Файл: Курсовая работа на тему Верования народов древнего Китая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Издревле бассейн реки Янцзы населяли не родственные протокитайскому этносу хуася и их предкам аустрические народы. Они говорили совершенно на других языках, вместо просоводства, распространённого на севере, занимались рисоводством. Многие культы, изначально появившиеся на юге, будут восприняты хуася, а позже станут непременными атрибутами ханьцев. Кроме того, именно на юге, а не на севере впервые появилось развитое государство. В этой главе будет рассказано о культуре и верованиях аустрических народов Китая в эпоху неолита. В целом, в регионе Янцзы изучено не очень большое число памятников, что несколько затрудняет описание культов и верований местных народов.
§ 1. Ранние неолитические культуры(IX-IV тысячелетия до н.э.)
Древнейшие находки эпохи неолита в области Янцзы датируются примерно IX-VIII тысячелетием до н.э.5 В пещере Цзэнпиянь(9000-8300 гг. до н.э.) были найдены погребения. Они выполнены в виде узких, но глубоких ям, на погребениях располагаются камни, направленные в разные стороны. Погребальный инвентарь скудный, содержит только орудия труда. Более поздние находки в этой же пещере представляют собой круглодонные сосуды с разнообразными орнаментами в виде треугольников, косых крестов, «рыбьей кости». Существование последнего узора можно обосновать близостью упомянутой пещеры к морю – представители аустрических народов были искусными мореплавателями.

Дальнейшие исследования Цзэнпиянь показывают, что в шестом тысячелетии погребальный обряд остался прежним, захоронения проводились в глубоких узких ямах, в которых хоронили одного человека. Зато преобразовался керамический инвентарь. Появились новые тонкостенные сосуды, пришедшие вместо старых толстостенных, орнаменты стали более разнообразными: появилось изображение рассечённого валика, волны и так далее. И снова на керамических изделиях появляются морские сюжеты, что можно связать с возможным существованием морских культов.

Далее следует рассмотреть памятник Сяоцзинь-1. Какие-либо погребения, которые можно отнести к этому памятнику, отсутствуют, зато присутствует достаточно небедный керамический инвентарь. Чаще всего в качестве орнамента предстают геометрические изображения: зигзаги, косые линии, решётки, не встречающиеся в комплексе культур Хуанхэ; изображения наносились и на внутренней, и на внешней стороне.

Примечательны данные археологических раскопок в Шицзяхэ. Здесь были найдены более нигде не встречающиеся в неолитическом Китае фаллические сооружения высотой вплоть до 160 см, то есть в этом обществе преобладало мужское, а не женское, начало, что можно соотнести с особенностями производства риса.


Таким образом, во время раннего и среднего неолита у обществ бассейна Янцзы, по-видимому, существовали похожие культы и верования, какие были присущи хуанхэским обществам: культ плодородия, связываемый или с женским началом, если учитывать изображения треугольников на керамических сосудах, либо же с мужским, если брать в расчёт находки в Шицзяхэ. С другой стороны, фаллические статуи больше нигде, кроме этого места, до сих пор не были обнаружены, так что едва ли можно говорить о господстве среди аустрических народов культа плодородия, связываемого именно с мужским началом. Кроме того, в указанный исторический период у этих народов, видимо, отсутствовал культ предков.
§ 2. Культура Лянчжу – царство Мо
Одним из наиболее примечательных и изученных памятников района Янцзы можно считать культуру Лянчжу, существовавшую в 3000–2000 годах до нашей эры. Появляется несколько городищ, в которых наблюдается появление политических центров, центральной власти, крупных культовых сооружений, крупных погребальных комплексов. Особенно получают распространение нефритовые изделия, которые станут одними из важнейших атрибутов светской и религиозной власти. Важнейшим признаком появления государства или протогосударства является существование письменности, которую пока не дешифровали. Существование сложной системы верований подтверждается ещё и существенными различиями в погребальном обряде, что свидетельствует об имущественном расслоении.

Важную религиозную функцию исполняли ступенчатые башни-зиккураты – они были местами погребений. Усопших никогда не хоронили на верхней части храма, а только на южной стороне, причём сначала хоронили на юго-западной, потом на южной, и только потом на юго-восточной стороне. Тем не менее, изначально зиккураты не являлись некрополями. В первую очередь они предназначались для жертвоприношений, лишь позже в них начали хоронить людей6.

