Файл: 7. Социальнопсихологический тренинг как метод активного социальнопсихологического обучения Тема Методологические основы социальнопсихологического тренинга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренер может ускорить или замедлить процессы групповой динамики, частично управлять ею, не столько регулируя ее, сколько стимулируя.
Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов и ведущих тренинга.
В процессе работы тренинговая группа проходит ряд этапов развития:
-
1. Этап знакомства и ориентации. Взаимоотношения между участниками строятся на эмоциональных впечатлениях, симпатиях и антипатиях, немаловажен внешний облик человека. -
2. Этап лабилизации. На этом этапе участники группы получают такие сведения о себе, которые противоречат их собственным представлениям. В результате возникает напряжение, которое может выразиться в агрессивном поведении по отношению к ведущему. -
3. Этап конструктивной целенаправленной деятельности. Взаимоотношения между участниками тренинга приобретают характер доверия и взаимоуважения, поскольку они начинают осознавать возможность и способность самораскрытия перед группой.
Групповая динамика или цикл развития группы предполагает четыре фазы:
1. Этап формирования или фаза зависимости (от формального лидера). Ее запускает распределение ролей извне: кто-то учитель, тренер, руководитель, а остальные члены группы беспрекословно подчиняются его лидерской позиции. На данном этапе развития группы вся активность и ответственность принадлежит ведущему. Часто ему приписывают сверхкомпетентность, авторитетность, ожидая от него активности и ответственности. Между тем члены группы чувствуют себя не совсем уверенно в том, что делают. Они ориентированы на понимание цели команды и своей роли в ней. Участники беспокоятся, насколько впишутся в общий стиль работы команды. Они часто ждут разъяснений от ведущего. На этой фазе руководитель идеализируется членами группы, на него смотрят как на учителя. Члены группы начинают проявлять интерес друг к другу, но при этом обсуждаются общие или общеизвестные темы (погода, политика). Члены многих групп начинают прибегать к советам (друг по отношению к другу). Однако совет - это оценочная форма обратной связи. Советы легко даются, поэтому дешево ценятся. Ведущий должен уводить участников от взаимных советов. Участники демонстрируют друг другу свое публичное Я. На этом этапе участники в реальности не придерживаются принципа здесь и теперь, поскольку это легче.
Ведущий должен сломать установку участников по отношению к нему как к учителю, перемотивировать. К концу первого занятия лучше занять недирективную позицию. Чтобы быстрее осуществить переход на 2 стадию цели должны быть определены нечетко. Позволяется вседозволенность. Все это способствует переходу к следующей фазе. Ведущий может на первой фазе вести себя директивно.
Примером эффективного взаимодействия в такой фазе развития группы может быть начало тренинговой группы, лекция или экскурсия. В то же время эта фаза может стать ловушкой для ведущего. Например, постепенно члены группы предъявляют все больше требований к нему.
Если ведущего устраивает, что члены группы ведут себя пассивно, избегают инициативы, творчества и ответственности (в частности, если у него завышенная потребность в самоутверждении), то этот этап может продолжаться долго.
При завершении фазы зависимости в поведении участников группы появляется ряд индикаторов, свидетельствующих о переходе ко второй фазе, носящей название контрзависимости. Возможны несколько вариантов перехода к этой фазе:
-
1) Подчинённые предписывают ведущему, как действовать, причём разные члены группы ожидают от него различных действий, тем самым, сбивая ведущего предъявляемыми несогласованными ожиданиями. Поскольку невозможно удовлетворить ожидания всех участников, члены группы обвиняют его в волюнтаризме, в некомпетентности, капризности. Чаще эти обвинения представлены в скрытой форме. -
2) Если ожидания большинства членов группы совпадают, ведущий принимает их и действует в соответствии с этими ожиданиями, то группа начинает манипулировать им, что ведёт к фрустрации ведущего, а затем и членов группы. -
3) Члены группы следят не только за содержанием, но и за формой действий ведущего. Через некоторое время их зависимость от него уменьшается, и они начинают действовать более самостоятельно.
Наивный ведущий иногда видит в поведении участников угрозу своему авторитету и стремится подавить инициативу и активность членов группы, ограничить их критику рамками: допускается критиковать друг друга и не позволяется критиковать ведущего и метод.
