ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблиц:
Параметр сравнения | ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения | Срок получения ООО – 5 лет Не установлено сокращение Общие, размытые формулировки Не уделено внимание дистанционному обучению Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География». Единый уровень требований по предметам. Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов. Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком. | Детализированы требования к условиям реализации ООП. Требованиям к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории организации, так и за ее пределами (далее – электронная образовательная среда). При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий |
Требования к структуре основной образовательной программы | Основная образовательная программа основного общего образования (термин) включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО. Систему оценки достижения планируемых результатов, программу формирования УУД, программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы, учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, систему условий реализации основной образовательной программы | Основная образовательная программа среднего общего образования включает: Пояснительную записку; Планируемы результаты освоения обучающимися основной образовательной программы: Систему оценки результатов освоения основной образовательной программы; Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы ориентирующие на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе; Программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской проектной деятельности; Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; Рабочую программу воспитания; Программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный раздел должен включать: Учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; План внеурочной деятельности, Календарный учебный график, Календарный план воспитательной работы; Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Организация, осуществляющая образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. |
Требования к результатам обучения | Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно. Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены | систематизированы, конкретизированы; - задаются в деятельностной форме; - представляются к результатам обучения и воспитания; - взаимосвязаны. Новый формат представления личностных результатов по областям воспитания: Патриотическое воспитание (ООО-3, СОО-3); Гражданское воспитание (ООО-8, СОО-7); Эстетическое воспитание (ООО-3, СОО-4); Воспитание ценности научного познания(ООО-3, СОО-3). Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (ООО-8, СОО-3); Трудовое воспитание (ООО-6, СОО-4); Экологическое воспитание (ООО-5, СОО-5). Новый формат представления метапредметных результатов – по трем направлениям. Универсальные учебные познавательные действия Базовые логические действия (ООО-6, СОО-6); Базовые исследовательские действия (ООО-4, СОО-4); Работа с информацией (ООО-5, СОО-5). Универсальные учебные коммуникативные действия: Общение (ООО-6. СОО-5); Совместная деятельность (ООО-4, СОО-7). Универсальные регулятивные действия. Самоорганизация (ООО-2, СОО-7); Самоконтроль (ООО-3, СОО-4); Эмоциональный интеллект (СОО-5); Принятие себя и других (СОО-4). Предметные результаты: -формируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений; - определяют минимум содержания основного и среднего общего образования; - систематизированы; - конкретизированы. |
Параметр сравнения | ФГОС СОО 2012 | Изменения во ФГОС СОО 2022 |
Требования к результатам обучения | требования к результатам освоения ООП СОО: содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС второго поколения; | Произошли масштабные изменения личностных, метапредметных и предметных результатов. Они стали похожи на требования ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения. Прежние формулировки почти полностью заменили на новые. Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями Сгруппировали по направлениям воспитания: • гражданское; • патриотическое; • духовно-нравственное; • эстетическое; • физическое; • трудовое; • экологическое; • ценность научного познания Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД. Сгруппировали по трем направлениям: • Овладение УУПД – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • Овладение УУКД – общение, совместная деятельность; • Овладение УУРД – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. Расширены и определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине по типу предметных результатов во ФГОС-2021 НОО и ООО В учебный предмет «Математика» включен учебный курс «Вероятность и статистика». • Отдельно описаны предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». • Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология |
Сокращение общего объема занятий на уровне СОО | Минимум 2170 и максимум 2590 часов – количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. | Минимум 2170 и максимум 2516 часов – количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. |
Изменение перечня обязательных предметов | 11 – минимальное количество предметов в УП. 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия. 3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня. | 13 – минимальное количество предметов в УП. 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ • 3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы – родной язык, родная литература, второй иностранный язык). 2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. |
Изменение состава учебных предметов | Предмет «Математика» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы | Предмет «Математика» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию. |
Уточнения требований к программе коррекционной работы | Направления программы: Создать комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП | Направления программы: скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП; оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам |
Добавления к требованиям условиям использования ЭИОС | Нет требований к безопасности использования электронной информационно-образовательной среды | Условия использования ЭИОС должны быть безопасными, чтобы хранить информацию об участниках образовательных отношений, цифровых образовательных ресурсов, которые использует школа, и организации образовательной деятельности в соответствии с СП и СанПиН Материально-технические условия использования ЭИОС должны соответствовать СП и СанПиН |