ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 1660
Скачиваний: 26
26
модели
множества
объектов
-
сущностей
предметной
области
состоит
в
определении
и
выделении
множества
существенных
свойств
этих
объектов
.
сущностей
,
благодаря
которому
,
собственно
,
и
оказывается
возможным
выде
о
ак
м
,
к
ф
а
,
Другими
словами
,
на
данном
этапе
проектирования
модель
представляет
ляров
объектов
-
сущностей
,
их
подмножества
экземпляров
,
и
набо
Одним
из
важнейших
свойств
является
свойство
идентифицируемости
лять
конкретный
объект
-
сущность
из
множества
других
объектов
.
Более
того
,
сам
понятие
сущности
можно
определить
к
«
нечто
,
что
ожет
быть
четко
идентифицируемо
»
.
Другие
свойства объектов
,
напротив
,
позволяют
устанавливать
общность
между
различными
объектами
.
Выделенная
с
помощью
специфицированного
свойства
общность
между
различными
объектами
позволяет
осуществлять
их
классификацию
,
то
есть
объединять
сходные
объекты
(
имеющие
общие
свойства
)
в
типы
или
классы
.
Сами
эти
типы
(
классы
)
по
своей
сути
также
являются
сущностями
,
но
более
абстрактными
,
обобщающими
свойства
некоторого
множества
экземпляров
сходных
объектов
.
Отношение
между
сущностью
-
классом
и
сущностью
-
экземпляром
этого
класса
называется
отношением
типа
абстрактное
-
конкретное
или
общее
-
частное
.
Таким
образом
,
на
начальном
этапе
построения
инфологической
модели
предметной
области
:
•
выделяются
объекты
информация
о
оторых
будет
иксироваться
в
базе
данных
,
•
определяются
свойства
,
позволяющие
идентифицировать
отдельные
экземпляры
объектов
,
•
выделяются
свойств
позволяющие
объединять
отдельные
объекты
(
экземпляры
)
в
абстрактные
сущности
,
являющиеся
классами
или
типами
объектов
.
Например
,
в
некоторой
предметной
области
в
качестве
объектов
–
экземпляров
можно
выделить
отдельные
«
персоны
» –
Иванов
,
Петров
,
Сидоров
и
т
.
д
.
Для
каждого
из
этих
объектов
определяются
свойства
,
позволяющие
их
идентифицировать
,
например
паспортные
данные
,
номер
пенсионного
страхового
полиса
или
набор
других
признаков
.
Также
,
в
контексте
решаемой
задачи
определяются
свойства
,
позволяющие
объединять
эти
объекты
в
абстрактные
типы
объектов
–
сущностей
,
например
,
множества
«
персон
»,
объединяемых
абстрактными
сущностями
студент
,
сотрудник
,
руководитель
и
т
.
д
.
предметную
область
в
виде
множества
экземп
абстрактных
типов
(
классов
),
описывающих
ра
(
агрегации
)
свойств
,
позволяющих
относить
конкретные
экземпляры
объектов
к
тому
или
иному
типу
.
Модель
сущность
-
связь
конкретной
предметной
области
удобно
представлять
графически
с
помощью
так
называемых
ER-
диаграмм
.
На
рисунке
представлен
пример
такой
диаграммы
.
27
ФИО
стипенд
фам
имя
отч
код
код
студенты
факультеты
ко
Ф О
преподаватели
дисциплина
уч
_
зван
д
кол
_
час
наимен
наимен
д
И
ко
свойств
.
В
общем
случае
каждый
конкретный
экземпляр
может
быть
идентифицирован
набором
всех
значений
его
свойств
(
в
противном
случае
у
нас
просто
не
было
бы
никаких
способов
различить
два
экземпляра
друг
от
друга
).
Однако
обычно
экземпляры
сущности
могут
быть
идентифицируемы
не
по
полному
набору
значений
ее
свойств
,
а
по
части
или
даже
по
одному
свойству
.
Такой
набор
свойств
,
позволяющий
однозначно
идентифицировать
экземпляры
сущности
,
называется
ключевым
или
просто
ключом
сущности
.
На
практике
часто
специально
вводят
для
сущности
искусственное
свойство
-
идентификатор
,
назначением
которого
является
именно
и
только
идентификация
экземпляров
.
На
приведенной
диаграмме
примером
такого
специально
введенного
свойства
-
идентификатора
является
свойство
КОД
у
сущностей
СТУДЕНТЫ
,
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
,
ФАКУЛЬТЕТЫ
и
ДИСЦИПЛИНА
,
принимающее
,
например
,
числовые
значения
типа
integer
(
положительные
целые
числа
).
При
этом
для
конкретного
типа
сущности
,
например
СТУДЕНТЫ
,
не
допускается
наличие
двух
экземпляров
(
двух
конкретных
студентов
)
с
одинаковыми
значениями
свойства
КОД
.
Напротив
,
экземпляры
разных
сущностей
в
общем
случае
могут
иметь
одинаковые
значения
свойств
–
идентификаторов
.
Относительно
свойств
сущностей
можно
отметить
также
,
что
они
не
обязательно
должны
быть
Рис
. 4.1.
Пример
диаграммы
сущностей
предметной
области
и
их
свойств
Как
видно
из
рисунка
,
в
приведенной
предметной
области
выделено
четыре
сущности
(
точнее
четыре
типа
сущностей
):
СТУДЕНТЫ
,
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
,
ФАКУЛЬТЕТЫ
и
ДИСЦИПЛИНЫ
(
обозначены
прямоугольниками
).
Экземпляры
,
принадлежащие
каждому
из
этих
типов
сущностей
,
характеризуются
определенными
наборами
свойств
,
называемых
обычно
атрибутами
(
на
диаграмме
обозначены
овалами
).
Набор
свойств
,
позволяет
различать
между
собой
типы
выделенных
сущностей
.
Экземпляры
конкретных
сущностей
различаются
между
собой
значениями
их
28
простыми
(
скалярными
).
Как
показано
на
рисунке
свойство
ФИО
сущности
СТУДЕНТЫ
является
составным
,
являясь
агрегацией
трех
простых
свойств
ФАМ
(
фамилия
),
ИМЯ
и
ОТЧ
(
отчество
).
Связи
(
отношения
)
между
сущностями
Следующим
этапом
анализа
предметной
области
является
определение
связей
(
отношений
),
в
которых
находятся
составляющие
предметную
область
объекты
.
Реальные
объекты
предметной
области
не
являются
независимыми
,
а
находятся
между
собой
в
разнообразных
отношениях
.
Например
,
сущности
СТУДЕНТЫ
и
ФАКУЛЬТЕТЫ
связаны
тем
,
что
конкретные
студенты
учатся
на
определенных
факультетах
,
сущности
ПОСТАВЩИКИ
и
ДЕТАЛИ
связаны
тем
,
что
конкретные
поставщики
поставляют
определенные
детали
и
т
.
д
.
Информация
о
связях
(
отношениях
)
между
сущностями
также
является
важной
составляющей
всей
информации
о
предметной
области
и
также
должна
быть
представлена
в
базе
данных
.
Очевидно
,
что
при
формировании
модели
предметной
области
из
всего
многообразия
связей
должны
быть
выделены
существенные
связи
-
отношения
,
важность
которых
определяется
также
контекстом
решаемой
задачи
.
Связи
между
одними
и
теми
же
объектами
,
существенные
для
одной
задачи
,
могут
не
иметь
никакого
значения
в
контекс
другой
задачи
.
Также
как
и
для
самих
объектов
,
для
связей
-
отношений
между
объектами
ц
щие
место
между
конкретными
экземплярами
объектов
,
и
типы
(
классы
)
связей
,
щими
связи
между
множествами
сами
).
Е
)
те
елесообразно
различать
экземпляры
связей
,
то
есть
связи
,
имею
являющиеся
абстракциями
,
обобщаю
объектов
,
описываемых
их
типами
(
клас
Например
,
связь
между
абстрактными
сущностями
СТУДЕНТЫ
и
ФАКУЛЬТЕТЫ
это
тип
связи
,
а
связь
между
конкретными
экземплярами
этих
сущностей
,
допустим
студентом
Ивановым
и
Факультетом
компьютерных
наук
экземп
,
уже
будет
ляром
приведенного
типа
связи
.
На
диаграмме
,
приведенной
на
рисунке
связи
-
отношения
между
объектами
обозначены
ромбами
.
Например
,
как
показано
на
этой
диаграмме
,
сущность
(
тип
сущности
)
СТУДЕНТЫ
связана
с
сущностью
(
тип
)
ФАКУЛЬТЕТЫ
связью
типа
УЧИТСЯ
_
НА
.
Эта
связь
отражает
тот
факт
данной
предметной
области
,
что
конкретные
студенты
(
экземпляры
сущности
СТУДЕНТЫ
)
учатся
на
ко
к
х
с
с
нкретных
фа ультета
(
экземплярах ущно ти
ФАКУЛЬТ ТЫ
.
29
фам
имя
отч
ФИО
стипенд
код
код
т
_
наимен
1
тей
и
связей
между
ними
торые
могут
существовать
между
сущностями
пред
но
отме
ми
одновременно
могут
иметь
место
не
один
ми
ПРЕ
Т
и
и
связ
ва
факта
:
первый
,
что
л
ух
разл
ер
,
для
казано
,
кто
является
их
старостой
(
стар
в
сущностей
.
Так
связь
ДИСЦ
_
СТУД
_
ПРЕП
отражает
тот
факт
,
что
студенты
изучают
конкретные
учебные
дисциплины
у
конкретных
преподавателей
.
