ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Теория сценариев Эрика Берна
Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач, сторонник психоанализа. Основы теории сценариев разработал Эрик Берн в середине 60-х годов.
В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9).
Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: теории сценариев, структуры личности и анализа игр, предпочитаемых человеком.
Основные принципы, которым следовал Э. Берн:
Ø Вера в человеческую природу – люди хороши по своей сути. В процессе жизни они могут неправильно воспринимать идеи, усваивать ложные ценности.
Ø Даже при наличии эмоциональных затруднений человек остается разумным, полноценным существом, способным анализировать опыт и исправлять ошибки.
Ø Любые эмоциональные проблемы разрешимы при наличии необходимых знаний, правильного подхода и помощи.
Согласно Эрику Берну сценарий, это : «... План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Ясно, что ни о каком осмысленном и сознательном выборе в возрасте 2-3 лет речь идти не может. Имеется ввиду тот выбор, который совершает ребенок под влиянием чувств, на основании первого опыта общения с окружением и внешней реальностью до того момента, как он начал говорить.
Берн подчеркивает, что сценарный жизненный план – результат родительского программирования, генетической предрасположенности и влияния социума. Но, прежде всего, это результат выбора, совершаемого человеком в его детстве. Это значит, что воспитываясь в одной семье при изначально равных «стартовых» условиях дети могут составлять и далее реализовывать разные жизненные сценарии. «Ты кончишь в психушке!» – любила повторять мать своим малолетним сыновьям близнецам когда была не в духе. Спустя десятилетия один из них стал завсегдатаем психиатрической лечебницы, другой – известным врачом психиатром.
Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев» (4, гл. 3).
«Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
«Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?... Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).
Согласно теории, свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
«Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.
Структура личности по Берну.
Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.
«Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.
Реализация теории сценариев.
Игры – это неотъемлемая часть бессознательного жизненного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).
Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов Фрейда остался незыблем). Играя, мы воплощаем свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой... Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
«К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада... В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен... Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).
Часть 2.
Сила жизненных сценариев.
В первые годы малыш эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на него просто безгранично.
«Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).
Сложившимся отношениям между ребёнком и родителями соответствует определённое поведение, которое с годами настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам, к свойствам характера. Кардинально изменить их впоследствии непросто, можно лишь поправить отдельные моменты.
Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают его к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия (с самыми благими намерениями).
В теории ТА Берн демонстрирует, что сценарии могут писаться Победителями, Побежденными и Не-победителями. В последнем случае сценарий часто называют банальным. К иерархии Победителей Берн отнес тех, кто сумел достичь поставленной цели, сохранив состояние внутреннего комфорта и благополучия.
Побежденным, напротив, признается человек, который не достиг своей цели или же достиг ее, но утерял по пути состояния комфорта, счастья и благополучия. Пусть человек заработал желаемый миллион, но если при этом он кроме него нажил язву желудка или проблемы с законом – он признается Побежденным.
Человек живущий по сценарию Не-победителя – это уверенный «середняк», не стремящийся выиграть или проиграть. Он терпеливо сносит жизненные тяготы, избегает зоны риска, никогда не становится начальником, но и не заменим на рутинных нудных работах, где требуются терпение, аккуратность, педантичность. Его приз за честно отработанные десятилетия – небольшая пенсия, именные часы и почетная грамота.
Способ, который, согласно Берну позволяет отличить Проигравшего от Победителя достаточно прост: спросите человека, как он поступит, если потерпит поражение в чем то. Победитель, по мнению Берна прекрасно знает ответ, но предпочтет промолчать. Проигравший, напротив, не имеет ни малейшего представления об этом, поскольку всегда уверен, что победит. Поэтому на бегах он всегда поставит все на одну лошадь и в итоге проиграет. Победитель непременно «распределит яйца по нескольким корзинам» и ограничит риски, поэтому останется в выигрыше.
Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» и «Игры в которые играют люди» предлагает взглянуть на эти сценарии в свете мифологии, это помогает дистанцироваться и в художественном образе увидеть ситуацию со стороны.
Итак, распространенные негативные сценарии:
1. Сценарий «Никогда» или сценарий Тантала. Это история о герое, который, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить своей жажды и голода. Все лежит перед твоим носом, ты можешь взять это прямо сейчас, просто протяни руку! Но герой не делает этого, он живет с установкой «Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего».
2. Сценарий «Пока не» («До тех пор, пока») или сценарий Геракла. Геракл не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий. От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Основная установка людей со сценарием Геракла – это «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу́ за это».
3. Сценарий «После» («После того, как») или сценарий Дамокла. Это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты. Мымного раз слышали фразы вроде «Вот сейчас смеёшься – потом плакать будешь», «За всё в этом мире надо платить» и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни. Основная установка людей со сценарием Дамокла – это «Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это».
4. Сценарий «Всегда» или сценарий Арахны. В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, «Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать». Основная установка людей с этим сценарием – это «Я должен всегда оставаться в этой же ситуации».
5. Сценарий «Почти» или сценарий Сизифа. Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.
Этот сценарный процесс имеет две разновидности.
«Почти» тип 1 – это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или «почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить», и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.
Основная установка: «Я почти достиг успеха»
«Почти» тип 2 – это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.
Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном «Почти» 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря «Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди – гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь». Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.