Файл: 7. Социальнопсихологический тренинг как метод активного социальнопсихологического обучения Тема Методологические основы социальнопсихологического тренинга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Активные методы социально-психологического обучения
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №_4_
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент |
|
Группа |
|
Преподаватель |
|
Тольят
Практическое задание 4
Тема 7. Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения
Тема 8. Методологические основы социально-психологического тренинга
Задание
Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.
1. Охарактеризуйте сущность понятия «социально-психологический тренинг». Перечислите его основные функции.
Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.
2. Проанализируйте исторические аспекты развития тренинговой деятельности. Какие основные пять типов тренинга представлены М. Форвергом?
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им
социально-психологическим тренингом. Теоретической основой механизмов изменений в социально-психологическом тренинге М. Форверга стала теория установки Д. Узнадзе, согласно которой установка рассматривалась как наиболее доступная форма связи действующего субъекта с окружающей средой. Основными средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в тренинге. По организации работы этот тип тренинга относится к наиболее гибким. Эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. Проведение социально-психологического тренинга этого типа практиковалось на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве .
2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психодиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течение 4 – 5 дней. Х. Миккин подчеркивает, что данный тип тренинга разрабатывался высококвалифицированными практиками и относительно меньше связан с научными исследованиями .
3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и психопрофилактика. От ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался.
4. Ведущей целью становится развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации. Профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг проводился преимущественно с высокопоставленными руководителями.
5. Цель тренинга пятого типа – развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8 – 10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов – консультантов, тренеров .
Основные тенденции в развитии социально-психологического тренинга в ГДР характеризовались постепенным переходом к решению все более сложных задач в ходе тренинга, к достижению изменений на все более сложных уровнях организации психики. А в отношении рассмотренных типов – в повышении требований к профессиональной подготовке ведущих, расширении его целей от сугубо профессионально значимых до связанных с достижением физического, социального и морального благополучия.
3. Какие направления работы в социально-психологическом тренинге существуют?
В практике психологического консультирования выделяются несколько возможных направлений работы с клиентом: глубинная психология, индивидуальная психология, аналитическая психология, бихевиоризм, трансактный анализ, когнитивная терапия, рационально - эмоциональная терапия, психодрама, логотерапия, социально - психологический тренинг, гештальт - терапия.
4. Какие принципы социально-психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов? С.И. Макшанов
разделяет принципы тренинга на несколько групп : организационные принципы (принцип комплектования группы тренинга, принцип физической закрытости); принцип пространственно-временной организации тренинга принципы создания среды тренинга(принцип системной детерминации, принцип реалистичности, принцип избыточности).
5. Охарактеризуйте организационные принципы подготовки и проведения тренинга.
Организационные принципы отвечают за специфику подготовки и проведения тренинга и включают: принцип комплектования группы тренинга (учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также психические свойства личности); принцип физической закрытости (тренинговая группа работает в том же составе с начального этапа и до конца тренинга.
6. В чем проявляется специфика этических принципов в процессе реализации тренинга?
Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга.
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы
— исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач.
7. Какие функции выполняет ведущий тренинга?
Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий
По ходу реализации программы тренинга ведущий: 1. Руководит работой участников, т.е. задает программу обучения, правила, цели, задачи, осуществляет методическое обеспечение занятий.
2. Оказывает экспертную помощь участникам с целью объективно оценить свое поведение, наглядно показать, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.
8. Что означает понятие «групповая динамика» в процессе реализации социально-психологического тренинга?
К групповой динамике относятся цели, нормы, структура, сплоченность группы, распределение групповых ролей, фазы развития группы.
Социально-психологический тренинг - микромодель реальных жизненных процессов. Для обучения взрослого человека надо его активизировать. На уровне личности этому препятствуют психологические защиты. Процессы развития личности необходимо привести к такому состоянию, чтобы на время приостановить действие психологических защит, за счет чего человек за короткое время проведения социально-психологического тренинга смог бы освоить определенные навыки. Средством такой активизации и снятия защит является воздействие группы на личность.
В отличие от других форм обучения (лекции, семинары) преподаватель (в тренинге - ведущий, тренер) воздействует на обучаемых не прямо, а опосредованно - через групповые процессы, в частности через групповую динамику, через организацию группового пространства, через создание и поддержание групповой атмосферы эффективного взаимодействия, через организацию обратной связи между участниками СПТ.