ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 1622
Скачиваний: 25
131
Однако
,
это
отношение
не
находится
в
НФБК
.
Действительно
,
имеются детерминанты
КОД
_
СТУДЕНТА
и
ПАСПОРТ
,
которые
са
потенциальными
ключами
,
хот
в
нем
ми
не
являются
я
и
входят
в
их
состав
.
Обратившись
к
примеру
таблицы
на
рис
представляющей
это
отношение
,
можно
увидеть
наличие
в
нем
избыточной
информации
,
а
именно
,
мног
ю
п
из
ст
и
и
з
с д
Рис
Вариант
ош
вленного
на
рис
ократно
повторя щиеся
одинаковые
пары
значений
атрибутов
КОД
_
СТУДЕНТА
и
ПАСПОРТ
.
Нетрудно онять
,
что
эта
быточно ь
приводит
к
возникновению
типичных
аномалий
операций
обновления
данных
:
•
невозможно
ввести
нформац ю
о
коде
студента
и
его паспорте
,
если
этот
студент
не
сдавал
ни
одной
дисциплины
,
•
при
удалении
данных
о
сдаче
экзамена
по
иностранному
языку
студентом
с
кодом
С
8
теряется
информация
о
паспорте
этого
студента
,
•
при
необходимости
изменения
номера
паспорта
студента
,
например
при
его
замене
,
эту
операцию
надо
произвести
во
всех
кортежах
,
относящихся
к
этому
студенту
.
Выходом
и
этой
ситуации
являет я
екомпозиция
рассматриваемого
отношения
на
два
отношения
.
УСПЕВАЕМОСТЬ
СТУДЕНТ
_
ПАСПОРТ
КОД
_
СТУДЕН
декомпозиции отн
ения
,
предста
ТА
ДИСЦИПЛИНА
ОЦЕНКА
КОД
_
СТУДЕНТА
ПАСПОРТ
С
2
Физика
5
С
2
12 34 123456
С
2
Математика
4
С
6
56 78 654321
С
2
Исто
С
9
34 43 987654
рия
4
С
2
Инфо
22 33 123123
рматика
5
С
1
С
2
Ино
к
45 56 112233
стр
.
язы
5
С
8
С
6
Физ
ика
3
С
6
Математика
4
С
6
Информатика
3
С
9
Ино
к
стр
.
язы
4
С
1
Ист
ория
5
С
1
Ино
стр
.
язык
4
С
8
Арх
еология
5
132
КОД
_
СТУДЕНТА
ДИСЦИПЛИНА
ОЦЕНКА
КОД
_
СТУДЕНТА
ПАСПОРТ
Рис
Диаграммы
функциональных
зависимостей
отношений
на
рис
В
рассматриваемом
случае
возможен
и
другой
вариант
декомпозиции
,
представленный
на
рис
ДИСЦИПЛИНА
ОЦЕНКА
КО
_
СТУДЕНТА
ПАСПОРТ
Д
ПАСПОРТ
Рис
Другой
вариант
декомпозиции
отношения
на
рис
Можно
убедиться
,
что
каждое
из
отношений
,
представленных
на
рис
.10.19 – 10.21,
уже
находится
в
нормальной
форме
Бойса
-
Кодда
,
и
в
них
операций
обновления
данных
.
Пример
6.
Пусть
дано
отношение
со
следующим
набором
атрибутов
{
КОД
_
СТУДЕНТА
,
ДИСЦИПЛИНА
,
ОЦЕНКА
,
НОМЕР
_
БИЛЕТА
}.
Кортежи
этого
отношения
представляют
информацию
о
том
,
что
конкретный
студент
на
вопросы
определенного
раничение
,
состоящее
в
том
,
что
никакие
два
студента
не
могут
отвечать
на
один
и
тот
же
биле
альным
зависимостям
ЛЕТА
},
при
сдаче
конкретной
дисциплины
отвечает
экзаменационного
билета
.
При
этом
имеется
ог
т
по
одной
дисциплине
.
