Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предложить современному обществу, от весь- ма благочестивых до самых далеких от рели- гии, целиком поглощенных материальными интересами, новую перспективу, позицию для осмысления каждого важного аспекта жизни.
Наша цель решить практическую задачу – наметить вехи, ориентируясь на которые мож- но наполнить жизнь большим смыслом.
Решение задачи кроется в изучении уни- версальных принципов изложенных в Торе.
Тора (само это слово означает «наставление») включает в себя не только Библию, но и кол- лективные письменное и устное учения
(и их толкования), которые передавались в виде неразрывной цепи от учителя к учени- ку со времен Моисея.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон
ИЗ КНИГИ «К ЖИЗНИ ПОЛНОЙ СМЫСЛА»

ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторе ....................................................................... 4
Предисловие автора ................................................... 5
ГЛАВА 1.
Семь заповедей, возложенных
Творцом на все человечество и переданных Моше на горе Синай ......................... 7
ГЛАВА 2.
Божественное откровение –
Письменная и Устная Тора ...................................... 11
ГЛАВА 3.
Обязанность соблюдения заповедей ..................... 15
ГЛАВА 4.
Исправление мира ..................................................... 23
ГЛАВА 5.
Запрет идолопоклонства и вытекающие из него законы .................................. 26
ГЛАВА 6.
Запрет богохульства и вытекающие из него законы ............................................................. 69
ГЛАВА 7.
Запрет отсекать и есть плоть живого животного и вытекающие из него законы ............................................................. 73
ГЛАВА 8.
Запрет убийства и вытекающие из него законы ............................................................. 77
ГЛАВА 9.
Запрет разврата и вытекающие из него законы ............................................................. 87
ГЛАВА 10.
Запрет присвоения чужого имущества и вытекающие из него законы ............................................................. 95
ГЛАВА 11.
Повеление вершить правосудие и вытекающие из него законы .................................. 101
ГЛАВА 12.
Статус жителя-чужестранца и право жить в стране Израиля ................................. 122
ГЛАВА 13.
Мессианский период ................................................. 124

ОБ АВТОРЕ
Раввин Мойше Вайнер является одним из крупней- ших специалистов и исследователей законов Торы, обращенных к народам мира, самым авторитетным из законоучителей в этой области права. Он автор многих книг посвященных различным областям еврейского законодательства, и среди них – трех- томная антология «Семь заповедей Всевышнего», обобщившая весь сохраненный традицией корпус знаний в этой сфере.


ПРЕДИСЛОВИЕ
АВТОРА
Задача этой книги – разъяснить основы законода- тельства, соблюдение которого обязательно для каж- дого. Здесь будут перечислены 90 законов, восходя- щих к семи заповедям, возложенным Творцом на все человечество. Я не стремился разъяснить все детали соблюдения; целью было лишь обрисовать их в общих чертах и изложить принципы и идеи, связанные с их исполнением.
Законы пронумерованы согласно порядку их изло- жения и разделены на семь категорий, в соответ- ствии с заповедями, на которых они основываются.
Я не хочу этим сказать, что имеется некое фиксиро- ванное число подобных законов. Не исключаю так- же, что некоторые аспекты заповедей не будут здесь освещены полностью, а разделение на отдельные за- коны можно осуществить иначе, придя к иному их перечислению.
Для облегчения восприятия текста в книге практи- чески не приводятся ссылки на источники. Большую часть подобных ссылок можно найти в моей книге