Погребальный инвентарь чрезвычайно разнообразен, однако можно выделить лишь несколько типов могил в зависимости от количества предметов и видов самих предметов, что говорит о социальном расслоении в Лянчжуском обществе. Например, в погребениях в упомянутых ранее башнях встречается большое количество нефритовых изделий, что позволяет предположить о крайне высоком положении погребённых, скорее всего они принадлежат или царям, или высшей аристократии, или высшему религиозному сословию. Особенностью таких погребений является наличие нефритовых цунов – наверший жезлов, которые помещали только в погребения носителей высшей власти и которые, по всей видимости, являлись символом власти. Среди атрибутов царской власти можно отметить трапециевидные пластины, прикреплявшиеся к головному убору, нагрудные пластины с изображением божеств, ритуальные топоры и другие изделия. На навершиях жезлов(цунах) встречаются изображения двух божеств – маленького и большого; маленькое божество вырастает из головы большего и обхватывает её. Это очень тонкие и сложные изображения, требующие огромного мастерства ювелиров. Среди орнаментальных изображений преобладают спирали и округлые линии.



Помимо нефрита, другим ритуальным минералом была бирюза, встречающаяся значительно реже. Скорее всего, роль керамики как одного из важнейших элементов погребального обряда утрачивается и становится второстепенной. Об этом можно судить по погребениям памятника Фаньшань, где керамические сосуды имеют грубую, неаккуратную форму. С другой стороны, в этом же комплексе была найдена уникальная ваза с инкрустациями нефрита и орнаментом в виде единичных и совмещённых колец и дуг, в которых угадываются очертания водоплавающей птицы.

Особенно выделяется одно погребение. Оно содержит деревянный гроб нестандартного размера, гораздо больше человеческого. В свободном пространстве у ног были сложены погребальные сосуды, изделия из нефрита в большом количестве находятся внутри гроба. Нефритовый инвентарь такой же, как упоминалось ранее, с другой стороны, он стал менее качественным, зато нефритовых изделий стало больше. Керамические изделия грубы и немногочисленны, одним из таких изделий является типичный для культуры Лянчжу двухчастный сосуд без ручек, высокий сосуд без горлышка, треножник-горшок с круглым дном и плоскими ножками, а также горшок, используемый для варки на пару.

Важнейшим памятником культуры Лянчжу являются надписи на паре нефритовых изделий, называемых «полыми иероглифами», ныне хранящиеся в музеях.

Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, что во время существования культуры Лянчжу уже существовало некоторое государственное образование или образования с высшей центральной властью и институтом религии. Наиболее богатые захоронения принадлежат, очевидно, высшей знати и царю. Возможно, царь являлся высшим божеством, о чём может косвенно свидетельствовать ранее упоминаемое погребение с увеличенным гробом, предназначенное для наиболее выдающегося правителя. Изображения двух божеств на нефритовых изделиях могут олицетворять какую-либо дихотомию: луны и солнца, земли и неба, дня и ночи и тому подобное. Нефрит стал всеобъемлющим и беспрекословным объектом высокого статуса и богатства. Позже нефритовый культ переймут хуася.

§ 3. Культуры среднего течения Янцзы
В среднем течении Янцзы, в отличие от её устья, на границе эпохи неолита и бронзы не существовало похожих на лянчжуское государственных образований. Однако культуры этой местности тоже заслуживают внимания.


Следует рассмотреть культуру Шицзяхэ-2. Погребальный культ здесь схож с погребальными культами на Хуанхэ. Существовали детские погребения, они совершались в больших сосудах с круглым дном. Керамика использовалась по большей мере бытовая(кухонная, столовая), присутствовала посуда, но также были сосуды для ритуальных церемоний. В погребениях содержатся орудия – удлинённые топоры, а также фрагменты оружия – наконечники копий и стрел, что отличается от погребального инвентаря нижней Янцзы. Нефритовые изделия, пусть не в таком количестве, как в Ляочжу, присутствуют. Среди таких изделий можно отметить подвески с изображением лица божества с глазами миндалевидной формы. Встречаются незамкнутые нефритовые кольца, также характерные для Северного Китая. Помимо этого, были найдены нефритовые трубочки и большие диски.

