Файл: Студент Растегаева А. А москва 2023 Ответы на вопросы Вопрос Раскройте идеи Э. Тоффлера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология массовых коммуникаций



Группа 20Р116
Студент
Растегаева А.А


МОСКВА 2023

Ответы на вопросы:

Вопрос 1. Раскройте идеи Э. Тоффлера.

Ответ: Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.

Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна - результат интеллектуальной революции, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни

Вопрос 2: Раскройте особенности манипуляции в сфере массовых коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.

Ответ: В концепции Бэгдикян содержание массмедиа используется для конструирования аудитории, где рекламодатели платят СМИ за доступ к этой аудитории. Это связанно со спецификой подачи информации в условиях сформировавшейся в США информационной монополии 50 крупнейших корпораций, иных крупных видов индустрии и банковского сектора, объединенных общими финансовыми интересами, что приводит к увеличению удельного веса рекламы и выхолащиванию идейного содержания новостей, так как в данной ситуации доходы зависят не от идейных соображений, а от количества коммерчески выгодных “информационных товаров”, начиненных рекламными сообщениями.

Учёный даёт понять, что в данных условиях новости, подвергаемые массмедиа псевдо “доктрине объективности” и нейтральности в целях охвата наибольшей аудитории для рекламодателей, теряют всю объективность, становятся всё более консервативными, неподлинно нейтральными.
В итоге профессор отмечает, что становящиеся “стерильными”, безыдейными и стереотипными СМИ, прибегают к “впрыскиванию” сенсационных сообщений, содержащих шокирующие сведения о разного рода актах насилия и преступлений, сексомании и порнографии, нигилизма и прочего, чтобы таким способом привлекать внимание аудитории.

Вопрос 3: Раскройте понятие массовой коммуникации в теории информационного общества.

Ответ: Под массовой коммуникацией (МК) разумеется процесс использования средств массовой информации (СМИ) для распространения социально-значимых сообщений на численно большие, анонимные и гетерогенные аудитории. Источниками МК являются финансово-промышленные группы, политические партии, институты и организации.

Экономическая функция большинства СМИ - привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей, политиков, олигархов и финансово-промышленных групп. СМИ испытывают на себе огромное давление, заставляющее их быть максимально развлекательными для масс (этот принцип действителен и для новостей): например, журналы, рекламирующие табачную продукцию, пишут о вреде курения намного меньше, чем те, в которых реклама сигарет отсутствует.

Вопрос 4: Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в концепции Д. Смайта.

Ответ: Д. Смайт ввел концепцию товара применительно к аудитории средств массовой коммуникации. Процесс придания аудитории товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи (т. е. коммодификация аудитории), неразрывно интегрирует медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику. СМИ встраиваются в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей. 

Д. Смайт утверждает

, что не воспроизводство идеологии, а создание, производство массовой аудитории является центральной задачей СМИ в условиях капиталистической экономики. В условиях более развитого капиталистического рынка СМИ приобретают и другую роль — управления потребительским спросом, сводя в единую триаду рекламу, маркетинг и массмедиа. Отчасти эти две позиции примирил Р. Пикар, один из главных авторитетов американской медиаэкономикс, введя понятие сдвоенного — товаров и услуг — рынка СМИ.

Вопрос 5: Раскройте функции массовых коммуникаций.

Ответ: В современном обществе массовые коммуникации выполняют разнообразные функции, которые можно разделить на следующие группы:

- социальные – функции, касающиеся информационного обеспечения жизни общества;

- социально-психологические – влияние массовых коммуникаций на жизнь больших групп и общение индивидов;

- общепсихологические – удовлетворение потребностей отдельных людей.

При этом среди социальных функций выделяю следующие:

- информационная – распространение знаний;

- социальный контроль и управление;

- интеграция общества и его саморегуляция;

- формирование общественного мнения;

- идейно-воспитательная функция;

- реализация социальной активности членов общества;

- функция распространения культуры;

- функция развлечения;

- функция связи между различными социальными группами.
Задача 1: Маршалл Маклюэн создал концептуальную модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций, при этом смена коммуникационных технологий положена им в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории.  В истории развития человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи: эпоха «племенного человека», эпоха письменности, «Галактика Гуттенберга», «Галактика Маркони». К «средствам коммуникации» Маклюэн относит все культурные феномены, так или иначе могущие выполнять коммуникационные функции: язык (письмо и речь), печать, телевидение, компьютерные системы, а также дороги, транспорт, деньги, религию, науку и многие другие. Формирование новых «средств коммуникации», связи и информации инспирирует радикально новый «сенсорный баланс» общества, задавая новые мироощущение и миро уяснение, новый стиль мышления, новый образ жизни и, в конечном итоге, новые формы социальной организации.


Задача 3: Сначала по определению Э. Тоффлера, была первая волна, которую он называет «сельскохозяйственной цивилизацией». От Китая и Индии до Бенина и Мексики от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешнее различие, выделяются общие фундаментальные черты, а именно: везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы и крепостные. Везде власть была жестко авторитарной, везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого для своей жизни. В семье господствовал патриархат. Первая волна перемен продлилась примерно до 1650 – 1750 годов н.э. 

Вторая волна. Первая волна перемен еще не исчерпала своего потенциала, когда в конце XVII в. в Европе возникла индустриальная революция - вторая волна планетарных перемен. Новый процесс индустриализации начал двигаться по странам и континентам уже гораздо быстрее. Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись, но земле одновременно, но с разной скоростью.

Столкновения двух волн привело к возникновению многих политических и военных конфликтов, начиная от акций протеста сельскохозяйственных производителей по поводу индустриализации жизни, до Гражданской войны между Севером и Югом в Америке.

Третья волна. В конце концов, утверждается в книге Э.Тоффлера, наступает глубокий кризис принципов и структур Второй волны и на ее смену поднимается Третья волна, несущая новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия — между производством и потреблением. По мнению Э. Тоффлера, точкой поворота можно считать 1955 г., когда в США впервые количество «белых воротничков» и работников сферы обслуживания стало превышать число «синих воротничков». Это было десятилетие, когда началось широкое внедрение компьютеров и новых технологий досту пных населению.


Цивилизация Третьей волны противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации, т.к. является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной. Она несет с собой новый строй жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на методах производства, исключающих фабричные сборочные конвейеры, на новой не-нуклеарной семье, на новой структуре, которую Э. Тоффлер назвал «электронным коттеджем», на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. Новая цивилизация, по мнению Э. Тоффлера, будет опрокидывать бюрократию, уменьшать роль национального государства и способствовать росту полуавгономных экономик постимпериалистического мира.

Таблица. Цивилизационные изменения характерные для трех волн, согласно концепции Э. Тоффлера.

Сферы

Первая волна

Вторая волна

Третья волна

Тип цивилизации

Аграрная

Индустриальная

Супериндустриальная

Семья

Большая, патриархальная

Малая, нуклеарная

Малая, ненуклеарная

Обучение

В семье, индивидуальное

Фабричного типа, массовое

Инфосфера, демасси-фицированное

Торговля

На заказ

Массрвая

Массовая, на заказ

Занятость

Сельскохозяйственная

Фабрика, офис

Электронный коттеж

СМИ

Локальные

Массовые

Демассификация СМИ