ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблиц:

Параметр сравнения

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Срок получения ООО – 5 лет

Не установлено сокращение

Общие, размытые формулировки

Не уделено внимание дистанционному обучению

Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ

В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности

Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», Информатика». В предметную область «Общественно-научные предметы входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География».

Единый уровень требований по предметам.

Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и более 6020 часов.

Предметные требования с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком.


Детализированы требования к условиям реализации ООП.

Требованиям к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории организации, так и за ее пределами (далее – электронная образовательная среда).

При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий


Требования к структуре основной образовательной программы

Основная образовательная программа основного общего образования (термин) включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО. Систему оценки достижения планируемых результатов, программу формирования УУД, программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы, учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, систему условий реализации основной образовательной программы

Основная образовательная программа среднего общего образования включает:

Пояснительную записку;

Планируемы результаты освоения обучающимися основной образовательной программы:

Систему оценки результатов освоения основной образовательной программы;

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы ориентирующие на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе;

Программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской проектной деятельности;

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

Рабочую программу воспитания;

Программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен включать:

Учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

План внеурочной деятельности,

Календарный учебный график,

Календарный план воспитательной работы;

Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.


Требования к результатам обучения

Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно.

Требования к личностным и предметным образовательным результатам были просто перечислены


 систематизированы, конкретизированы;

- задаются в деятельностной форме;

- представляются к результатам обучения и воспитания;

- взаимосвязаны.

Новый формат представления личностных результатов по областям воспитания:

Патриотическое воспитание (ООО-3, СОО-3);

Гражданское воспитание (ООО-8, СОО-7);

Эстетическое воспитание (ООО-3, СОО-4);

Воспитание ценности научного познания(ООО-3, СОО-3).

Физическое воспитание.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (ООО-8, СОО-3);

Трудовое воспитание (ООО-6, СОО-4);

Экологическое воспитание (ООО-5, СОО-5).

Новый формат представления метапредметных результатов – по трем направлениям.

Универсальные учебные познавательные действия

Базовые логические действия (ООО-6, СОО-6);

Базовые исследовательские действия (ООО-4, СОО-4);

Работа с информацией (ООО-5, СОО-5).

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение (ООО-6. СОО-5);

Совместная деятельность (ООО-4, СОО-7).

Универсальные регулятивные действия.

Самоорганизация (ООО-2, СОО-7);

Самоконтроль (ООО-3, СОО-4);

Эмоциональный интеллект (СОО-5);

Принятие себя и других (СОО-4).

Предметные результаты:

-формируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;

- определяют минимум содержания основного и среднего общего образования;

- систематизированы;

- конкретизированы.




Параметр сравнения

ФГОС СОО 2012

Изменения во ФГОС СОО 2022

Требования к результатам обучения

требования к результатам освоения ООП СОО:

содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС второго поколения;


Произошли масштабные изменения личностных, метапредметных и предметных результатов. Они стали похожи на требования ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения. Прежние формулировки почти полностью заменили на новые.

Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями

Сгруппировали по направлениям воспитания:

• гражданское;

• патриотическое;

• духовно-нравственное;

• эстетическое;

• физическое;

• трудовое;

• экологическое;

• ценность научного познания

Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД.

Сгруппировали по трем направлениям:

• Овладение УУПД – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

• Овладение УУКД – общение, совместная деятельность;

• Овладение УУРД – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Расширены и определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине по типу предметных результатов во ФГОС-2021 НОО и ООО

В учебный предмет «Математика» включен учебный курс «Вероятность и статистика».

• Отдельно описаны предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

• Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология

Сокращение общего объема занятий на уровне СОО

Минимум 2170 и максимум 2590 часов – количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю.

Минимум 2170 и максимум 2516 часов – количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю.

Изменение перечня обязательных предметов

11 – минимальное количество предметов в УП.

8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия.

3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня.

13 – минимальное количество предметов в УП.

13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ • 3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы – родной язык, родная литература, второй иностранный язык).

2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней.

Изменение состава учебных предметов

Предмет «Математика» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы

Предмет «Математика» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию.

Уточнения требований к программе коррекционной работы

Направления программы:

Создать комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития;

Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП

Направления программы:

скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП;

оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам

Добавления к требованиям условиям использования ЭИОС

Нет требований к безопасности использования электронной информационно-образовательной среды

Условия использования ЭИОС должны быть безопасными, чтобы хранить информацию об участниках образовательных отношений, цифровых образовательных ресурсов, которые использует школа, и организации образовательной деятельности в соответствии с СП и СанПиН Материально-технические условия использования ЭИОС должны соответствовать СП и СанПиН