Файл: Задание Пользуясь научной литературой, опишите основную мысль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Пользуясь научной литературой, опишите основную мысль Метода замещающего онтогенеза (Семенович А.В.).
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.
«…Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…» (А. В. Семенович)
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А. В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
Задание 2. Составьте схему и наполните упражнениями (с их подробным описанием):
1. Дыхательных упражнений как базовых занятий в рамках нейропсихологической коррекции детей.
2. Массажа и самомассажа.
Дыхательные упражнения
Вдох – надуть живот, выдох – втянуть живот
Исходное положение - ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребенок не должен шевелить ногами.
Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох – выдох».
-
Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), одновременно с вдохом надувает живот как шарик -
Во время команды взрослого «выдох» делает выдох через широко открытый рот (шумно), одновременно с выдохом втягивает живот.
Можно положить одну руку на грудь, другую – на живот для того, чтобы почувствовать, когда живот поднимается, а когда опускается. Животнадувается плавно одновременно с вдохом. Живот втягивается плавно одновременно с выдохом.
Выполнить 5 раз.
Растяжки
Фараон – 2
Исходное положение – ребенок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся.
Упражнение выполняется вместе с дыханием – во время команды взрослого «раз» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт) и поднимает голову; во время команды взрослого «два» ребенок делает выдох через широко открытый рот и поворачивает голову направо, при этом он держит голову на весу и не опускает ее на пол; во время команды взрослого «три» ребенок делоет вдох черз нос (рот закрыт) и поворачивает голову налево, при этом он держит голову на весуи не опускает ее на пол; во время команды взрослого «четыре» ребенок делает выдох через широко открытый рот и поворачиват голову прямо и кладет ее на пол.
Выполнить 3-5 раз.
Задание 3. Пользуясь литературой, вам необходимо сформировать психодиагностический блок «Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка».
В данный блок включите следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
2. Проективная игра «Почта»(модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
3. Детский апперцептивный тест (ДАТ).
4. Методика исследования эмоционального состояния (Дорофеева Э. Т.).
Дополните перечень теми пробами, тестами и методиками, которые используете (использовали бы) в работе с детьми.
Методики необходимо описать в соответствии с планом:
1. Название.
2. Цель.
3. Описание методики (особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).
4. Инструкция.
5. Обработка результатов.
6. Текст методики (полностью если имеется).
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:
-
Кто изображен на картинке? -
Что он делает? -
Как он себя чувствует? -
Как ты догадался об этом? -
Опиши картинку. -
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? -
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки? -
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? -
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? -
Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку? -
Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понима- ют – взрослого или сверстника – и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.
Фамилия, имя ребенка | Радость | Грусть | Страх | Гнев | Удивление |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:
-
Что ты любишь? -
Что ты не любишь?
3. Когда тебе весело?
4. Что ты делаешь, когда тебе весело?
5. Когда тебе грустно?
-
Что ты делаешь, когда тебе грустно? -
Когда тебе страшно? -
Что ты делаешь, когда тебе страшно? -
Когда ты злишься? -
Что ты делаешь, когда злишься? -
Когда ты удивляешься?
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
-
природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
-
предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»); -
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»); -
нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»); -
ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»); -
деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»); -
недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:
-
адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»); -
несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»); -
неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
-
ответ краткий («Я люблю играть»); -
ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого; -
ответ развернутый и подробный.
При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».