ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 1659
Скачиваний: 26
31
преподаватель
дисциплина
1
m
или
с
использованием
обозначений
типа
преподаватель
дисциплина
На
обоих
примерах
изображена
связь
типа
1:
m
между
сущностью
преподаватель
и
сущностью
дисциплина
.
Другой
характеристикой
связи
в
каждом
из
рассмотренных
выше
случаев
является
обязательность
(
mandatory
)
связи
или
ее
необязательность
(
а
только
допустимая
возможность
)
для
конкретного
экземпляра
сущности
.
Например
,
для
конкретного
преподавателя
,
или
конкретной
учебной
дисциплины
,
наличие
связи
с
одним
или
большим
числом
экземпля в
сущности
может
быть
обязательной
или
необязательной
.
ро другой
Действительно
,
для
преподавателя
его
связь
с
преподаваемыми
им
дисциплинами
мы
можем
сформулировать
следующими
различными
вариантами
.
•
Каждый
преподаватель
преподает
не
более
одной
(
а
может
и
ни
одной
)
учебной
дисциплины
… –
это
необязательная
связь
степени
1
.
•
Каждый
преподаватель
обязательно
преподает
какую
-
либо
,
но
только
одну
учебную
дисциплину
…–
это
обязательная
связь
степени
1.
•
Каждый
преподаватель
может
преподавать
любое
число
(
в
том
числе
и
ни
одной
)
учебной
дисциплины
…–
это
необязательная
связь
язательной
связи
степенью
1
преподаватель
степени
m
.
•
Каждый
преподаватель
обязательно
преподает
одну
или
большее
число
учебных
дисциплин
…–
это
обязательная
связь
степени
m
.
Обязательность
или
необязательность
связи
на
ER-
диаграммах
можно
обозначать
следующим
образом
:
•
для
необ
•
для
необязательной
связи
степенью
m
преподаватель
•
для
обязательной
связи
степенью
1
преподаватель
•
для
обязательной
связи
степенью
m
преподаватель
32
Таким
образом
,
обозначение
следующего
вида
на
ER–
диаграмме
преподаватель
дисциплина
Иванов
Орлов
Физика
Петров
Смирнов
Математика
История
Сидоров
Попов
Информатика
Кузнецов
Химия
представляет
собой
случай
,
когда
каждый
преподаватель
обязательно
ведет
какую
-
либо
,
но
только
одну
дисциплину
(
обязательная
связь
степенью
1
),
но
при
этом
конкретная
дисциплина
может
вестись
как
несколькими
преподавателями
,
так
и
может
никем
не
вестись
(
необязательная
связь
степени
m
).
Диаграмма
следующего
вида
соответствует
ситуации
,
когда
преподаватель
может
вести
(
а
может
и
не
вести
)
не
более
одной
дисциплины
,
а
каждая
дисциплина
может
вестись
не
более
чем
одним
преподавателем
(
но
может
и
никем
не
вестись
).
Это
связь
один
-
к
-
одному
с
необязательной
принадлежностью
связи
экземплярам
обеих
.
сущностей
препо
вател
дисциплина
да
ь
Иванов
Физика
Петров
Математика
Сидоров
Информатика
Кузнецов
Химия
Следующая
диаграмма
соответствует
ситуации
,
когда
преподаватель
может
вести
любое
число
дисциплин
(
в
том
числе
и
не
одной
)
а
каждая
дисциплина
обязательно
ведется
одним
или
нескольким
преподавателями
.
Это
связь
многие
-
ко
-
многим
с
обязательной
п ин длежностью
связи
экземплярам
сущности
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
и
обязательной
экземплярам
сущности
ДИСЦИПЛИНА
.
,
р а
33
преподаватель
дисциплина
Иванов
Орлов
Физика
Петров
Смирнов
Математика
История
Сидоров
Информатика
Химия
Попов
Электроника
Кузнецов
Философия
Еще
о
сущностях
,
их
свойствах
и
связях
между
ними
Как
видно
из
вышеизложенного
,
построение
модели
предметной
области
на
данном
(
инфологическом
)
этапе
состоит
в
выделении
в
ней
сущностей
,
определении
их
свойств
и
связей
между
ними
и
построении
соответствующей
ER-
диаграммы
.
Такая
диаграмма
позволяет
в
компактном
виде
представить
информацию
о
предметной
области
,
которая
затем
должна
быть
отражена
в
проектируемой
базе
данных
.