Это
ограничение
эквивалентно
следующим
функцион
{
КОД
_
СТУДЕНТА
,
ДИСЦИПЛИНА
}
→
{
НОМЕР
_
БИ
{
,
_
→
{
ДИСЦИПЛИНА НОМЕР БИЛЕТА
}
КОД
_
СТУДЕНТА
},
{
КОД
_
СТУДЕНТА
,
ДИСЦИПЛИНА
}
→
{
ОЦЕНКА
},
{
ДИСЦИПЛИНА
,
НОМЕР
_
БИЛЕТА
}
→
{
ОЦЕНКА
}.
133
Видно
,
что
отношение
имеет
два
перекрывающихся
составных
потенциальных
ключа
.
Этими
ключами
являются
составные
атрибуты
{
КОД
э
н
п
п
т
ние
не
находится
в
нормальной
форме
Бойса
-
Кодда
.
ий
в
норм
полное
устранение
неже
д
зависи
разде
ой
нормальной
формы
необходимостью
решения
проблем
енных
чием
тн
н
ногозначной
зависим
Рассмотрим
в
качест
римера тношен
,
пред
рис
_
СТУДЕНТА
,
ДИСЦИПЛИНА
}
и
{
ДИСЦИПЛИНА
,
НОМЕР
_
БИЛЕТА
}.
При
том
нетрудно
убедиться
,
что
представленное
отношение
находится
в
ормальной
форме
Бойса
-
Кодда
,
так
как
все
его
детерминанты
являются
отенциальными
ключами
.
Данный
пример
иллюстрирует
тот
факт
,
что
само
по
себе
наличие
ерекрывающихся
составных
потенциальных
ключей
не
является
признаком
ого
,
что
отноше
10.7.
Многозначные
зависимости
и
четвертая
нормальная
форма
Рассмотренные
в
предыдущих
разделах
преобразования
отношен
альную
форму
Бойса
-
Кодда
обе
ал й
спечивают
лательных
проблем
,
аном и
операций
обновления
анных
INSERT
,
DELETE
и
UPDATE
,
которые
обусловлены
наличием
между
атрибутами
функциональных
зависимостей
.
Для
отношений
,
в
которых
имеют
место
только
функциональные
зависимости
между
атрибутами
,
приведение
их
к
нормальной
форме
Бойса
-
Кодда
заканчивает
процесс
их
нормализации
,
так
как
в
этом
случ
о
т
ве
й
ае
отношение
уже
казывае ся
в
чет рто
и
пятой
нормальных
формах
.
Проблема
,
однако
,
состоит
в
том
,
что
зависимости
между
атрибутами
не
исчерпываются
только
функциональными
зависимостями
.
В
отношениях
кроме
функциональных
могут
присутствовать
и
другие
,
более
сложные
виды
мостей
между
атрибутами
.
Так
введение
рассматриваемой
в
данном
ле
четверт
связано
с
ош
,
обусловл
нали
в
о
ении
так азываемой
м
ости
.
ве
п
о
ие
ставленное
на
134
СТУД
_
КУРС
_
ДИСЦ
СТУДЕНТ
КУРС
ДИСЦИПЛИНА
Иванов
1
Математика
Иванов
1
Физика
Иванов
1
Иностр
.
язык
Петров
1
Математика
Петров
1
Физика
Петров
1
Иностр
.
язык
Сидоров
1
Математика
Сидоров
1
Физика
Сидоров
1
Иностр
.
язык
Кузнецов
3
Информатика
Кузнецов
3
История
Кузнецов
3
Математика
Попова
3
Информатика
Попова
3
История
Попова
3
Математика
Рис
Пример
отношения
с
многозначными
зависимостями
Хорошо
видно
,
что
отношение
СТУД
_
КУРС
_
ДИСЦ
,
приведенное
на
р
о
Д
т
КУР
о
.
я
н
плине
на
конкретном
курсе
мы
должны
добавить
кортежи
с
этой
д
о
.1 2
ф
м
связывающей
атрибут
курс
с
атрибутами
студент
и
дисц
ис
страдает
избыточностью
и
связанными
с
этим
аномалиями
операций
бновления
.
В
этом
отношении
между
атрибутами
{
СТУДЕНТ
,
КУРС
,
ИСЦИПЛИНА
}
существуют
только
тривиальные
функциональные
зависимости
ипа
{
СТУДЕНТ
,
КУРС
,
ДИСЦИПЛИНА
}
→
{
ДИСЦИПЛИНА
}
или
{
СТУДЕНТ
,
С
,
ДИСЦИПЛИНА
}
→
{
СТУДЕНТ
,
КУРС
}
и
т
.
д
.
Первичным
ключом
этого
отношения
является
набор
атрибутов
{
СТУДЕНТ
,
КУРС
,
ДИСЦИПЛИНА
},
то
есть
весь
кортеж
этого
отношения
.
Учитывая
материалы
предыдущих
разделов
,
нетрудно
увидеть
,
что
это
отношение
уже
находится
в
нормальной
форме
Бойса
-
Кодда
,
так
как
единственный
детерминант
отношения
{
СТУДЕНТ
,
КУРС
,
ДИСЦИПЛИНА
}
одновременно
является
его
ключом
.
Следовательно
,
в
этом
отношении
по
определению
должны
отсутствовать
проблемы
,
связанные
с
функциональной
зависимостью
.
Однако
,
также
хорошо
видно
,
что
это
отнош
е
й
ение
,
тем
н
менее
,
явно
страдает
наличием
аномали
операций
бновления
данных Действительно
,
дл
добавления
,
например
,
информации
о
овой
дисци
исциплиной
для
каждого
студента
,
обучающегося
на
данном
курсе
.
Проблемы
тношения
,
представленного
на
рис
1. 2,
связаны
уже
не
ункциональной
зависимостью
,
а
с
наличием
в
нем
так
называемой
ногозначной
зависимости
,
иплина
.
Эта
зависимость
состоит
в
том
,
что
конкретное
значение
атрибута
курс
однозначно
определяет
не
одно
,
а
множество
соответствующих
ему
значений
атрибутов
студент
и
дисциплина
.
А
именно
,
множество
студентов
,
обучающихся
на
данном
курсе
.
При
этом
значения
атрибутов
студент
дисциплина
друг
от
друга
совершенно
не
зависят
.
135
Рисунок
иллюстрирует
поясняет
характер
зависимостей
между
атрибутами
в
данном
примере
,
когда
значения
атрибута
КУРС
однозначно
определяют
е
единичные
значения
а рибутов
СТУДЕНТ
и
ДИСЦИПЛИНА
,
а
конкретные
множества
значений
,
а
именно
,
множество
студентов
,
обучающихся
на
конкретном
курсе
,
и
множество
дисциплин
,
изучаемых
н
т
каждым
студентом
конкретного
курса
.
СТУДЕНТ
Иванов
Петров
Кузнецов
Сидоров
Попова
1
КУРС
3
5
Физика
Ин
.
язык
Математика
История
Информат
ДИСЦИПЛИНА
Математика
4
2
зависимостей
Многозначную
зависимость
обозначают
двойной
стрелкой
следующим
обра
а
е
и
р
з
димости
указ
Рис
Иллюстрация
многозначных
зом
:
КУРС
→
→
СТУДЕНТ
и
КУРС
→
→
ДИСЦИПЛИНА
.
Запись
А
→
→
В
означает
,
что
атрибут
В
многозначно
зависит
от
атрибута
А
,
или
атрибут
А
многозначно
определяет
значения
трибута
В
.
Помещени
в
одну
таблицу
нфо мации
об элементах
двух
подмножеств
значений
атрибутов
СТУДЕНТ
и
ДИСЦИПЛИНА
,
для
каждого
начения
атрибута
КУРС
,
приводит
к
размножению
кортежей
отношения
из
-
за
необхо
ания
всех
сочетаний
элементов
подмножеств
значений
атрибутов
СТУДЕНТ
и
ДИСЦИПЛИНА
,
относящихся
к
конкретному
значению
атрибута
КУРС
.
Определение
многозначной
зависимости
выглядит
следующим
образом
.
Пусть
А
,
В
и
С
являются
произвольными
подмножествами
множества
атрибутов
отношения
R.
Тогда
В
многозначно
зависит
от
А
,
то
есть
А
→
→
В
,
тогда
и
только
тогда
,
когда
множество
значений
В
,
соответствующее
заданной
паре
{
значение
А
,
значение
С
}
отношения
R,
зависит
от
А
,
но
не
зависит
от
С
.