Файл: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования всероссийский государственный университет юстиции.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, политических отношений – политическую власть и управление обществом.
Однако все представители концентрируют внимание на исследовании в основном одних и тех же проблем. Важнейшие среди них – следующие вопросы: сущность и содержание политики, политических отношений, политической жизни общества; их исторические и социально-экономические корни, формы проявления; соотношение с экономическими, социальными, правовыми, духовными и другими сферами общественной жизни; субъекты политической деятельности, их место и роль, преследуемые ими цели и формы, методы и средства их достижения; условия и особенности современного этапа развития политики и политических отношений.
Особая область и соответственно исследовательская проблематика политологии – политическая власть, властные отношения. Это специфика, признаки, структура политической власти, пути и формы ее завоевания и реализации, соотношение конституционных и неконституционных форм политической борьбы, место и значение политических революций, способы осуществления политической власти (от тоталитарных до демократических), организационные формы политической власти и так далее.
Предметом постоянного внимания политологии являются политические системы общества, их современные типы, основные институты.
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т. д. так или иначе сообразуются с этим идеалом.
Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие опорой цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй жизнеспособен и эффективен до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность.
«Можно с уверенностью говорить о существовании некой парадигмы – мировоззренческой инфраструктуры, которая характеризует пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т. д. Парадигма – это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению»
1.
В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются в рамках особых мировоззренческих парадигм, придающих этим процессам определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем.
Можно сказать, что общественно-исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах.
Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым – с другой, можно говорить об истории и общественно-политическом процессе.
Поэтому любая социально-философская или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим принципам и ценностям. Суть проявления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций выражается известной формулой Ницше: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой» связаны радикальные трансформации в Европе, которые привели к смене античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистичной (или капиталистической) цивилизацией.
Эти рассуждения относятся и к миру политического, характеризующегося исключительной динамичностью и изменчивостью. Особенно важное значение в данном контексте имеет то, что мир политического имеет много измерений – социально-экономическое, структурное, функциональное, социокультурное, конфессиональное, историческое, концептуальное и т.д. Для правильного понимания сущности политического, политических феноменов и процессов необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззренческое измерение, центральным элементом которого является политическая философия.
Как считал Гегель, абсолютная идея как «единственный предмет и содержание философии» имеет разные формообразования. Причем их философское постижение составляет «задачу отдельных философских наук». Таковыми науками являются философия истории, философия религии, история философии, философия права. Отдельной философской наукой является и политическая философия.
Политическая философия по определению является прежде всего рефлексией бытия, она может возникнуть лишь при наличии некоторых необходимых для этого предварительных условий. Речь идет о формировании и утверждении, во-первых, самого мира политического, во-вторых, понятия политического в самом широком и глубоком смысле, и, в-третьих, понятий второго порядка – государство, власть, право, свобода и т.д. Если верен этот тезис, то встает императивная проблема вычленения мира политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. О политической философии в собственном смысле этого слова мы вправе говорить постольку, поскольку существует самостоятельная сфера человеческой жизнедеятельности, рефлексией которой и может выступать политическая философия.
Необходимо заметить, что см мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, возникший на определенном этапе исторического развития в тесной связи с процессами формирования и вычленения гражданского общества. Причем как масштабы, так и содержание понятия политического на протяжении всей истории подвергались существенным, если не радикальным изменениям. Соответственно изменялись и трактовки мира политического, его компонентов, предназначения и функций.
Здесь вопрос в том, чтобы не путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой, политической философией и политической социологией в собственном смысле слова, хотя очевиден факт существования между ними преемственной связи. Если зачатки первых в той или иной форме возникли с появлением самого государства, то политическая наука и политическая философия могли формироваться лишь по мере вычленения мира политического, то есть той сферы, рефлексией которой и являются эти дисциплины, в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума или сферы жизнедеятельности людей.
Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политическая философия в собственном смысле слова и политическая наука также могли возникнуть лишь по мере отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с новым периодом истории.
Следует отметить, что политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, и как учение о политическом бытие. Затрагивая одновременно сферы как философии, так и мира политического, она располагается в области пересечения философии и политической науки. С одной стороны, политическая философия является частью общей философии в собственном смысле слова.
Более того, в качестве самостоятельного феномена на определенном этапе исторического развития она вышла из лона общей философии. С другой стороны, она теснейшим образом связана с политической наукой, и в отдельных своих аспектах входит в последнюю в качестве самостоятельного подраздела. Поэтому очевидно, что ее судьба тесно связана с судьбами как философии, так и политической науки. К тому же она не может не иметь определенных точек соприкосновения с социологией (особенно с политической социологией).