Достаточно часто в погребениях обнаруживаются изображения насекомого со сложенными крыльями и очень маленькой птицы, которая берёт саму себя за хвост. Символов власти практически нет, встречаются лишь нефритовые стержни. На одной стоянке было найдено изображение, похожее на Инь-Ян. Впрочем, это изображение встречается на других местах расселения аустрических народов, например в бассейне реки Меконг. Другим уникальным обнаруженным предметом является чаща из Шицзяхэ. На её внешней стороне нанесено изображение божества аустрических народов. Она примечательно тем, что имеет как вдавленные, так и выступающие наружу части. Ещё одним примером религиозных верований служит найденный сосуд, на котором изображено антропоморфное изображение божества в полный рост с выходящими из его головы стволами, от которых отходит несколько спиралей.

На среднем течении Янцзы, как и в её дельте шёл процесс образования государства. Понять это можно по найденным в погребениях нефриту, уникальным изделиям с изображениями божеств. В этом регионе проявляются культы и верования как Севера – использование бытовой керамики и орудий труда, так Юга, где находится упоминаемый регион.

ГЛАВА III. ВЕРОВАНИЯ В ЭПОХИ ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ
В заключительной главе будут рассмотрены культы и верования древних китайцев во время правления первых двух династий – Шан-Инь и Чжоу. Реальность существования династии Ся до сих пор вызывает споры в научных кругах, поэтому она не была включена в состав курсовой работы.
§ 1. Духовные практики и культы эпохи Шан-Инь
Эпоха Шан-Инь, в отличие от ранее рассматриваемых в курсовой работе, относится не к неолиту, а к бронзовому веку. Изделия из бронзы получат очень широкое распространение, особенно в ритуальных церемониях. Разнообразные изделия из бронзы – ритуальные предметы, оружие, орудия труда и колесницы – отражают процесс постоянного совершенствования техники литья. Но наибольшей популярностью в эпоху Шан-Инь пользовались черепашьи панцири со множественными эпиграфическими надписями. Это была важнейшая церемония коммуникации с божествами, которая была связана с гаданием, игравшем большую роль в политической и религиозной жизни шанских элит. Шанцы гадали с помощью панцирей черепах и костей животных, чаще всего коров.


Необходимо отметить, что прожигание костей практиковалось и ранее, оно было распространено в среднем течении Хуанхэ и на Шаньдуне, а практика использования панцирей черепах для гадания появилась задолго до Шан-Инь. Однако особенностью именно шанских ритуальных панцирей является их сплошное распространение в том числе среди правящего круга лиц. Кроме того, гадания стали настолько важным мероприятием, что вопросы оракулам и их ответы стали записывать и проверять, произошло ли событие или нет7. Особо примечательно, что шанцев при гадании интересовала лишь материальная и прагматическая составляющие: никаких рассуждений на тему о судьбе, неисповедимости рока, мистической неопределенности или, напротив, предопределенности. Всё сводилось к трезво-практической интерпретации трещин на специально обработанных, надписанных и затем подогревавшихся на огне костях: в зависимости от конфигурации трещин формировался ответ предка на поставленные ему потомками вопросы. Да и сами вопросы ставились так, чтобы получить однозначный ответ: да, нет, согласен, не согласен. И соответствующим образом решать или поступать.

Кроме обращения к духам с просьбами существовала форма молитвенного обращения к ним. Божествам докладывали или о намерении совершить поход против кого-либо, или, напротив, о том, что такой-то народ выступил против Шан. Ван8 мог докладывать и о своем намерении совершить инспекционную поездку или отправиться на охоту.

Активно практиковались жертвоприношения богам. Иногда жертвы приносились готовой едой, в таком случае в ритуалах использовались разнообразные бронзовые сосуды: для мяса, зерна, вина. Предкам приносились жертвы ценными предметами. Однако чаще всего жертвы приносились в виде убитых животных(собак, коней, коров, баранов и др.), а иногда и людей. Говоря о человеческих жертвоприношениях, при определённых условиях его мог совершить сам ван.

Что касается погребений, то эта ритуальная сторона жизни была важной составляющей шанского общества. В погребениях знати должны были присутствовать гроб и саркофаг, в могилах простых состоятельных шанцев и военных – гроб. Кроме того, все погребения предполагали наличие определенного числа изделий в качестве сопроводительного инвентаря. Во всех погребениях свободных и равноправных шанцев, даже людей с низким статусом, должна была быть подмогильная яма с сопогребенной собакой, а в погребениях более или менее знатных шанцев – сопогребение с ним одного или нескольких человек.