоятельство ставит под сомнение саму легитимность процедуры, предусмотренной «Правилами», утвержденными Правительством РФ.
Стоит отметить, что действовавший ранее аналогичный порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденный приказом МАП РФ, уже вызывал споры. Его называли незаконным, противоречащим ст. 1.3. КоАП РФ, уточняли, что приказ мог регламентировать лишь процедурные вопросы, касающиеся принятия решений (предписаний) антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществлении контррекламы, о приостановлении рекламы, которые не связаны с применением мер административной ответственности - административных наказаний.
Таким образом, по итогам проведенного анализа соотношения действующих процедур предлагается унифицировать порядок рассмотрения антимонопольным органом дел об административных правонарушениях в сфере рекламной деятельности с порядком, предписанным КоАП РФ, отдав предпочтение последнему. Такой подход соответствует концептуальной идее КоАП РФ о необходимости единства процессуальных правил при рассмотрении всех дел об административных правонарушениях, усиливает роль закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности, и расширяет процессуальные гарантии сторон.
Реализация выдвинутого предложения требует внесения изменений в ст. 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-Ф3 «О рекламе» и отмены постановления Правительства РФ от 17 августа 2006 г. №508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
Таблица 1. Территориальные управления 3 квартал 2022 г.
Анализ международных монополий за рубежом
British Petroleum
Нефтегазовая и нефтехимическая транснациональная монополия Великобритании; 46% акционерного капитала принадлежат государству. Основана в 1909 в Лондоне под назв. "Аnglo-Persian Oil Co." на базе концессионного соглашения об эксплуатации месторождений нефти в Южном Иране, в 1935 переименована в "Аnglo-Iranian Oil Co.", после национализации её иранских активов в 1954 преобразована и получила современное название.
По величине продаж занимала 1-е место в Великобритании и 6-е среди промышленных монополий развитых капиталистических и развивающихся стран. Специализируется на разведке, добыче и переработке нефти, природного газа, а также угля, руд цветных металлов и урана. Разведует и добывает нефть в 26 странах. Доказанные запасы нефти 1,05 млрд. тонн (1980), из которых 73% приходятся на континентальный шельф Великобритании и Сев. Америки.
На протяжении почти всего столетия British Petroleum играла ведущую роль в мировой экономике. Сегодня ВР - третья по величине нефтяная и нефтехимическая корпорация мира, обладающая богатым опытом научно-исследовательской и практической деятельности в ключевых областях нефтебизнеса.
Оборот - 54,5 млрд. долларов США.
Прибыль - 4,5 млрд. долларов США.
Чистые активы 37,1 млрд. долларов США.
Численность работников 66550 чел.
Число акционеров 445 945.
De Beers.
Международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР. De Beers работает в 25 странах мира. Общая численность персонала - 22,9 тыс. человек, 17 тыс. работают в странах юга Африки.
Владельцы компании на 2011 год: компании Anglo American plc (45 %), Central Holdings Group (40 %, контролируется семьёй Оппенгеймеров) и правительство Ботсваны (15 %).
В начале ноября 2011 года было объявлено о договорённости между семьёй Оппенгеймеров и Anglo American, в соответствии с которым последняя согласилась купить весь пакет акций Оппенгеймеров (40 %) за $5,1 млрд.
В 2005 году предприятия De Beers добыли 51 млн каратов алмазов. Выручка в 2008 году повысилась на 0,8 % до $6,89 млрд, чистая прибыль - $90 млн (в 2007 убыток $482 млн).
De Beers известна своей монополистической практикой в рамках 20-го века, в которой она использовала свое доминирующее положение для управления международным рынком алмазов. В частности, компания использовала несколько методов для осуществления этого контроля над рынком: во-первых, De Beers убедили независимых производителей присоединиться к монополии, тем самым она наводнила рынок бриллиантами, а кампании, которые отказались присоединиться к картелю оказались неконкурентоспособными, и, наконец, она приняла на хранение запасы алмазов, произведенных другими производителями с целью контроля цен за счет ограниченных поставок.