Следует
обратить
внимание
на
следующую
проблему
,
возникающую
при
решении
задачи
описания
предметной
области
в
понятиях
модели
сущность
-
связь
,
т
.
е
.
средствами
ER-
диаграмм
.
Проектировщику
базы
данных
необходимо
реши
е
ть
,
каки
элементы
и
характеристики
предметной
области
должны
быть
представлены
в
модели
в
виде
объектов
-
сущностей
,
какие
в
виде
их
свойств
(
атрибутов
),
а
какие
в
виде
связей
(
отношений
)
между
ними
.
Дело
в
том
,
что
на
самом
деле
отличие
этих
категорий
друг
от
друга
является
не
абсолютным
,
а
относительным
.
Один
и
тот
же
объект
предметной
области
в
одних
ситуациях
може
представлен
с
а
т
быть
как
амостоятельн я
сущность
,
а
в
других
как
свойство
другого
объекта
.
Например
,
элемент
АДРЕС
может
выступать
в
качестве
свойства
(
атрибута
)
сущности
СТУДЕНТ
,
а
может
рассматриваться
как
самостоятельный
объект
,
обладающий
своим
набором
свойств
(
ГОРОД
,
УЛИЦА
,
ДОМ
, …),
и
связанный
с
сущностью
СТУДЕНТ
связью
типа
ПРОЖИВАЕТ
.
Также
относительно
различие
между
категориями
сущность
и
связь
.
Например
,
связь
между
сущностями
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
и
ДИСЦИПЛИНА
может
при
желании
интерпретироваться
и
представляться
как
самостоятельная
сущность
(
можно
назв
которая
,
в
свою
очередь
как
сущн
и
,
например
свойством
УЧЕБНИКИ
ю
преподавателем
по
егорий
сущн
четко
определенное
функциональное
назначение
,
четко
ать
ее
ПРЕПОДАВАЕМАЯ
_
ДИСЦИПЛИНА
),
и
ость
,
может
обладать
каким
-
либо
своими
свойствам
,
представляющим
литературу
,
используему
учебной
дисциплине
.
Принимая
во
внимание
сказанное
,
уточним
определение
кат
ость
,
свойство
и
связь
следующим
образом
.
Под
сущностью
или
объектом
понимается
конкретный
опознаваемый
предмет
,
элемент
,
единица
(
реальные
или
абстрактные
),
имеющие
34
опре
ны
ы
.
–
рес
информ
предметной
Свойства
выступают
в
качестве
характеристик
сущности
,
позволяя
в
частности
выделять
,
идентифицировать
данную
сущность
из
множества
других
сущностей
.
При
этом
,
в
качестве
свойств
сущности
могут
выступать
другие
сущности
предметной
области
.
И
в
этом
случае
представление
сущности
в
форме
совокупности
(
агрегации
)
ее
свойств
есть
выражение
в
модели
и
сущ
Связь
–
также
используется
для
выражения
отно
лее
сущностями
,
фактически
поро
ств
ы
обычно
выступают
в
каче
ности
,
свой
уры
и
способы
интерпретации
данных
рования
базы данных
может
,
на
более
поздних
этапах
ее
проектирования
потребовать
значительных
усилий
по
изменениям
структур
данных
и
кодов
интерпретирующих
их
программных
средств
или
даже
перепроектирования
системы
в
ц
к
,
с
и п
об
делен
е
границ
в
данной
предметной
области
Добавим
функциональное
назначение
и
границы
,
обусловленные
контекстом
задач
,
в
рамках
которых
представляет
инте
ация
о
данной
области
.
определенного
отношения
между
сущностью
-
агрегацией
ностями
,
выступающими
в
качестве
ее
свойств
.
это
категория
,
которая
шений
между
сущностями
,
но
,
в
отличие
от
категории
свойство
,
связь
,
как
выражение
отношения
между
двумя
и
бо
ждает
новую
сущность
,
которая
сама
может
обладать
набором
собственных
свой
,
не
являющихся
свойствами
каждой
из
связываемых
ею
сущностей
.
Забегая
вперед
,
заметим
,
что
в
рассматриваемой
ниже
реляционной
модели
данных
,
как
самостоятельные
объекты
предметной
области
,
так
и
связи
между
ними
представляются
с
помощью
однотипных
структур
данных
,
а
именно
–
реляционных
таблиц
-
отношений
.