1.3 Общая теория права
«Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе. Она занимает центральное место в правоведении, являясь его основой и фундаментом. Ее часто называют «математикой, таблицей умножения права, азбукой правоведения», так как с нее начинается освоение юриспруденции» 1.
Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи. Общая теория права изучает государственно-правовые явления в их закономерных связях, вскрывает сущность, содержание, форму, внутреннюю организацию, условия функционирования государства и права в юридическом аспекте.
Предмет теории государства и права включает:
1) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений;
2) закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права;
3) систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы, нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.);
4) правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и практикой;
5) теоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики;
5) прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права и государства.
Общая теория права изучает закономерности: возрастания роли государства и права в жизни общества, повышения значения субъективного фактора в деятельности государства, увеличения объема общесоциальных дел, возрастания роли международного права, его норм и принципов, унификации законодательств, повышения значения естественного права в качестве ориентира, критерия права позитивного, правового регулирования построения и функционирования гражданского общества.
Функции общей теории права: методологическая, мировоззренческая, идеологическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, прикладная. Основными разделами курса являются:
1) пути возникновения государства и права, их содержание и сущность;
2) проблема познания права и его источников (форм);
3) проблема структуры, строения системы права и системы законодательства;
4) функционирование, действие права, его реализация и механизм правового регулирования;
5) проблема правотворчества, юридической техники, систематизации и толкования норм права;
6) проблема юридической ответственности, законности, правопорядка, правовой культуры, правового государства.
Методы общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Только постоянный поиск новых приемов и способов исследования в области юриспруденции обеспечивает развитие науки общей теории права.
Основные методы общей теории права: общенаучные методы, частнонаучные методы, специальные методы. К ним относятся: диалектико-материалистический, методологического плюрализма, исторический, логический, системный, структурно-функциональный, социологический.
Частнонаучные методы познания представляют собой комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический, метод комплексного исследования. Среди частнонаучных способов особо следует выделить метод конкретно-социологических исследований. включает в себя ряд приемов: анализ статистических данных; обобщение архивных данных;
Однако все представители концентрируют внимание на исследовании в основном одних и тех же проблем. Важнейшие среди них – следующие вопросы: сущность и содержание политики, политических отношений, политической жизни общества; их исторические и социально-экономические корни, формы проявления; соотношение с экономическими, социальными, правовыми, духовными и другими сферами общественной жизни; субъекты политической деятельности, их место и роль, преследуемые ими цели и формы, методы и средства их достижения; условия и особенности современного этапа развития политики и политических отношений.
Особая область и соответственно исследовательская проблематика политологии – политическая власть, властные отношения. Это специфика, признаки, структура политической власти, пути и формы ее завоевания и реализации, соотношение конституционных и неконституционных форм политической борьбы, место и значение политических революций, способы осуществления политической власти (от тоталитарных до демократических), организационные формы политической власти и так далее.
Предметом постоянного внимания политологии являются политические системы общества, их современные типы, основные институты.
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т. д. так или иначе сообразуются с этим идеалом.
Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие опорой цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй жизнеспособен и эффективен до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность.
«Можно с уверенностью говорить о существовании некой парадигмы – мировоззренческой инфраструктуры, которая характеризует пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т. д. Парадигма – это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению»
1.
В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются в рамках особых мировоззренческих парадигм, придающих этим процессам определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем.
Можно сказать, что общественно-исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах.
Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым – с другой, можно говорить об истории и общественно-политическом процессе.
Поэтому любая социально-философская или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим принципам и ценностям. Суть проявления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций выражается известной формулой Ницше: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой» связаны радикальные трансформации в Европе, которые привели к смене античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистичной (или капиталистической) цивилизацией.
Эти рассуждения относятся и к миру политического, характеризующегося исключительной динамичностью и изменчивостью. Особенно важное значение в данном контексте имеет то, что мир политического имеет много измерений – социально-экономическое, структурное, функциональное, социокультурное, конфессиональное, историческое, концептуальное и т.д. Для правильного понимания сущности политического, политических феноменов и процессов необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях. В качестве объединяющего их начала выступает мировоззренческое измерение, центральным элементом которого является политическая философия.