В 2000 году модель De Beers пришлось изменить, из-за таких факторов, как решения производителей в России, Канаде и Австралии, распределить алмазы за пределами De Beers, таким образом этобыл конец абсолютной монополии. Текущий состав основных игроков в алмазной промышленности: Debswana и Namdeb, De Beers, Rio Tinto , BHP Billiton, Harry Winston .
На сегодняшний день "Де Бирс" регулирует поставки более 70% алмазного сырья на мировой рынок. И поскольку все это сырье поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов - прежде всего. Иными словами, цены поддерживались на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население РФ осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Можно утверждать, что применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов в случае с российской экономикой. В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала, отчасти политической.
Для того, чтобы наладить систему антимонопольного регулирования в России требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику. Что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению на путь западноевропейского развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.
6) Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России)
В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе органов и структуре федеральных органов исполнительной власти», антимонопольные органы приобрели статус Федеральной антимонопольной службы - федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, основными функциями которого являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе»;
г) издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Для эффективной реализации миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика.
Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. Данная стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций. Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы [12]:
. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;
. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Глава 2 Процессуальная деятельность Федеральной антимонопольной службы России и монополии за рубежом
Сложность вопроса о порядке рассмотрения антимонопольными органами дел о нарушении законодательства о рекламе обусловлена тем, что в отличие от других органов административной юрисдикции органы ФАС России руководствуются в своей деятельности не столько процессуальными нормами КоАП РФ, сколько специальными правилами, установленными на основании Федерального закона «О рекламе» постановлением Правительства Российской Федерации.
Правилами, утвержденными этим постановлением Правительства РФ, определен специфичный порядок рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, отличный от КоАП РФ, из чего можно сделать вывод, что на практике существуют две процедуры по рассмотрению дел об административных правонарушениях - общая (по КоАП РФ) и, условно говоря, «рекламная» (по названным Правилам).
Сравнение двух процедур рассмотрения правонарушений по КоАП РФ и по «Правилам» приводит к выводу о том, что хотя процедура по «Правилам» имеет некоторые общие черты с процедурой рассмотрения дела по КоАП, однако она не может быть признана тождественной ей. Нельзя сказать и о том, что основные положения процедуры, установленной КоАП РФ, лишь детализируются процедурой, установленной «Правилами». Это обстоятельство ставит под сомнение саму легитимность процедуры, предусмотренной «Правилами», утвержденными Правительством РФ.
Стоит отметить, что действовавший ранее аналогичный порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденный приказом МАП РФ, уже вызывал споры. Его называли незаконным, противоречащим ст. 1.3. КоАП РФ, уточняли, что приказ мог регламентировать лишь процедурные вопросы, касающиеся принятия решений (предписаний) антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществлении контррекламы, о приостановлении рекламы, которые не связаны с применением мер административной ответственности - административных наказаний.
Таким образом, по итогам проведенного анализа соотношения действующих процедур предлагается унифицировать порядок рассмотрения антимонопольным органом дел об административных правонарушениях в сфере рекламной деятельности с порядком, предписанным КоАП РФ, отдав предпочтение последнему. Такой подход соответствует концептуальной идее КоАП РФ о необходимости единства процессуальных правил при рассмотрении всех дел об административных правонарушениях, усиливает роль закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности, и расширяет процессуальные гарантии сторон.
Реализация выдвинутого предложения требует внесения изменений в ст. 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-Ф3 «О рекламе» и отмены постановления Правительства РФ от 17 августа 2006 г. №508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
Таблица 1. Территориальные управления 3 квартал 2022 г.