В
последнем
случае
,
когда
такая
таблица
представляет
связь
между
объектами
,
эти
объект
стве
атрибутов
,
образующих
,
составной
ключ
таблицы
.
Решение
вопросов
определения
и
взаимоотношения
категорий
сущ
ства
,
связи
входит
в
задачу
проектирования
семантической
модели
предметной
области
.
Эта
задача
в
большой
степени
является
неформализованной
.
При
этом
очень
важно
понимать
необходимость
как
можно
более
точного
определения
границ
предметной
области
именно
на
этапе
инфологического
проектирования
базы
данных
.
Дело
в
том
,
что
от
решения
этого
вопроса
в
большой
степени
зависят
структ
при
последующем
построении
концептуальной
датологической
модели
данных
,
эффективность
функционирования
прикладных
подсистем
и
возможность
обслуживания
ими
запросов
пользователей
.
Неправильное
определение
границ
предметной
области
на
начальном
этапе
проекти
елом
.
э
Ка
уже
было
сказано
выше
,
свойство
–
то
категория
,
представляющая
характеристики
сущности
.
При
этом
одни
войства
сущност
озволяют
идентифицировать
ее
,
то
есть
выделять
из
множества
других
сущностей
,
другие
свойства
позволяют
объединять
множество
экземпляров
сущностей
,
ладающих
общими
свойствами
,
в
абстрактные
сущности
–
типы
или
классы
.
35
Следует
,
днако
,
обратить
внимание на
то
,
ч о
абстрактная
категория
йство
объединяет
о
т
сво
элементы
,
информационные
единицы
предметной
иде
явл
предметной
области
,
и
в
этом
смысле
,
как
уже
ения
или
связи
межд
обенности
этого
отношения
.
Если
речь
идет
о
свойствах
,
выступающих
в
роли
идентификаторов
(
ключей
)
сущности
,
то
между
ними
(
сущностью
и
ее
свойствами
)
имеет
место
обязательная
связь
типа
один
-
к
-
одному
.
Так
,
например
,
отношение
между
сущностью
СТУДЕНТ
и
идентифицирующими
ее
свойствами
–
сущность
КОД
_
СТУДЕНТА
и
сущность
ПАСПОРТ
можно
представить
в
виде
области
,
также
попадающие
под
определение
категории
сущность
(
нечто
–
нтифицируемое
в
предметной
области
).
Проще
говоря
,
свойства
также
яются
одним
из
типов
сущностей
говорилось
,
представление
некоторой
сущности
в
форме
агрегации
других
сущностей
,
выступающих
в
качестве
ее
свойств
,
является
выражением
одного
из
видов
отношений
между
сущностями
.
Определение
сущности
А
,
в
виде
агрегации
А
{<
свойство
1>, <
свойство
2>, …, <
свойство
n
>}
является
ни
чем
иным
,
как
выражением
определенного
отнош
у
сущностями
-
свойствами
и
сущностью
-
носителем
этих
свойств
.
Рассмотрим
ос
Имеет
_
код
1,1
1,1
1,1
Студент
Код
_
студента
Имеет
_
паспорт
1,1
Паспорт
Рис
. 4.3.
Диаграмма
сущности
СТУДЕНТ
с
идентифицирующими
ее
сущностями
-
свойствами
Именно
наличие
обязательной
связи
типа
один
-
к
-
одному
и
делает
эти
свойства
идентификаторами
данной
сущности
.
Другие
свойства
сущности
,
представляющие
те
или
иные
сущности
,
находятся
с
ей
в
необязательной
связи
типа
один
ко
многим
.
То
есть
конкретная
сущность
может
иметь
е инст енное
значение
конкретного
свойства
(
это
значение
может
и
отсутствовать
),
однако
конкретное
значение
этого
свойства
может
присутствовать
у
различных
экземпляров
сущностей
.
Причем
эта
связь
носит
обязательный
характер
со
стороны
сущности
,
определяемой
этими
свойствами
.
Со
стороны
же
сущности
-
свойства
связь
может
быть
как
обязательной
,
так
и
необязательной
.
Отношение
сущности
СТУДЕНТ
с
сущностями
,
выступающими
в
качестве
ее
свойств
,
можно
представить
в
виде
следующей
диаграммы
(
рис
. 4.4).
Как
показано
на
диаграмме
,
значение
свойств
код
и
паспорт
н
д
в
должны
быть
уникальными
для
всех
экземпляров
сущности
студент
и
обязательно
должны