Любой из этих вариантов является индикатором того, что нельзя затягивать дальше фазу зависимости, а нужно переходить к следующей фазе, фазе контрзависимости.
2. Этап контрзависимости или фаза конфликта. Фактически фаза контрзависимости - это повторение фазы зависимости с обратным знаком. Группа еще не имеет собственных целей и задач, и в этом смысле не свободна от руководителя, но уже не желает подчиняться ему. Уменьшается эффективность работы, большая часть энергии уходит на разрешение противоречий между отдельными членами группы, а также между членами группы и ведущим. Если на первой фазе группа воздвигала руководителя на пьедестал, то теперь она его в этом обвиняет. Группу раздражают любые ограничения, предписания, участники хотят неограниченной свободы, но при этом еще ориентируются на руководителя, так как не установили подлинные отношения друг с другом.
Часто группа старается провести грань между собой и ведущим. В основном это скрытая агрессия, выражаемая в форме противодействия его указаниям, которое мотивируется, например, тем, что "программа, возможно, и хорошая, но не для нас". На этом этапе в группе много как явных агрессивных импульсов, так и скрытых, проявляющихся в пассивности членов группы, в снижении готовности к сотрудничеству. В этой фазе даже в перерывах нет желания что-то обсуждать
9. Охарактеризуйте основные фазы, которые проходит группа в своем развитии. Какие внутренние процессы соответствуют каждой фазе развития группы?
Лидер и члены группы могут сталкиваться с различными проблемами на каждой стадии ее развития.
Формирование. Стадия, на которой происходит отбор членов в группу в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
Бурление (смятение). Стадия, представляющая собой период сильного эмоционального напряжения между членами группы. Здесь возможно возникновение конфликтов, появление конфронтации между членами группы, могут создаваться группировки и коалиции, происходить изменения в составе и межличностных отношениях.
Роль формального лидера на этой стадии заключается в решении внутригрупповых конфликтов, а также в установлении исходных условий взаимодействия.
Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно сотрудничать друг с другом, разрабатывают групповые нормы поведения и окончательно распределяют всеми признаваемые роли в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
Выполнение работы. Эта стадия характеризуется созданием зрелой, организованной группы, члены которой эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Структура группы становится стабильной, ее члены мотивированы на выполнение общих заданий, они испытывают чувство удовлетворения от работы. Для разрешения возможных конфликтов и возникающих проблем используются групповые дискуссии.
Расформирование (распад
). Если задача группы выполнена, то группа может быть расформирована. Эта стадия характерна для временных групп, создаваемых в организациях для выполнения проектов или заданий в сжатые сроки (специальные группы, комитеты, проектные группы и др.). После выполнения проекта группе может быть поручен следующий проект.
Эффективность работы группы повышается при переходе от стадии формирования к стадии выполнения работы.
Характеристики группы
Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных характерных черт, от которых в конечном итоге зависит эффективность ее деятельности. Их называют основными. Они зависят от характера взаимоотношений и взаимодействий членов группы. К ним относятся состав группы, ее структура, статус, роли, нормы, лидерство, групповые процессы, конфликтность, открытость, сплоченность.
Кроме того, определяются так называемые ситуационные характеристики групп, которые формируются в зависимости от условий их функционирования в организациях. К ним относятся состав и сложность задач, решаемых группами, размер групп, пространственное расположение членов группы, система вознаграждений .
10. Выделите этапы работы с заявленной проблемой в тренинге.
Работа с заявленной проблемой включает в себя. Определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ литературы по данной проблематике; Ознакомление с личностными, демографическими и другими особенностями участников тренинга, их количеством и т. п.; Определение возможности и успешности применения тренинговой формы для решения данной проблемы; Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения.
11. Назовите факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе.
Факторы ,обеспечивающие возможность изменения участников тренинга. 1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами. 2.Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
12. Перечислите и охарактеризуйте основные виды социально-психологического тренинга. Влияет ли вид и цель тренинга на содержание иструктуру занятия тренинга?
Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:
-
на повышение социально-психологической компетентности участников; -
на приобретение социально-психологического опыта.
С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.
Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.
Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.
В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:
-
развитие эмпатии; -
принятие себя и другого человека; -
раскрытие человеческого и личностного потенциала; -
обучение сопереживанию и общению.
Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.
Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная. При