Как считал Гегель, абсолютная идея как «единственный предмет и содержание философии» имеет разные формообразования. Причем их философское постижение составляет «задачу отдельных философских наук». Таковыми науками являются философия истории, философия религии, история философии, философия права. Отдельной философской наукой является и политическая философия.
Политическая философия по определению является прежде всего рефлексией бытия, она может возникнуть лишь при наличии некоторых необходимых для этого предварительных условий. Речь идет о формировании и утверждении, во-первых, самого мира политического, во-вторых, понятия политического в самом широком и глубоком смысле, и, в-третьих, понятий второго порядка – государство, власть, право, свобода и т.д. Если верен этот тезис, то встает императивная проблема вычленения мира политического как самостоятельной подсистемы человеческого социума. О политической философии в собственном смысле этого слова мы вправе говорить постольку, поскольку существует самостоятельная сфера человеческой жизнедеятельности, рефлексией которой и может выступать политическая философия.
Необходимо заметить, что см мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, возникший на определенном этапе исторического развития в тесной связи с процессами формирования и вычленения гражданского общества. Причем как масштабы, так и содержание понятия политического на протяжении всей истории подвергались существенным, если не радикальным изменениям. Соответственно изменялись и трактовки мира политического, его компонентов, предназначения и функций.
Здесь вопрос в том, чтобы не путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой, политической философией и политической социологией в собственном смысле слова, хотя очевиден факт существования между ними преемственной связи. Если зачатки первых в той или иной форме возникли с появлением самого государства, то политическая наука и политическая философия могли формироваться лишь по мере вычленения мира политического, то есть той сферы, рефлексией которой и являются эти дисциплины, в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума или сферы жизнедеятельности людей.
Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политическая философия в собственном смысле слова и политическая наука также могли возникнуть лишь по мере отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с новым периодом истории.
Следует отметить, что политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, и как учение о политическом бытие. Затрагивая одновременно сферы как философии, так и мира политического, она располагается в области пересечения философии и политической науки. С одной стороны, политическая философия является частью общей философии в собственном смысле слова.
Более того, в качестве самостоятельного феномена на определенном этапе исторического развития она вышла из лона общей философии. С другой стороны, она теснейшим образом связана с политической наукой, и в отдельных своих аспектах входит в последнюю в качестве самостоятельного подраздела. Поэтому очевидно, что ее судьба тесно связана с судьбами как философии, так и политической науки. К тому же она не может не иметь определенных точек соприкосновения с социологией (особенно с политической социологией).
1.3 Общая теория права
«Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе. Она занимает центральное место в правоведении, являясь его основой и фундаментом. Ее часто называют «математикой, таблицей умножения права, азбукой правоведения», так как с нее начинается освоение юриспруденции» 1.
Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи. Общая теория права изучает государственно-правовые явления в их закономерных связях, вскрывает сущность, содержание, форму, внутреннюю организацию, условия функционирования государства и права в юридическом аспекте.
Предмет теории государства и права включает:
1) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений;
2) закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права;
3) систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы, нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.);
4) правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и практикой;
5) теоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики;
5) прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права и государства.
Общая теория права изучает закономерности: возрастания роли государства и права в жизни общества, повышения значения субъективного фактора в деятельности государства, увеличения объема общесоциальных дел, возрастания роли международного права, его норм и принципов, унификации законодательств, повышения значения естественного права в качестве ориентира, критерия права позитивного, правового регулирования построения и функционирования гражданского общества.
Функции общей теории права: методологическая, мировоззренческая, идеологическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, прикладная. Основными разделами курса являются:
1) пути возникновения государства и права, их содержание и сущность;
2) проблема познания права и его источников (форм);
3) проблема структуры, строения системы права и системы законодательства;
4) функционирование, действие права, его реализация и механизм правового регулирования;
5) проблема правотворчества, юридической техники, систематизации и толкования норм права;
6) проблема юридической ответственности, законности, правопорядка, правовой культуры, правового государства.
Методы общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Только постоянный поиск новых приемов и способов исследования в области юриспруденции обеспечивает развитие науки общей теории права.
Основные методы общей теории права: общенаучные методы, частнонаучные методы, специальные методы. К ним относятся: диалектико-материалистический, методологического плюрализма, исторический, логический, системный, структурно-функциональный, социологический.
Частнонаучные методы познания представляют собой комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический, метод комплексного исследования. Среди частнонаучных способов особо следует выделить метод конкретно-социологических исследований. включает в себя ряд приемов: анализ статистических данных; обобщение архивных данных;