Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Ковальчук Жанна Юрьевна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Цель занятия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Ковальчук Жанна Юрьевна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.

 

Задание 1

Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.

Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам  необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):

1.      Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.

2.      Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

3.      Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

4.      Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?

 

1.Говорить о том, что образование и экология в российских законах вообще «не дружат», всё же некорректно. Есть Закон «Об охране окружающей среды», в котором целая глава посвящена экологической культуре населения. В ней упоминается и система всеобщего и комплексного экологического образования. Ещё есть госстандарт среднего общего образования, на который ориентируются все российские школы: в нём предмет «Экология» всё же присутствует, хоть и в качестве интегрированного и необязательного. В документе даже есть требование формировать у школьников заинтересованность «зелёными» ценностями и прочие важные навыки и черты.


Но на практике всего этого нет. В школах экологию обычно упоминают в рамках изучения биологии, нет эффективной методической базы, не хватает учителей, специализирующихся на этом предмете… Впрочем, есть и положительные примеры. Так, в следующем учебном году в школах Реутова начнутся занятия по экологии, основам сортировки и переработки мусора. И конечно, нельзя сбрасывать со счетов воспитание в кругу семьи. Дети многое перенимают от родителей: их поступки, речь, образ мыслей. В этой связи экологическое просвещение должно касаться не только молодого поколения, отмечают депутаты. Благо россияне и сами стали это осознавать.

2. Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития мы понимаем - опережающее образование, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро меняющейся социоприродной среде. Цель ЭОУР при этом определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических ограничений экономического развития и необходимости адаптации к этим ограничениям.

Задачами ЭОУР являются: формирование надпредметных знаний, умений и навыков на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и качества жизни.

При этом можно выделить следующие особенности ЭОУР: опережающий характер (направленность на предотвращение социально-экологических проблем); интегративность (объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания из существующего); надпредметностъ (конструирование нового учебного содержания, построенного на интеграции современных научных знаний о природе, обществе, экономике и идеях устойчивого развития); создание условий для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, основанных на осознанном ограничении потребностей и биосфе-росовместимых принципах деятельности человека. В конечном итоге ЭОУР будет способствовать выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности. Эколого-гуманистический подход строится на интеграции личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов с учётом биосферосовместимых принципов деятельности человека (сохранение механизмов самовосстановления биосферы, рациональное ресурсопотребление, совершенствование систем жизнеобеспечения). При этом подходы, направленные на целостное развитие личности учащегося с учётом индивидуальных потребностей и особенностей (личностно-ориентированное обучение)

должны быть направлены на их социализацию, что приводит к необходимости формирования универсальных учебных действий в различных сферах деятельности (системно-деятельностный подход). Заданные требования (нормы) к образовательной

подготовке ученика (компетенции) позволяют ему эффективно действовать в социуме. Однако в связи с тем, что результат педагогического воздействия по отношению к каждому ученику будет различен, компетентно-стный подход в условиях личностно-ориентированного обучения учитывает не только обладание человека соответствующей компетентностью, но и личностное отношение к ней. Поэтому образовательные компетентности нами рассматриваются уже как состоявшиеся социально-личностные качества учащихся в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими особенностями и образовательными потребностями.

Модель отражает результат образования, как индивидуальный для каждого учащегося с учётом собственных способностей и возможностей (ключевые образовательные компетентности), так и социальный (мотивированное участие в жизни общества по переходу на путь устойчивого развития).

Технология ЭОУР направлена на развитие личности в условиях учебной и практической деятельности, связанной с выявлением социально-экологических проблем и содействием их решению. При этом происходит осмысление и систематизация знаний из различных областей наук, создаются условия для применения их на практике.

3. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) можно рассматривать как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников; которая представляет собой интегральное качество личности, обладающей; системой экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих ей жить в гармонии с окружающей природной' и социальной средой, и проявляющейся в её экологически; ориентированном; поведении в повседневной, жизни и будущей профессиональной деятельности. При этом образовательный и: просветительский: потенциалы ООПТ являются-доминирующими, наряду с информационным, эстетическим; природоохранным; научным; кадровым и др>Разработана и теоретически обоснована модель методической системы экологического образования и просвещения школьников на базе ООПТ, которая использует образовательные и организационные возможности ООПТ, их ценностный потенциал и специфику образовательной среды для формирования экологической'культуры подрастающего поколения.


Определены педагогические условия эффективной реализации разработанной методической системы: тесное взаимодействие ООПТ с учреждениями общего и дополнительного образования; применение форм и методов экологического образования и просвещения, способствующих развитию учебно-познавательных, творческих и поведенческих мотивов

11 эколого-ориентированного взаимодействия школьников с природой, основанного на этическом отношении к природе, принципах рационального природопользования и охраны природы; направленность педагогического процесса на содействие социализации школьников посредством вовлечения их в активную эколого-ориентированную деятельность и стимулирования к проявлению собственной природоохранной позиции в своем социальном окружении.

Теоретическая значимость исследования:

Доказана возможность применения психолого-педагогического инструментария для выявления образовательного и просветительского потенциала ООПТ и оценки их образовательной* среды, как ресурса в системе формирования экологической культуры школьников.

Определены характерные особенности образовательной среды ООПТ, которая обладает признаками «творческой среды свободной- активности», «личностно-ориентированной» и «социально-активной» образовательной среды.

Проведено содержательно-смысловое насыщение компонентов образовательной среды ООПТ с учетом* их специфических особенностей, ценностного потенциала, а также имеющихся образовательных и организационных возможностей.

Разработана модель методической системы экологического образования и просвещения на базе ООПТ, предложен алгоритм её реализации и оценки эффективности.

Задание 2

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:

1.                  Человеческий капитал.

2.                   Комфортная среда для жизни.

3.                  Экономический рост.

Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.


Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.

Показатели национального проекта


Наименование показателя


Показатель 2018 г.


Показатель 2019 г.


Показатель 2020 г.


Показатель 2021 г.


Показатель 2022 г.


Показатель 2023 г.


Показатель 2024 г.


Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.


0


16


42


76


108


146


191


Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.


31


48


57


67


74


74


75


Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед


0


0


0


0


0


4


7


Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %


3


7


16,2


22,8


24


33


36


Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %


7


12


27


38


40


55


60


Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %


100


100


97


95


93


71


78


Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.


8


8


6


5


3


2


0


Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.


0


15


80


150


300


4000


6900


Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %


50


50


47


44


40


38


36


Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %


87,5


87,5


87,8


88,2


89


89,4


90,8


Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %


94,5


94,5


94,9


95,5


96,5


97


99


Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год


3,17


3,17


2,98


2,58


2,38


1,58


1,05


Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2


28.7


32,0


159,2


230,0


304,7


442,8


600,0


Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га


-


2,7


6,4


10,6


14,4


17,3


23,5


Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км


-


1,5


3


4,5


6


7,5


9


Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %


100


96,8


90,2


85,6


81,0


76,4


71,8


Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.


218


223


226


231


235


235


235


Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га


1,3


3,0


3,5


4,0


4,5


5,0


5,0


Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек


3571


4313


4913


5617


6203


6895


7891


Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %


62,3


64,4


72,8


80,4


85,6


92,2


100


Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.


32,3


20,5


18,0


17,0


16,0


15,0


12,5