Файл: Уроку физики в 10 классе по теме Температура. Основное уравнение мкт (Урок усвоения новых знаний.) Цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение №1.
Технологическая карта к модульному уроку физики в
10 классе по теме:
“ Температура. Основное уравнение МКТ.».
(Урок усвоения новых знаний.)
Цели урока:
образовательная – формирование понятия температуры, теплового равновесия, абсолютный ноль температур, добиться понимания учащимися физического смысла постоянной Больцмана, закона Авогадро, обобщить знания учащихся по теме за 8 и 10 класс;
развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения анализировать тепловые явления , выделять причинно-следственные связи между температурой и кинетической энергией;
воспитательная - воспитание познавательных интересов, самостоятельности, самооценки, раскрыть целесообразность межпредметной связи с математикой и химией.
Тип учебного занятия:
урок изучения нового материала.
Применяемые технологии:
блочно-модульная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная.
Методы обучения:
по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические,
по дидактическим целям: метод приобретения новых знаний
по уровню познавательной деятельности: исследовательский,
на бинарной основе: информационно-поисковые,
по уровню высокой активности учащихся: «записки на полях…», проблемные задания.
Оборудование:
1. молоток, наковальня проволока,
2. термометр,
3. презентация «Температура»
4. компьютер, мультимедиа-проектор
Дополнительная литература:
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.2.
Ход урока.
Входной контрольУЭ-0. Средняя кинетическая энергия меняется из-за чего?
Актуализация знаний УЭ – 1. Мини-эксперименты. Формулировка темы урока. Объяснение результатов мини-экспериментов. Заполнить УЭ-1.
Теоретический блок УЭ – 2. Рассмотрение § 65 учебника. Установление причинно-следственных связей между температурой и энергией.
Генерализация знаний УЭ – 3. Обобщение знаний путём сжатия информации.
Закрепление знаний. УЭ-4 решение задач по аналогии.
Рефлексия УЭ – 5. Заполнения кластера «Температура».
Домашнее задание УЭ -6. Производится подсчёт баллов и по результатам задание дифференцируется.
Подведение итогов в листе контроля УЭ – 7. При использовании модульной технологии удобнее использовать накопительную систему баллов.
| содержание | комментарии | |||||||||||||
УЭ-0 | Дидактическая задача: проверить усвоение материала «Основное уравнение МКТ». методический прием: «Найди свою половину…»Дидактическое оснащение (слайд презентации, опытная установка, учебник) .«Найди свою половинку…» | Ответить на вопросы, за правильный ответ – 0,5 балла (до 3 баллов) | |||||||||||||
| |
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
. | |||||||||||||||
УЭ-1 | Дидактическая задача: актуализация опорных знаний , необходимых для усвоения данного модуля, введение макроскопических параметров: методические приёмы: 1. исследовательский: анализ результатов мини-исследования и формулирование темы и задач урока. 2. «заметки на полях…» Выписать макроскопические параметры. Чем отличаются теплые и горячие тела? Для чего требуется время при измерения температуры тела ? Температура – это…. Тепловое равновесие - … | Читать §64 , ответить на вопросы УЭ - 1 | |||||||||||||
УЭ-2 | Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания учебного материала, развить культуру мышления Методические приёмы: 1. работа с учебником 2. информационно-исполнительные: контрольный тест. 3. информация слайда 1)Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел? А. p,V,T; Б. p,T,m; В. p,V,E. 2)Каковы признаки теплового равновесия? А. в системе не меняются объём и давление; Б. в системе не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел; В. в системе не меняются объём и давление; не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел. 3)Как зависит интенсивность теплообмена между телами от разности температур? А. не зависит Б.тело с большей температурой отдаёт энергию телу с меньшей температурой В. тело с меньшей температурой отдаёт энергию телу с большей температурой | Выполняйте самостоятельно. Проверьте правильность выполнения задания с помощью кода ответов на слайде(за правильный ответ-1 балл) | |||||||||||||
УЭ-3 | Дидактическая задача: Обобщение теоретических знаний путём сжатия информации. Методические приёмы: 1. «заметки на полях…» 2. Приобретения новых знаний 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности 1)Внимательно прослушай рассказ учителя. 2)Найди в § 65 и 66 ответы на вопросы: 1. На каком основании можно предполагать существование связей между температурой и кинетической энергией? 2. Как связаны V,p,N в различных газах при тепловом равновесии? 3. Что называется постоянной Больцмана? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется? 4. Каков физический смысл постоянной Больцмана? 5.Что называется абсолютной шкалой температур и абсолютным нулём температур? 6. Какова формула средней кинетической энергии молекул? Что является мерой средней кинетической энергии молекул? 7. Как формулируется закон Авогадро? Какова его математическая формула? Вывод: | Ответь на вопросы, запиши обозначения величин и их единицы в тетрадь, запиши полученные баллы в карту самоконтроля. (всего-7 баллов) | |||||||||||||
УЭ-4 | Дидактическая задача: обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации. Методические приёмы: 1.объяснительно –иллюстративный 2.репродуктивный 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности | Запиши решение в тетрадь. Проверь правильность выполнения задачи по образцу. (2 балла за правильный ответ) | |||||||||||||
Дано: Т=290 К, р=0,8МПа | СИ: 8·105 Па | Решение: | |||||||||||||
Е= | 3 | kT= | 3 | ·1,38·10-23Дж/К·290К≈6·10-21 Дж | |||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||||
Найти: Е,n | р=nkT; n= | p | = | 8·105Па | ≈2·1026м-3 | ||||||||||
kT | 1,38·10-23Дж/К·290К | ||||||||||||||
Ответ: Е=6·10-21 Дж, n=2·1026м-3 2)Реши задачу самостоятельно: Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1025м-3 Вывод: | |||||||||||||||
УЭ-5 | Дидактическая задача: 1. выполняет функцию обратной связи. Методический приём: составление кластера «Температура» Температура | Проверьте ответы по коду на слайде. За правильный ответ 1 балл. | |||||||||||||
УЭ-6 | Дидактическая задача: обеспечить повторение и закрепление знаний полученных в ходе урока. Методический приём: дифференцировать домашнее задание по результатам работы на уроке, с учетом накопительной системы оценивания. Д/З. § 64, 65, 66 читать ответить на вопросы в конце параграфа упр. 12 задачи 1-4 | Запишите в дневниках. | |||||||||||||
УЭ-7 | Дидактическая задача: выяснить уровень усвоения учебного материала по рассматриваемой теме через Методический приём: самооценка по листу учёта контроля Подведение итога. Самооценка. Найди сумму полученных баллов за урок, поставь оценку в лист самоконтроля и сдай учителю. | «5»- 24-25 «4»-21-24 «3»-17-21 «2»- менее 17 |
Лист учѐта контроля.
Лист учѐта контроля учитель раздаѐт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) |
УЭ- 0. проверка домашнего задания | | |
УЭ-2.Изучение нового материала | | |
УЭ-3. Обобщение изученного теоретического материала | | |
УЭ-4. Формирование навыков решения задач. | | |
УЭ-5 Закрепление. Контроль. | | |
Итого: | | |
Оценка: | | |
Каждый ученик получает памятку, которая помогает ему при работе с модулем.
Памятка для учащегося.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь еѐ в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также учителя. Используй это рано!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать каждого. Не забывай об этом! Фраза ―работа в парах‖ означает, что при выполнении этой работы тебе придѐтся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.
Не торопись, думай…