Файл: Задание Пользуясь научной литературой, опишите основную мысль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Пользуясь научной литературой, опишите основную мысль Метода замещающего онтогенеза (Семенович А.В.).

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

«…Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…» (А. В. Семенович)

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А. В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:


- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- растяжки;

- упражнения двигательного репертуара.

Задание 2. Составьте схему и наполните упражнениями (с их подробным описанием):
1. Дыхательных упражнений как базовых занятий в рамках нейропсихологической коррекции детей.
2. Массажа и самомассажа.

Дыхательные упражнения

Вдох – надуть живот, выдох – втянуть живот

Исходное положение - ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребенок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох – выдох».

  1. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), одновременно с вдохом надувает живот как шарик

  2. Во время команды взрослого «выдох» делает выдох через широко открытый рот (шумно), одновременно с выдохом втягивает живот.

Можно положить одну руку на грудь, другую – на живот для того, чтобы почувствовать, когда живот поднимается, а когда опускается. Животнадувается плавно одновременно с вдохом. Живот втягивается плавно одновременно с выдохом.

Выполнить 5 раз.

Растяжки

Фараон – 2

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.

Упражнение выполняется вместе с дыханием – во время команды взрослого «раз» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт) и поднимает голову; во время команды взрослого «два» ребенок делает выдох через широко открытый рот и поворачивает голову направо, при этом он держит голову на весу и не опускает ее на пол; во время команды взрослого «три» ребенок делоет вдох черз нос (рот закрыт) и поворачивает голову налево, при этом он держит голову на весуи не опускает ее на пол; во время команды взрослого «четыре» ребенок делает выдох через широко открытый рот и поворачиват голову прямо и кладет ее на пол.



Выполнить 3-5 раз.

Задание 3. Пользуясь литературой, вам необходимо сформировать психодиагностический блок «Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка».

В данный блок включите следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
2. Проективная игра «Почта»(модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
3. Детский апперцептивный тест (ДАТ).
4. Методика исследования эмоционального состояния (Дорофеева Э. Т.).


Дополните перечень теми пробами, тестами и методиками, которые используете (использовали бы) в работе с детьми.

Методики необходимо описать в соответствии с планом:

1. Название.
2. Цель.
3. Описание методики (особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).
4. Инструкция.
5. Обработка результатов.
6. Текст методики (полностью если имеется).


Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.

Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:

  1. Кто изображен на картинке?

  2. Что он делает?

  3. Как он себя чувствует?

  4. Как ты догадался об этом?

  5. Опиши картинку.

  6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

  7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?

  8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

  9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

  10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?

  11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?


При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понима- ют – взрослого или сверстника – и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.

Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление



























































































На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Что ты любишь?

  2. Что ты не любишь?

3. Когда тебе весело?

4. Что ты делаешь, когда тебе весело?

5. Когда тебе грустно?

  1. Что ты делаешь, когда тебе грустно?

  2. Когда тебе страшно?

  3. Что ты делаешь, когда тебе страшно?

  4. Когда ты злишься?

  5. Что ты делаешь, когда злишься?

  6. Когда ты удивляешься?

В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.


Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:

  • природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);

  • предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);

  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);

  • нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);

  • ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);

  • деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);

  • недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).

Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:

  • адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);

  • несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);

  • неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.

Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:

  • ответ краткий («Я люблю играть»);

  • ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;

  • ответ развернутый и подробный.

При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.

Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е.  Бине)

Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».