Файл: Теория потребительского поведения Концепция рационального потребительского поведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория потребительского поведения
1. Концепция рационального потребительского поведения
2. Кардинализм
3. Ординализм
4. Эффект дохода
Теория потребительского пповедения
Полезность - удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которые люди получают от потребления товаров и пользованиями услугами.
Рыночная система обеспечивает среду в которой решения принимают рациональные экономические субъекты, который осуществляют лучший выбор в собственных интересах.
Концепция рационального экономического поведения гласит: имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются и делается выбор на основе максимализации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.
Кардинализм
Для количественной оценки степени удовлетворения потребителя от покупок кардионалисты используют условный показатель полезности благ - utility (U) .
Функция общей полезности показывает изменение общей полезности с ростом количества потребляемого блага:
TU = f (Qi),
где Qi - последовательно приобретаемые количества блага.
Предельная полезность - дополнительная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу.
В точке насыщения величина общей полезности достигает своего максимума, а величина предельной полезности - нуля.
По мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы блага.
Принцип убывания предельной полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя. Допустим, вы, проголодавшись, забежали в университетскую столовую перед ее закрытием. Салатов, а также первых и вторых блюд уже не было, но оставались пирожки с творогом по 30 руб. за штуку и яблочный сок по 20 руб. за стакан. В вашем кошельке на данный момент 120 руб. Как вы распорядитесь данной суммой?
Вы можете потратить все деньги, купив 4 пирожка. При этом вы не получите от последнего пирожка столько же удовольствия, сколько от первого. Но если вместо четвертого пирожка вы купите пару стаканчиков сока, то вы увеличите полученную вами общую полезность
, так как первые два стакана сока принесут вам гораздо большее удовлетворение, чем четвертый пирожок. По мере сокращения потребления пирожков и увеличения потребления сока предельная полезность пирожков растет, а сока — падает. Наконец вы достигаете точки потребительского равновесия, в которой вы уже не можете увеличить общую полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую — на другое в рамках ограниченного бюджета. Предельная полезность в расчете на каждый рубль стоимости одного блага становится равной предельной полезности в расчете на каждый рубль стоимости другого блага. В формализованном виде это выглядит так:
Приведенное равновесие нарушится, если, к примеру, снизится цена пирожков. Для его восстановления, исходя из новой цены пирожка, нужно увеличить потребление пирожков, чтобы их предельная полезность понизилась, либо сократить потребление сока, чтобы его предельная полезность возросла. Тем самым вы будете действовать в полном соответствии с законом спроса: снижение цены товара (пирожков) приведет к покупке большего количества этого товара.
Правило максимизации полезности {условие равновесия потребителя): радиональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.
Правило максимализации полезности при заданных ценах и бюджете потребитель достигвет максимума полезности тогда, когда отношение
Ординализм
Порядковый подход к изучению потребительского поведения основывается на ранжировании полезности благ покупателем. предельной полезности и цене одинаково ко всем потребляемым благам.
Для выявления закономерностей потребительского поведения ординалисты опираются на аксиомы, т.е. своеобразные самоочевидные правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений.
Аксиомы ординализма:
1.Множественность (каждый потребитель желает потреблять разнообразные блага).
2.Полная упорядоченность (из двух наборов благ потребитель всегда может либо указать более предпочтительный
, либо признать оба одинаково предпочтительными)
3.Рефлексивность (гласит, что если два набора благ одинаковы, то одинакова и их полезность)
4. Ненасыщения