Наименование | Всего принято | В т.ч. | Результаты рассмотрения обращений | Находятся на рассмотрении | Направлено по компетеции | ||||||
Нарямую от заявителя | Перенаправлено от другого органа власти | Электронные | Письменные | «Поддержано» | «Разъяснено» | «Не поддержано» | Дан ответ заявителю | Оставлено без ответа заявителю | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Адыгейское УФАС России | 61 | 41 | 65 | 37 | 2 | 58 | 14 | 0 | 2 | 20 | 6 |
Алтайское краевое УФАС России | 289 | 39 | 166 | 162 | 105 | 53 | 82 | 0 | 0 | 74 | 14 |
Алтайское республиканское УФАС России | 210 | 60 | 201 | 69 | 50 | 20 | 112 | 45 | 20 | 5 | 8 |
Татарстанское УФАС России | 224 | 47 | 143 | 128 | 138 | 38 | 57 | 1 | 0 | 22 | 15 |
ВСЕГО | 784 | 187 | 575 | 396 | 295 | 169 | 265 | 46 | 22 | 121 | 43 |
Анализ международных монополий за рубежом
British Petroleum
Нефтегазовая и нефтехимическая транснациональная монополия Великобритании; 46% акционерного капитала принадлежат государству. Основана в 1909 в Лондоне под назв. "Аnglo-Persian Oil Co." на базе концессионного соглашения об эксплуатации месторождений нефти в Южном Иране, в 1935 переименована в "Аnglo-Iranian Oil Co.", после национализации её иранских активов в 1954 преобразована и получила современное название.
По величине продаж занимала 1-е место в Великобритании и 6-е среди промышленных монополий развитых капиталистических и развивающихся стран. Специализируется на разведке, добыче и переработке нефти, природного газа, а также угля, руд цветных металлов и урана. Разведует и добывает нефть в 26 странах. Доказанные запасы нефти 1,05 млрд. тонн (1980), из которых 73% приходятся на континентальный шельф Великобритании и Сев. Америки.
На протяжении почти всего столетия British Petroleum играла ведущую роль в мировой экономике. Сегодня ВР - третья по величине нефтяная и нефтехимическая корпорация мира, обладающая богатым опытом научно-исследовательской и практической деятельности в ключевых областях нефтебизнеса.
Оборот - 54,5 млрд. долларов США.
Прибыль - 4,5 млрд. долларов США.
Чистые активы 37,1 млрд. долларов США.
Численность работников 66550 чел.
Число акционеров 445 945.
De Beers.
Международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР. De Beers работает в 25 странах мира. Общая численность персонала - 22,9 тыс. человек, 17 тыс. работают в странах юга Африки.
Владельцы компании на 2011 год: компании Anglo American plc (45 %), Central Holdings Group (40 %, контролируется семьёй Оппенгеймеров) и правительство Ботсваны (15 %).
В начале ноября 2011 года было объявлено о договорённости между семьёй Оппенгеймеров и Anglo American, в соответствии с которым последняя согласилась купить весь пакет акций Оппенгеймеров (40 %) за $5,1 млрд.
В 2005 году предприятия De Beers добыли 51 млн каратов алмазов. Выручка в 2008 году повысилась на 0,8 % до $6,89 млрд, чистая прибыль - $90 млн (в 2007 убыток $482 млн).
De Beers известна своей монополистической практикой в рамках 20-го века, в которой она использовала свое доминирующее положение для управления международным рынком алмазов. В частности, компания использовала несколько методов для осуществления этого контроля над рынком: во-первых, De Beers убедили независимых производителей присоединиться к монополии, тем самым она наводнила рынок бриллиантами, а кампании, которые отказались присоединиться к картелю оказались неконкурентоспособными, и, наконец, она приняла на хранение запасы алмазов, произведенных другими производителями с целью контроля цен за счет ограниченных поставок.
В 2000 году модель De Beers пришлось изменить, из-за таких факторов, как решения производителей в России, Канаде и Австралии, распределить алмазы за пределами De Beers, таким образом этобыл конец абсолютной монополии. Текущий состав основных игроков в алмазной промышленности: Debswana и Namdeb, De Beers, Rio Tinto , BHP Billiton, Harry Winston .
На сегодняшний день "Де Бирс" регулирует поставки более 70% алмазного сырья на мировой рынок. И поскольку все это сырье поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов - прежде всего. Иными словами, цены поддерживались на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.
Заключение
На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население РФ осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Можно утверждать, что применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов в случае с российской экономикой. В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала, отчасти политической.
Для того, чтобы наладить систему антимонопольного регулирования в России требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику. Что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению на путь западноевропейского развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.