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
6
«Семь заповедей Всевышнего» (на иврите) – там при- водится подробное обоснование каждого вывода на основании источников и их интерпретации. Здесь я буду приводить только ссылки на стихи Писания, а также на наиболее известные или особо значимые высказывания мудрецов Талмуда и законодателей
Средневековья.
Я назвал эту книгу «Девяносто законов», а не «Девя- носто заповедей», чтобы четко разграничить два по- нятия: заповедь и закон. Заповеди, возложенные на все человечество, содержатся в словах Торы. Однако многие детали их соблюдения не разъяснены непо- средственно в тексте Писания, но выводятся из него логическим путем, в соответствии с правилами ис- следования и интерпретации, полученными нашим учителем Моше (Моисеем) на Синае и сохраненными в Устной Торе. Кроме того, хотя некоторые заповеди и содержатся непосредственно в тексте Торы, мудре- цы предпочитают возводить их к той или иной из семи общечеловеческих заповедей, поэтому я назвал эту книгу «Девяносто законов». В ней пойдет речь о законах, которые следует соблюдать всем людям, не- зависимо от того, приведены ли они прямо в тексте
Торы или выводятся из нее с помощью правил, сохра- ненных в Торе Устной.

Глава 1
СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ,
ВОЗЛОЖЕННЫХ ТВОРЦОМ
НА ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И
ПЕРЕДАННЫХ МОШЕ
НА ГОРЕ СИНАЙ
Сотворив Адама, Творец повелел ему соблюдать шесть заповедей:
ЗАПРЕТЫ
ИДОЛОПОКЛОНСТВА,
БОГОХУЛЬСТВА,
КРОВОПРОЛИТИЯ,
РАЗВРАТА,
ПРИСВОЕНИЯ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА,
ПОВЕЛЕНИЕ
ВЕРШИТЬ ПРАВОСУДИЕ
1
Это веление связывают со словами Торы: «И запове- дал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дере- ва сада ты можешь есть»
2
. Мудрецы находят в этом стихе намек на шесть заповедей и предлагают раз-
1
См. Вавилонский Талмуд, Санѓедрин 56; Маймонид, Мишне
Тора, Законы царей, гл. 9.
2
Берешит (Бытие) 2:16.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
8
нообразные интерпретации этого повеления, увязы- вающие его с ними
1
. Например, слово «Бог» означа- ет: «Я – Бог, не подменяй Меня иным богом» (запрет идолопоклонства); «Я – Бог, не хули Меня» (запрет богохульства); «Я – Бог, будьте богобоязненны»
2
. Это повеление следует из слов: «И заповедал Господь Бог человеку», которые содержат признание власти Твор- ца и устанавливают Его право повелевать. Ведь если
Владыка мира не имеет права повелевать человеку, тот не обязан выполнять Его волю.
После потопа Всевышний возложил на Ноаха (Ноя) еще одну заповедь – запрет отсекать и употреблять в пищу плоть еще живого животного, как сказано:
«Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте»
3
Таким образом, Он повелел всем людям исполнять семь заповедей, которые принято называть «Семь за- поведей потомков Ноаха», возложенных на все чело- вечество.
1
Приведем одну из талмудических интерпретаций, увязываю- щих этот стих с шестью заповедями: «Заповедовал» – это уста- новление законов, как сказано: «…Дабы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие»; «Господь» – это запрет богохуль- ства, как сказано: «И кто поносить будет имя Господа, смер- ти да будет предан»; «Бог» – это запрет идолопоклонства, как сказано: «Да не будет у тебя других богов»; «человеку» – это запрет кровопролития, как сказано: «Кто прольет кровь чело- века…»; «говоря» – это запрет разврата, как сказано: «Говорено: если муж пошлет жену свою, и она уйдет от него и пойдет за другого, то разве возвратится он к ней снова?»; «от всяко- го дерева сада» – это запрет присвоения чужого; «ты можешь есть» – однако запрещено есть плоть, отсеченную от живого»
(Вавилонский Талмуд, Санѓедрин 56б).
2
Санѓедрин 56б.
3
Берешит, 9:4.

СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
9
Тора, переданная Моше (Моисею) на горе Синай, об- ращена, в первую очередь, к народу Израиля, однако
Моше также было велено возложить на все человече- ство те семь заповедей, которые были возвещены еще
Адаму и Ноаху. Таким образом, обращенное ко всему человечеству повеление соблюдать семь заповедей является интегральной частью Моисеевой Торы.
Синайское откровение охватывает и Письменную, и Устную Тору. Устная Тора – это разъяснение и ин- терпретация Торы Письменной. Творец повелел со- блюдать Письменную Тору согласно интерпретации, содержащейся в Устной Торе, сохраненной еврейской традицией
1
. Это полностью относится и к семи за- поведям, обращенным ко всему человечеству. Они установлены Торой и разъясняются устной традици- ей; при этом, общие постулаты и конкретные прави- ла их соблюдения содержатся как в Письменной, так и в Устной Торе.
Таким образом, на человечество возложена обязанность
соблюдения семи заповедей, разъясненных в Письменной
и в Устной Торе, согласно велению, переданному Все-
вышним Моше на горе Синай.
Ибо всякое повеление, данное на горе Синай, истин- но и вечно, оно никогда не изменится и не будет за- менено другим, как декларирует сама Тора, а ука- зания Всевышнего Адаму, Ноаху, Аврааму и другим могли носить временный характер и быть изменены.
Только в процессе дарования Торы люди получили вечные и незыблемые повеления, неизменный за- кон, который никогда не будет отменен.
1
См. предисловие Маймонида к Мишне Тора.


РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
10
Семь заповедей, возложенных на человечество, вклю- чают в себя общие принципы и множество конкрет- ных деталей
1
, каждая из которых имеет обязыва- ющую силу применительно ко всем людям. Хотя каждый человек обязан верить в истинность Мои- сеевой Торы и соблюдать семь заповедей, как они в ней изложены, на неевреях нет обязанности перей- ти в иудаизм и принять на себя соблюдение всех 613 заповедей, возложенных на сынов Израиля. Переход в иудаизм должен быть добровольным выбором. Это лишь право каждого человека; на практике переход в иудаизм должен быть утвержден религиозным ев- рейским судом.
1
См., например, заповедь о единственности Господа в Книге на- ставления (Сефер ѓа-Хинух), 416.

Глава 2
БОЖЕСТВЕННОЕ
ОТКРОВЕНИЕ —
ПИСЬМЕННАЯ И
УСТНАЯ ТОРА
ЧТО ТАКОЕ ТОРА?
Само собой разумеется, мир был сотворен Творцом ради определенной цели. Нет никакого резона скры- вать ее от людей, дабы они не знали, в чем смысл жизни, ради чего они были сотворены, и как им по- ступать. Тора – это и есть Откровение, возвестившее человечеству о назначении всего мироздания. Она содержит обращенные ко всем людям предписания, разъясняющие, как им действовать в этом мире.
Следуя Торе и исполняя ее заповеди, мы поступа- ем во благо человечества и всего мира, как сказа- но: «И заповедал нам Господь исполнять все уставы эти, чтобы бояться Господа Бога нашего, дабы было нам хорошо во все дни, чтобы оставить нас жить как ныне. И в праведность зачтется нам, если будем вер- но исполнять все эти заповеди пред Господом Богом нашим, как Он заповедал нам»
1
. «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть, и зло, запове- дуя тебе сегодня любить Господа Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его,
1
Дварим (Второзаконие) 6:24-25.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
12
и законы Его, и будешь ты жить, и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой. …В свидетели призываю пред вами ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и прокля- тие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое.
Чтобы любить Господа Бога твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему, ибо Он – жизнь твоя и долгота дней твоих…»
1
Тора спущена на землю с Небес, как сказано: «Вы ви- дели, что с небес Я говорил с вами»
2
. Иными словами, она была дарована Самим Творцом, открыта Моше в пророчестве, дабы он научил ей сынов Израиля, что- бы те исполняли ее заповеди. Пророческое получе- ние Торы происходило на глазах у всего еврейского народа, как сказано: «Сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай»
3
; «А весь народ слышал звуки»
4
; «Слыхано ли подобное сему? Слышал ли на- род глас Бога, говорящего из среды огня, как слышал ты, и остался в живых?»
5
То было особое пророчество. Весь народ – более двух миллионов мужчин, женщин, детей – одновременно слышал глас Творца, обратившийся к ним и повелев- ший Моше получить Тору от их имени и ради них и научить их Торе. Такого не было ни до, ни после Си- найского откровения. Сказано: «Слова эти изрек Го- сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака гласом громким и более не продол-
1
Дварим, 30:15-20.
2
Шмот (Исход), 20:19.
3
Шмот, 19:11.
4
Шмот, 20:15.
5
Дварим, 4:32-33.


СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
13
жал»
1
. Этот глас был слышим всеми и понятен всем, а потом он прекратился, и никогда больше не было подобного откровения всему народу.
Стоя у подножия горы Синай, весь народ слышал глас
Всевышнего, возвещавший десять заповедей, как ска- зано: «И говорил Господь вам из среды огня: звучание слов вы слышали, но образа не видели, только голос. И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам ис- полнять, десятисловие…»
2
. Затем Всевышний повелел
Моше подняться на Синайскую гору, дабы сообщить ему всю Тору, содержащую 613 заповедей. Ее дарова- ние Моше продолжалось сорок дней. Каждая заповедь была передана и разъяснена в деталях. Иными сло- вами, Тора была получена и как письменный текст, и как устный корпус. Моше было заповедано запи- сать Тору, и он начал записывать ее непосредственно после получения на горе Синай. Работа над свитком
Торы была завершена им лишь по прошествии соро- ка лет странствий по пустыне, перед смертью, как сказано: «И было, когда Моше закончил писать слова этой Торы в книгу, до конца»
3
УСТНАЯ ТОРА
Помимо этого Моше получил на горе Синай корпус Уст- ной Торы, и Всевышний повелел ему научить евреев
Устной Торе, включающей в себя толкование письмен- ной Торы, правила интерпретации и отдельные указа- ния. Мудрецы называют некоторые законодательные правила, не фигурирующие в Писании в явном виде,
1
Дварим, 30:19.
2
Дварим, 4:12-13.
3
Дварим, 31:24.

РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
14
«установленные Моше с горы Синай» – иными слова- ми, у них имелась традиция, согласно которой эти зако- ны были даны в откровении на горе Синай.
Моше было заповедано соблюдать Тору, то есть, испол- нять предписания Письменной Торы в соответствии с наставлениями Устной. Сказано: «И сказал Господь
Моше: взойди ко Мне на гору и будь там; и Я дам тебе каменные скрижали и Тору, и заповедь, которые Я на- писал для наставления им». Моше было велено взой- ти на гору Синай, и он оставался там сорок дней, в течение которых продолжалось Откровение. Слова
«каменные скрижали» относятся к тем каменным плитам, на которых были высечены десять заповедей, провозглашенные Всевышним пред всем народом.
Слова «Тору и заповедь» означают Письменную и Уст- ную Тору; «заповедь» здесь – это устные интерпрета- ция и наставление. Завершение стиха содержит лако- ничное указание на обе формы Торы: оно относится и к тексту Письменной Торы («которые Я написал»), и к традиции Устной Торы («для наставления им»).
Таким образом, мы не можем полагаться на субъ- ективное понимание текста Пятикнижия. В основе интерпретации должна лежать традиция Устной
Торы, восходящая к Синайскому откровению. Моше передал Тору в двух ее формах Йеѓошуа (Иисусу На- вину), предводителям народа и всем евреям того по- коления, а те передавали ее своим ученикам, и так было положено основание цепи традиции, не прер- вавшейся до наших дней. Благодаря этому у евреев и сегодня есть полученные им на Синае Письменная и Устная Тора – вечное учение Творца, указывающее людям, как им действовать в этом мире.