ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
1
Учебное издание
ИСТОРИЯ
Методические указания для студентов и бакалавров первого курса
математического факультета
Воронежского государственного университета
Автор-составитель
Перегудов А.В.
Воронеж
2013
2
Издание подготовлено на кафедре политической истории исторического
факультета ВГУ.
Утверждено научно-методическим советом исторического факультета
ВГУ от 25.05.2013 г. Протокол № 4.
Рецензент:
Мокшин Геннадий Николаевич
, доктор исторических наук, доцент Воронеж-
ского государственного университета
История: Методические указания для студентов и бакалавров пер-
вого курса математического факультета Воронежского государственного
университета / Автор-составитель: А.В. Перегудов. – Воронеж, 2013.
Издание адресовано студентам и бакалаврам первого курса неисториче-
ских факультетов, изучающих дисциплину «История». Оно поможет перво-
курсникам сориентироваться в мировом и отечественном историческом про-
цессе, проанализировать исторические события и явления, установить при-
чинно-следственные связи, охарактеризовать модели общественного развития,
определить пространственные и хронологические рамки наиболее значимых
исторических процессов и явлений.
3
I. ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания составлены в соответствии с Федераль-
ным государственным образовательным стандартом высшего профессиональ-
ного образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденным Приказом
Минобрнауки в 2010 г. по направлениям подготовки 010100 «Математика»,
010200 «Математика и компьютерные науки», 010400 «Прикладная математи-
ка и информатика» (все – квалификация «Бакалавр»), «Фундаментальная ма-
тематика и механика» (квалификация «Специалист»).
Дисциплина «История» входит в базовую (обязательную) часть учебно-
го цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основной обра-
зовательной программы (ООП) бакалавриата. В результате изучения дисци-
плины «История» обучающийся должен
знать
закономерности и этапы исто-
рического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной
экономической истории;
уметь
ориентироваться в мировом историческом
процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
вла-
деть
навыками целостного подхода к анализу проблем общества, а также
должен обладать следующими
общекультурными компетенциями
:
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы;
способностью занимать активную гражданскую позицию;
способностью анализировать социально значимые проблемы и процес-
сы;
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и
письменную речь.
Количество часов
, отводимых учебным планом на дисциплину «Исто-
рия» – 108, что соответствует трём зачетным единицам. Из них:
Аудиторные занятия – 18 часов
Семинарские (практические) занятия – 18 часов
Самостоятельная работа студентов – 72 часа
4
II. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Учебные занятия, запланированные в рамках курса «История», предпо-
лагают проведение лекций и семинаров, существенно отличающихся друг от
друга по организации и содержанию. На лекциях преподавателем будет осве-
щен курс русской истории с древнейших времен до конца XIX века, а на се-
минарских занятиях студенты, в ходе самостоятельной работы с учебниками и
монографиями, раскроют основополагающие сюжеты и проблемы отечествен-
ного и мирового исторического процесса XX – начала XXI столетия.
Каждая лекция и каждый семинар сопровождаются комплексом основ-
ной учебной и дополнительной литературы, помогающей более тщательно
подготовиться к занятиям и успешно сдать экзамен. Основная рекомендуемая
учебная литература к курсу учебной дисциплины «История» приводится еди-
ножды в самом начале. Дополнительная литература следует отдельным спис-
ком к каждой теме, обсуждаемой в ходе лекционных или семинарских заня-
тий.
При подборе историографии к той или иной тематике автор данного из-
дания ориентировался в первую очередь на новейшие исследования, включа-
ющие в себя последние достижения современной исторической науки. Исто-
риографический список состоит как из статей, напечатанных в топовых рос-
сийских исторических журналах, таких как «Отечественная история» (с 2009
г. – «Российская история»), «Вопросы истории», «Новая и Новейшая исто-
рия», «Родина», «Новый исторический вестник», так и отдельных монографий,
получивших в разные годы положительные оценки и отзывы среди историков-
профессионалов.
При выборе дополнительной литературы акцент делался преимуще-
ственно на те монографии, которые студенты могут встретить в фондах Зо-
нальной научной библиотеки Воронежского госуниверситета (ЗНБ ВГУ).
Рекомендуемая учебная литература
История [Текст]: Учебное пособие для студентов неисторических направле-
ний подготовки бакалавриата и специалитета / Под ред. проф.
В.Н. Глазьева
. –
Воронеж: ВГУ: «Истоки», 2013. – 446 c.
Кириллов В.В.
История России [Текст]: Учебное пособие (Рекомендовано
Минобрнауки РФ в качестве учеб. пособия для студентов ВУЗов, обучающихся
по неисторическим специальностям). – М.: Юрайт-издат, 2005. – 650 с.
Федоров В.А.
[и др.] История России с древнейших времен до наших дней
[Текст]: Учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: МГУ
им. М.В. Ломоносова: КНОРУС, 2010. – 536 с.
5
Соколов А.К., Тяжельникова
В.С.
Курс советской истории. 1917-1991 гг.:
В 2 кн. [Текст]: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 1999.
Семенникова Л.И.
Отечественная история: Россия в сообществе мировых ци-
вилизаций [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов неисторических специально-
стей. – М., 2008. – 782 с.
Хрестоматия по истории России [Текст]: Учебное пособие / Авт.-сост.
А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М: МГУ им. М.В.
Ломоносова: Проспект, 2009. – 592 с.
Электронный каталог ЗНБ ВГУ [http://www.lib.vsu.ru]
Л Е К Ц И О Н Н Ы Й К У Р С
Тема № 1. Введение в курс Отечественной истории
1. История как наука. Предмет, цели, принципы и функции ее изучения.
2. Особенности русской истории. Природно-климатический, геополитический и
другие факторы и их роль в российской истории.
Л и т е р а т у р а
Семенов Ю.И.
Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи
и концепции от древности до наших дней) [Текст]. – М., 2003.
Алпатов М.А.
Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая
половина XIX в.) [Текст]. – М., 1985.
Кобрин В.Б.
Кому ты опасен, историк? [Текст]. – М., 1992.
Милов Л.В.
Великорусский пахарь и особенности российского исторического
процесса [Текст]. – М., 1998.
Геополитические заметки по русской истории [Текст] / П.Н. Савицкий // Во-
просы истории. – 1993. – № 11-12. – С. 120-139.
Россия: культурно-генетическая специфика [Текст] / Л.А. Седов // Обществен-
ные науки и современность. – 2007. – № 6. – С. 98-110.
Россия: восток Запада или запад Востока? [Текст] / А.И. Бельчук // Свободная
мысль. –2008. – № 4. – С. 29-42.
Тема № 2. У истоков: Древняя Русь
1. Восточные славяне накануне образования государства.
2. Образование Древнерусского государства Киевская Русь.
3. Христианизация Руси: причины, этапы, значение.
4. Политическая история и социально-экономическое развитие Киевской Руси
в IX-XI веках.