Файл: Формирование и полномочия администрации президента российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Борискова И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ.
Аннотация: статья содержит анализ процесса становления
Администрации Президента РФ и ее современного правового положения, включая порядок формирования, функции и место в системе государственных органов.
В соответствии со статьей 83, пункта «и» Конституции России, Президент России для реализации возложенных на него Конституцией России и федеральными законами полномочий формирует собственную Администрацию.
За период своего существования статус и структура Администрации Президента кардинальным образом менялись несколько раз, серьезно обновлялся кадровый состав. Однако ее главные цели и назначение всегда оставались неизменными - обеспечение деятельности главы государства и осуществление контроля исполнения его решений.
В результате своей эволюции Администрация Президента прошла пять этапов. Первый этап начинает отсчет с издания Б.Н. Ельциным Указа «Об Администрации Президента РСФСР». Заканчивается он принятием Указа Президента России № 273 от 22 февраля 1993 года «О совершенствовании системы обеспечения деятельности Президента России». Он явился основным организационно-правовым документом, давшим начало второму этапу развития Администрации Президента. Третий этап начинается с Указа Президента России № 773 от 29 июля 1995 г. «Об Администрации Президента России», но он был коротким и закончился 2 июля 1996 года принятием главой государства Указа № 1101 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации
95
Территория науки. 2015. № 4
Президента России». С этого момента начинается четвертый этап. Пятый этап завершается, когда 24 марта 2004 г. в Российской газете опубликовывается Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2004 г. № 99/799-4 «О результатах выборов Президента России», в соответствии с которым вновь избранным Президентом России становится В.В. Путин. На следующий день, 25 марта 2004 г. Президент России издает Указ № 400 «Об Администрации Президента России», а 6 апреля 2004 г. Указом № 490 утверждается новое Положение об Администрации Президента России.
Администрация Президента России является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента России и осуществляет контроль за исполнением решений Президента России. В своей деятельности она руководствуется Конституцией России, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, а также настоящим Положением.
В состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента России, два заместителя Руководителя Администрации Президента России - помощника Президента России (далее -заместители Руководителя Администрации), помощники Президента России, пресс-секретарь Президента России, руководитель протокола Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советники Президента России, полномочные представители Президента России в Совете Федерации Федерального Собрания России, Государственной Думе Федерального Собрания России, Конституционном Суде России, старшие референты, референты Президента России и иные должностные лица Администрации; управления Президента России; иные
самостоятельные подразделения Администрации. Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.
Администрация формируется в целях:
- обеспечения реализации Президентом России полномочий главы государства:
- осуществления контроля за исполнением решений Президента России;
- подготовки предложений Президенту России о мерах, направленных на охрану суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;
- содействия Президенту России в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
96
Территория науки. 2015. № 4
- разработки общей стратегии внешней политики России, обеспечения реализации Президентом России его полномочий по руководству внешней политикой России и т. д.
Администрация осуществляет следующие функции:
- организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом России в Государственную Думу Федерального Собрания России в порядке законодательной инициативы;
- подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания России;
- подготовка предложений о подписании Президентом России федеральных законов либо об их отклонении;
- подготовка, согласование и представление Президенту России проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента России, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту России документов;
- обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента России, а также иных документов, подписанных Президентом России;
- подготовка материалов для ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию России и для его программных выступлений, а также осуществляет иные функции в соответствии с Положением об Администрации Президента.
Администрация при реализации возложенных на нее функций:
- взаимодействует с Советом Федерации Федерального
Собрания России, Государственной Думой Федерального Собрания России, Правительством России, Конституционным Судом России, Верховным Судом России, Высшим Арбитражным Судом России, иными судами России, Генеральной прокуратурой России, федеральными органами исполнительной власти и их
территориальными органами, органами государственной власти субъектов России и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;
- подготавливает предложения Президенту России по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- подготавливает предложения Президенту России по реализации
государственной политики в отношении средств массовой
информации, а также по обеспечению граждан России объективной информацией о внутренней и внешней политике России;
97
Территория науки. 2015. № 4
- реализует иные полномочия, закрепленные за ней Положением об Администрации Президента России.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент России. Президенту России в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, заместители
Руководителя Администрации, помощники Президента России, пресс-секретарь Президента России, руководитель протокола Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советники Президента России, полномочные представители Президента России в Совете Федерации Федерального Собрания России, Государственной Думе Федерального Собрания России, Конституционном Суде России, старшие референты и референты Президента России, Секретарь Совет Безопасности России.
Президент России:
- назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента России, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей Секретаря Совета Безопасности России и помощников Секретаря Совета Безопасности России;
- определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;
- утверждает положения об управлениях Президента России, иных самостоятельных подразделениях Администрации.
В конституционном праве сформировались разные суждения о силе и возможностях Администрации Президента. Нередко ее представляют как «суперисполнительный орган», как некий второй «кабинет министров», с помощью которого глава государства реализует свои полномочия. Более того, высказывается мнение, что в сфере исполнительной власти сформировались два центра - Администрация Президента России и Правительство. Подобная позиция
небеспочвенна. Действительно, роль Администрации Президента России значительна. Но она, одновременно, достаточно ограничена. И, прежде всего, волевым характером самого Президента.
Одной из причин, порождающих неясность такого рода, является недостаточная проработанность понятийного содержания используемого Конституцией России термина «Администрация». Данный термин следует рассматривать в двух направлениях - «узком» и «широком». В «узком» смысле Администрация Президента России -это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента
98
Территория науки. 2015. № 4
России. В «широком» смысле - это аппарат, включающий в себя систему органов, деятельность которых направлена на обеспечение реализации Президентом России его конституционных полномочий. Подобный подход позволит лучше понять природу формируемой Президентом России Администрации.
Завершая анализ статуса Администрации Президента России, исходя из места и роли Президента в государственном механизме России, следует сделать вывод о том, что Администрация реально обладает более широкими возможностями влиять на механизм реализации властных полномочий органами государственной власти, чем это законодательно предполагается. Данное обстоятельство, учитывая важность решаемых Президентом России задач на современном этапе государственного строительства, вполне объяснимо и целесообразно. Структурно и функционально современная Администрация Президента России давно вышла за рамки границ, определяемых понятием термина «Администрация». Для обозначения совокупности органов, обеспечивающих реализацию Президентом России закрепленных за ним полномочий, целесообразно употреблять понятие - «Аппарат Президента России».
Администрация Президента РФ является органом при Президенте РФ, который формируется Президентом РФ. Во главе Администрации Президента стоит руководитель Администрации.
Понятие и принципы организации и деятельности Администрации Президента РФ
Для выполнения своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ. Ее задача - создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с парламентом главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также в Конституционном Суде.
Статус Администрации Президента Российской Федерации регулируется, помимо Конституции Российской Федерации статьей 83, указами Президента. В частности, приняты указы: от 22 февраля 1993 г. «О совершенствовании системы обеспечения деятельности Президента Российской Федерации»; от 6 апреля 2004 г. «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»; от 12 февраля 1998 г. «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации»; от 17 февраля 2010 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»; от 30 января 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации».