Файл: Уроку физики в 10 классе по теме Температура. Основное уравнение мкт (Урок усвоения новых знаний.) Цели урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение №1.

Технологическая карта к модульному уроку физики в

10 классе по теме:

Температура. Основное уравнение МКТ.».

(Урок усвоения новых знаний.)

Цели урока:
образовательная формирование понятия температуры, теплового равновесия, абсолютный ноль температур, добиться понимания учащимися физического смысла постоянной Больцмана, закона Авогадро, обобщить знания учащихся по теме за 8 и 10 класс;
развивающая - развитие логического мышления, памяти, умения анализировать тепловые явления , выделять причинно-следственные связи между температурой и кинетической энергией;
воспитательная - воспитание познавательных интересов, самостоятельности, самооценки, раскрыть целесообразность межпредметной связи с математикой и химией.
Тип учебного занятия:
урок изучения нового материала.

Применяемые технологии:
блочно-модульная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная.
Методы обучения:

по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические,
по дидактическим целям: метод приобретения новых знаний
по уровню познавательной деятельности: исследовательский,
на бинарной основе: информационно-поисковые,
по уровню высокой активности учащихся: «записки на полях…», проблемные задания.
Оборудование:

1. молоток, наковальня проволока,

2. термометр,

3. презентация «Температура»

4. компьютер, мультимедиа-проектор
Дополнительная литература:
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Т.2.
Ход урока.
Входной контрольУЭ-0. Средняя кинетическая энергия меняется из-за чего?
Актуализация знаний УЭ – 1. Мини-эксперименты. Формулировка темы урока. Объяснение результатов мини-экспериментов. Заполнить УЭ-1.
Теоретический блок УЭ – 2. Рассмотрение § 65 учебника. Установление причинно-следственных связей между температурой и энергией.

Генерализация знаний УЭ – 3. Обобщение знаний путём сжатия информации.
Закрепление знаний. УЭ-4 решение задач по аналогии.
Рефлексия УЭ – 5. Заполнения кластера «Температура».
Домашнее задание УЭ -6. Производится подсчёт баллов и по результатам задание дифференцируется.
Подведение итогов в листе контроля УЭ – 7. При использовании модульной технологии удобнее использовать накопительную систему баллов.






содержание

комментарии

УЭ-0

Дидактическая задача: проверить усвоение материала «Основное уравнение МКТ».
методический прием: «Найди свою половину…»Дидактическое оснащение (слайд презентации, опытная установка, учебник)

.«Найди свою половинку…»

Ответить на вопросы, за правильный ответ – 0,5 балла (до 3 баллов)

  1. Идеальный газ – это







  1. = υ 2




  1. Давление газа – это




  1. p=




  1. Формула среднего квадрата скорости




  1. =

  1. взаимодействие между частицами которого пренебрежимо мало.




  1. Формула средней кинетической энергии молекулы

  1. столкновение молекул газа со стенками сосуда.




  1. Формула давления идеального газа




  1. произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул

  1. Давление идеального газа пропорционально


.

УЭ-1

Дидактическая задача: актуализация опорных знаний , необходимых для усвоения данного модуля, введение макроскопических параметров:
методические приёмы: 1. исследовательский: анализ результатов мини-исследования и формулирование темы и задач урока. 2. «заметки на полях…»

Выписать макроскопические параметры. Чем отличаются теплые и горячие тела? Для чего требуется время при измерения температуры тела ? Температура – это…. Тепловое равновесие - …

Читать §64 , ответить на вопросы УЭ - 1

УЭ-2

Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания учебного материала, развить культуру мышления
Методические приёмы: 1. работа с учебником 2. информационно-исполнительные: контрольный тест. 3. информация слайда
1)Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел?

А. p,V,T; Б. p,T,m; В. p,V,E.

2)Каковы признаки теплового равновесия?

А. в системе не меняются объём и давление;

Б. в системе не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел;

В. в системе не меняются объём и давление; не происходит теплообмен, отсутствуют взаимные превращения газов, жидкостей, твёрдых тел.

