Файл: Студент Растегаева А. А москва 2023 Ответы на вопросы Вопрос Раскройте идеи Э. Тоффлера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология массовых коммуникаций
Группа 20Р116
Студент
Растегаева А.А
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы:
Вопрос 1. Раскройте идеи Э. Тоффлера.
Ответ: Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.
Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.
Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна - результат интеллектуальной революции, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни
Вопрос 2: Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.
Ответ: В концепции Бэгдикян содержание массмедиа используется для конструирования аудитории, где рекламодатели платят СМИ за доступ к этой аудитории. Это связанно со спецификой подачи информации в условиях сформировавшейся в США информационной монополии 50 крупнейших корпораций, иных крупных видов индустрии и банковского сектора, объединенных общими финансовыми интересами, что приводит к увеличению удельного веса рекламы и выхолащиванию идейного содержания новостей, так как в данной ситуации доходы зависят не от идейных соображений, а от количества коммерчески выгодных “информационных товаров”, начиненных рекламными сообщениями.
Учёный даёт понять, что в данных условиях новости, подвергаемые массмедиа псевдо “доктрине объективности” и нейтральности в целях охвата наибольшей аудитории для рекламодателей, теряют всю объективность, становятся всё более консервативными, неподлинно нейтральными.
В итоге профессор отмечает, что становящиеся “стерильными”, безыдейными и стереотипными СМИ, прибегают к “впрыскиванию” сенсационных сообщений, содержащих шокирующие сведения о разного рода актах насилия и преступлений, сексомании и порнографии, нигилизма и прочего, чтобы таким способом привлекать внимание аудитории.
Вопрос 3: Раскройте понятие массовой коммуникации в теории информационного общества.
Ответ: Под массовой коммуникацией (МК) разумеется процесс использования средств массовой информации (СМИ) для распространения социально-значимых сообщений на численно большие, анонимные и гетерогенные аудитории. Источниками МК являются финансово-промышленные группы, политические партии, институты и организации.
Экономическая функция большинства СМИ - привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей, политиков, олигархов и финансово-промышленных групп. СМИ испытывают на себе огромное давление, заставляющее их быть максимально развлекательными для масс (этот принцип действителен и для новостей): например, журналы, рекламирующие табачную продукцию, пишут о вреде курения намного меньше, чем те, в которых реклама сигарет отсутствует.
Вопрос 4: Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в концепции Д. Смайта.
Ответ: Д. Смайт ввел концепцию товара применительно к аудитории средств массовой коммуникации. Процесс придания аудитории товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи (т. е. коммодификация аудитории), неразрывно интегрирует медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику. СМИ встраиваются в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей.
Д. Смайт утверждает
, что не воспроизводство идеологии, а создание, производство массовой аудитории является центральной задачей СМИ в условиях капиталистической экономики. В условиях более развитого капиталистического рынка СМИ приобретают и другую роль — управления потребительским спросом, сводя в единую триаду рекламу, маркетинг и массмедиа. Отчасти эти две позиции примирил Р. Пикар, один из главных авторитетов американской медиаэкономикс, введя понятие сдвоенного — товаров и услуг — рынка СМИ.
Вопрос 5: Раскройте функции массовых коммуникаций.
Ответ: В современном обществе массовые коммуникации выполняют разнообразные функции, которые можно разделить на следующие группы:
- социальные – функции, касающиеся информационного обеспечения жизни общества;
- социально-психологические – влияние массовых коммуникаций на жизнь больших групп и общение индивидов;
- общепсихологические – удовлетворение потребностей отдельных людей.
При этом среди социальных функций выделяю следующие:
- информационная – распространение знаний;
- социальный контроль и управление;
- интеграция общества и его саморегуляция;
- формирование общественного мнения;
- идейно-воспитательная функция;
- реализация социальной активности членов общества;
- функция распространения культуры;
- функция развлечения;
- функция связи между различными социальными группами.
Задача 1: Маршалл Маклюэн создал концептуальную модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций, при этом смена коммуникационных технологий положена им в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. В истории развития человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи: эпоха «племенного человека», эпоха письменности, «Галактика Гуттенберга», «Галактика Маркони». К «средствам коммуникации» Маклюэн относит все культурные феномены, так или иначе могущие выполнять коммуникационные функции: язык (письмо и речь), печать, телевидение, компьютерные системы, а также дороги, транспорт, деньги, религию, науку и многие другие. Формирование новых «средств коммуникации», связи и информации инспирирует радикально новый «сенсорный баланс» общества, задавая новые мироощущение и миро уяснение, новый стиль мышления, новый образ жизни и, в конечном итоге, новые формы социальной организации.
Задача 3: Сначала по определению Э. Тоффлера, была первая волна, которую он называет «сельскохозяйственной цивилизацией». От Китая и Индии до Бенина и Мексики от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешнее различие, выделяются общие фундаментальные черты, а именно: везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы и крепостные. Везде власть была жестко авторитарной, везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого для своей жизни. В семье господствовал патриархат. Первая волна перемен продлилась примерно до 1650 – 1750 годов н.э.
Вторая волна. Первая волна перемен еще не исчерпала своего потенциала, когда в конце XVII в. в Европе возникла индустриальная революция - вторая волна планетарных перемен. Новый процесс индустриализации начал двигаться по странам и континентам уже гораздо быстрее. Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись, но земле одновременно, но с разной скоростью.
Столкновения двух волн привело к возникновению многих политических и военных конфликтов, начиная от акций протеста сельскохозяйственных производителей по поводу индустриализации жизни, до Гражданской войны между Севером и Югом в Америке.
Третья волна. В конце концов, утверждается в книге Э.Тоффлера, наступает глубокий кризис принципов и структур Второй волны и на ее смену поднимается Третья волна, несущая новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия — между производством и потреблением. По мнению Э. Тоффлера, точкой поворота можно считать 1955 г., когда в США впервые количество «белых воротничков» и работников сферы обслуживания стало превышать число «синих воротничков». Это было десятилетие, когда началось широкое внедрение компьютеров и новых технологий досту пных населению.
Цивилизация Третьей волны противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации, т.к. является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной. Она несет с собой новый строй жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на методах производства, исключающих фабричные сборочные конвейеры, на новой не-нуклеарной семье, на новой структуре, которую Э. Тоффлер назвал «электронным коттеджем», на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. Новая цивилизация, по мнению Э. Тоффлера, будет опрокидывать бюрократию, уменьшать роль национального государства и способствовать росту полуавгономных экономик постимпериалистического мира.
Таблица. Цивилизационные изменения характерные для трех волн, согласно концепции Э. Тоффлера.
Сферы | Первая волна | Вторая волна | Третья волна |
Тип цивилизации | Аграрная | Индустриальная | Супериндустриальная |
Семья | Большая, патриархальная | Малая, нуклеарная | Малая, ненуклеарная |
Обучение | В семье, индивидуальное | Фабричного типа, массовое | Инфосфера, демасси-фицированное |
Торговля | На заказ | Массрвая | Массовая, на заказ |
Занятость | Сельскохозяйственная | Фабрика, офис | Электронный коттеж |
СМИ | Локальные | Массовые | Демассификация СМИ |