Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине специальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отмечаются такие черты характера, как вспыльчивость, злопамятность. С каким нарушением психической деятельности может быть связано состояние девочки? Консультации каких специалистов обязательны?
С каким нарушением психической деятельности может быть связано состояние девочки?

Юношеская абсансная эпилепсия (ЮАЭ) — это одна из форм генерализованной эпилепсии, в основе которой лежат преходящие непродолжительные пароксизмы выключения сознания (абсансы). Заболевание чаще всего возникает в подростковом периоде.

Консультации каких специалистов обязательны?
Невропатолог и эпилептолог

Задание № 7. Ответьте на вопросы, приведенные ниже.

1) Какова последовательная цепочка вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции?

По И. М. Соловьеву у категории детей с нарушением слуха отмечены такие специфические закономерности развития психики, как: нарастание незначительных отличий глухого от нормы на ранних этапах онтогенеза в течение последующего времени. В условиях специального обучения происходит сближение вплоть до совпадения с нормой развития глухого ребенка. Далее стойкая глухота препятствует спонтанному появлению словесной речи, что в свою очередь определяет стойкое своеобразие практически всех аспектов социопсихического развития глухого ребенка. Доказано, что даже небольшое нарушение слуха или односторонняя глухота заметно снижают способность ребенка к обучению, общению и к поведению в классе. (Далее краткая характеристика развития речи, сенсорного развития, мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, вибрационных ощущений, осязательного восприятия, статических ощущений, кинестетических ощущений, нравственного развития, эмоциональной сферы, самосознания
2) В чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории компенсации психических функций Л. С. Выготского).
Проанализировав существовавшие взгляды на проблему ком¬пенсации психических функций, Л. С. Выготский обосновал пони¬мание компенсации как синтеза биологического и социального фак¬торов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха. В теории компенсации психических функций Л. С. Выготского можно выделить ряд важных положений.


Первое. Л. С. Выготский придавал большое значение включе¬нию детей с нарушениями психического развития в разнообраз¬ную социально значимую деятельность, созданию активных и дей¬ственных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа чувств другие органы на¬чинают выполнять те функции, которые у нормального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека зрение игра¬ет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огром¬ного количества информации, которую глухой другим путем по¬лучить не может. Сущность работы с детьми, имеющими недостат¬ки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта.

Второе. Л. С. Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключе¬вым при организации необходимых условий обучения и воспита¬ния, условий, способствующих успешной компенсации.

Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на пре-одоление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект — нару¬шение слуха, вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобраз¬ное развитие всех познавательных процессов — восприятия, памя¬ти, воображения, мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.

Третье. Л.С.Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение спе¬циального воспитания социальному, их взаимозависимость. При этом необходимость специального воспитания не отрицалась: обу¬чение детей с любыми нарушениями требует специальной педаго¬гической техники, особых приемов и методов. Например, при на¬рушении слуха обучение детей устной речи становится не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже не¬значительные нарушения слуха, по мнению Л. С. Выготского, ока¬зываются для человека большим несчастьем, поскольку изолиру¬ют его от общения с другими людьми, препятствуют установле¬нию социальных связей. Следует как можно раньше так организо¬вать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна.


3) Каким образом данные положения в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь. - М., 1990). При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. "Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" (Л. С. Выготский).

3) Каковы характерные черты психического развития в детском и подростковом возрасте у людей, имеющих нарушения слуха и нарушения центральной нервной системы (при олигофрении, задержке психического развития, детском церебральном параличе, нарушении речевых зон коры головного мозга)?

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП
;

- выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.