3)Как зависит интенсивность теплообмена между телами от разности температур?

А. не зависит

Б.тело с большей температурой отдаёт энергию телу с меньшей температурой

В. тело с меньшей температурой отдаёт энергию телу с большей температурой

Выполняйте самостоятельно. Проверьте правильность выполнения

задания с помощью

кода ответов на слайде(за правильный ответ-1

балл)

УЭ-3

Дидактическая задача:

Обобщение теоретических знаний путём сжатия информации.

Методические приёмы: 1. «заметки на полях…» 2. Приобретения новых знаний 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности
1)Внимательно прослушай рассказ учителя.

2)Найди в § 65 и 66 ответы на вопросы:

1. На каком основании можно предполагать существование связей между температурой и кинетической энергией?

2. Как связаны V,p,N в различных газах при тепловом равновесии?

3. Что называется постоянной Больцмана? Какой буквой она обозначается? В каких единицах измеряется?

4. Каков физический смысл постоянной Больцмана?

5.Что называется абсолютной шкалой температур и абсолютным нулём температур?

6. Какова формула средней кинетической энергии молекул? Что является мерой средней кинетической энергии молекул?

7. Как формулируется закон Авогадро? Какова его математическая формула?

Вывод:

Ответь на вопросы,

запиши обозначения

величин и их единицы в тетрадь, запиши

полученные баллы в

карту самоконтроля.

(всего-7 баллов)


УЭ-4


Дидактическая задача: обеспечить применение знаний на практике в стандартной ситуации.
Методические приёмы:
1.объяснительно –иллюстративный 2.репродуктивный 3.метод контроля эффективности учебно-познавательной деятельности


Запиши решение в

тетрадь.

Проверь правильность выполнения

задачи по образцу.

(2 балла за правильный ответ)


Дано:

Т=290 К,

р=0,8МПа

СИ:
8·105 Па

Решение:

Е=

3

kT=

3

·1,38·10-23Дж/К·290К≈6·10-21 Дж

2

2

Найти:

Е,n

р=nkT; n=

p

=

8·105Па

≈2·1026м-3

kT

1,38·10-23Дж/К·290К

Ответ: Е=6·10-21 Дж, n=2·1026м-3
2)Реши задачу самостоятельно:

Найти температуру газа при давлении 100кПа и концентрации молекул 1025м-3

Вывод:

УЭ-5

Дидактическая задача:
1. выполняет функцию обратной связи.
Методический приём: составление кластера «Температура»







Температура
























Проверьте ответы по коду на слайде. За правильный ответ 1 балл.


УЭ-6

Дидактическая задача: обеспечить повторение и закрепление знаний полученных в ходе урока.
Методический приём: дифференцировать домашнее задание по результатам работы на уроке, с учетом накопительной системы
оценивания.
Д/З. § 64, 65, 66 читать ответить на вопросы в конце параграфа упр. 12 задачи 1-4

Запишите в дневниках.

УЭ-7

Дидактическая задача:
выяснить уровень усвоения учебного материала по рассматриваемой теме через
Методический приём:
самооценка по листу учёта контроля
Подведение итога. Самооценка.

Найди сумму полученных баллов за урок, поставь оценку в лист самоконтроля и сдай учителю.

«5»- 24-25

«4»-21-24

«3»-17-21

«2»- менее 17



Лист учѐта контроля.

Лист учѐта контроля учитель раздаѐт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.


Учебный элемент (этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

УЭ- 0. проверка домашнего задания







УЭ-2.Изучение нового материала








УЭ-3. Обобщение изученного теоретического материала








УЭ-4. Формирование навыков решения задач.







УЭ-5 Закрепление. Контроль.








Итого:







Оценка:








Каждый ученик получает памятку, которая помогает ему при работе с модулем.

Памятка для учащегося.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь еѐ в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также учителя. Используй это рано!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать каждого. Не забывай об этом! Фраза ―работа в парах‖ означает, что при выполнении этой работы тебе придѐтся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.

Не торопись, думай…