студенты
факультеты
учится
_
на
преподае на
явл
_
деканом
староста
дисц
_
студ
_
преп
M
M
M
1
1
M
ауд№
преподаватели
дисциплина
преп
_
дисц
кол
_
час
M
M
M
M
M
1
учебники
код
ФИО
уч
_
зван
код
наимен
Рис
. 4.2.
Пример
диаграммы
сущнос
Виды
связей
между
сущностями
Говоря
о
видах
связей
,
ко
метной
области
,
и
примеры
которых
приведены
на
рисунке
мож
тить
следующее
.
Между
одними
и
теми
же
сущностя
,
а
несколько
типов
связей
.
Например
,
между
сущностя
ПОДАВА ЕЛИ
и
ФАКУЛЬТЕТЫ
показаны
две
связ
:
связь
ПРЕПОДАЕТ
_
НА
ь
ЯВЛ
_
ДЕКАНОМ
,
отражающие
соответственно
д
преподаватели
преподают
на
определенных
факультетах
,
и
второй
,
что
какие
-
то
преподаватели
являются
деканами
факультетов
.
Связанными
между
собой
могут быть
экземп яры
не
только
дв
ичных
сущностей
,
но
и
экземпляры
одной
и
той
же
сущности
.
Наприм
конкретных
студентов
может
быть
у
оста
тоже
студент
).
Могут
быть
связаны
между
собой
экземпляры
более
чем
двух
типо
30
Причем
,
следует
обратить
внимание
,
что
эта
связь
не
эквивалентна
трем
попарным
связям
:
СТУДЕНТЫ
↔
ДИСЦИПЛИНЫ
,
и
а
б
р
характеризует
число
экзем л
различа
),
связь
многие
-
Ра
ель
и
дисц
конкретные
е
д
конкрет
вателями
.
Свя
1
экземпл
тся
не
более
чем
одним
преподавателем
.
Связи
1:
m
(
один
-
ко
-
многим
)
и
m
:1
(
многие
-
к
-
одному
)
.
Не
более
одного
экзем л
с
любым
количеством
экземпляр
ругой
сущности
.
Связь
m
.
Каждый
преподаватель
может
преподавать
любое
дисциплина
преподается
не
более
чем
одним
преподавателем
.
Связь
m
:1.
Каждый
преподаватель
может
преподавать
не
более
одной
учебной
дисциплины
но
каждая
дисциплина
может
вателем
.
Связь
m
:
гие
-
ко
-
многим
)
.
Каждый
из
экземпляров
обеих
сущностей
может
быт
с
любым
числом
экземпляров
другой
сущности
.
одавать
любое
количество
учебных
дисциплин
,
и
каждая
дисциплина
может
преподаваться
любым
количеством
преподавателей
.
На
ER-
диаграммах
степень
связи
может
обозначаться
,
например
,
символами
1
или
m
у
соответствующих
концов
линий
,
обозначающих
связь
,
СТУДЕНТЫ
↔
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
↔
ДИСЦИПЛИНЫ
.
Таким
образом
,
в
зависимости
от
числа
связанных
сущностей
,
связь
может
быть
одинарной
(
это
связь
между
экземплярами
одной
и
той
же
сущности
,
ее
еще
называют
рефлексивной
),
бинарной
(
между
двумя
сущностями
)
и
,
в
общем
случ е
,
n
-
арной
(
связь
между
n
сущностями
).
Следует сразу
заметить
,
что
на
практике
при
моделировании
предметной
области
наиболее
часто
используются
инарные
связи
.
Важной
ха актеристикой
связи
между
экземплярами
сущностями
является
степень
(
cardinality
)
этой
связи
.
Степень
связи
п яров
сущности
,
которое
может
участвовать
в
связи
.
По
степени
связи
ют
связи
типа
один
-
к
-
одному
(1:1
),
связь
один
-
ко
-
многим
(
1:
m
к
-
одному
(
m
:1
)
и
связь
типа
многие
-
ко
-
многим
(
m
:
n
).
ссмотрим
эти
варианты
на
примере
связи
сущностей
преподават
иплина
.
Эта
связь
указывает
на
то
,
какими
преподавателями
преподаются
учебны
дисциплины
,
и
наоборот
,
какие
исциплины
преподают
ные
препода
зь
:1
(
один
-
к
-
одному
)
.
В
этой
связи
может
участвовать
не
больше
одного
яра
каждой
из
связываемых
сущностей
.
Каждый
преподаватель
преподает
не
более
одной
дисциплины
,
и
каждая
дисциплина
преподае
п яра
одной
сущности
может
быть
связано
ов
д
1:
количество
учебных
дисциплин
,
но
каждая
,
преподаваться
более
чем
одним
препода
m
(
мно
ь
связан
Каждый
преподаватель
может
преп