Файл: Ассирийская держава.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока истории на тему «Ассирийская держава» (5 класс).

Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Задачи:

Образовательные: в результате урока ученики должны

- знать:

  • Что такое «держава»;

  • Географическое местоположение Ассирии;

  • Направления военных походов ассирийцев;

- понимать:

  • Значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела;

  • Причины возникновения и гибели Ассирийской державы;

- представлять:

  • Что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

  • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.

  • Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

Оборудование урока: Карта «Рост территорий государств в древности», мультимедийное оборудование, схема «Направления военных походов ассирийцев», «черный ящик» (с глиной и куском железа), аппликации к карте. Раздаточный материал: рабочие листы, опорные конспекты, глиняные таблички и заостренные палочки (на каждого ученика).

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Форма урока: традиционная с использованием элементов игровой деятельности.


Новые понятия: держава, железо.

План изучения нового материала:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала:

  1. Местоположение Ассирии.

  2. Освоение железа.

  3. Ассирийское войско.

  4. Царский дворец, столица державы

  5. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Обсуждение домашнего задания.

Ход урока:

Этапы урока

и плана.

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

Рабочие заметки

I.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик», о содержимом которого они узнают к концу урока.

Слайд 1,2

II.Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

1)Какие древние государства вы уже знаете?
2)Определите словами их месторасположение.


1)Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина.

2)Учащиеся описывают местоположение словами, а учитель прикрепляет значки на карту.


По настенной карте

III.Изучение нового материала.

1.Местоположение Ассирии.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. Давайте посмотрим на карту. Оно окрашено красным цветом. 1)Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова.

2) Так как называется это государство? Прочитайте на карте!

1)Опорные слова: Восточнее

Верхнее течение

Севернее

Средиземное море

Река Тигр

Вавилон

2) Ассирия.


Карта в учебнике с. 82.

Слайд 3.

2.Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса.

Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой.

Новое слово, что оно означает? - прочитайте на стр. 84 в учебнике.

Что такое держава? (Большое и сильное государство)

Формулировка темы урока: Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ И ДЕРЖАВА – «Тема урока: Ассирийская держава».

Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии.

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?»



Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом.

Знакомство учащихся с планом- схемой урока (прил. 1).

Слайд 4,5,6.

3.Освоение железа

Рассказ учителя: Люди до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза. Сегодня мы узнаем о новом металле и с теми изменениями, которые произошли в связи с его освоением.

Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. (Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.) Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э.

В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.

Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.


Учащиеся заслушивают рассказ учителя об освоении железа.

Слайд 7.

4.Ассирийское войско

1)Вспомним, что такое держава?

2)Почему же страна стала такой большой?

3) Определите по карте направления походов ассирийцев.

4)Как такая небольшая страна победила множество стран и народов?

5) Какая же она была и что помогло создать ассирийцам такую сильную армию? Обратимся к документу.

Вывод: Причины побед ассирийской армии:

- хорошо организованная армия;

- войско вооружено оружием из железа;

-в Ассирии появилась конница;

- использовали тараны – осадные приспособления;

- ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки.

6) Вспомним, какие территории были завоеваны ассирийцами.

7) В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Они устраивали массовые казни, разрушали храмы, уводили в плен целые народы. Ценности увозили с собой. Недаром в древности столицу Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови. Обратимся к документам.


1)Учащиеся записывают определения понятия на рабочий лист.

2)Учащиеся приходят к выводу, что территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам.

3) Работа с картой, с. 82 (уч-к).

4) Учащиеся приходят к выводу, что причина успеха завоевательных походов – сильная армия.

5) Работа с документом № 1 (рабочий лист)

6) составление схемы «Направление военных походов ассирийцев» на рабочем листе.

7) Работа с документами № 2,3 (рабочий лист)

Слайд 8,9,10,11, 12

5.Царский дворец, столица державы.

Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец.

Работа с иллюстрациями.

Слайд 13.




1)Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.

2)А в чем же была слабость Ассирийской державы?

В том, что покоренные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу. Не более 100 лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покоренных стран тоже поднялись на борьбу.



1)Учащиеся высказывают предположение о том, Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?

Слайд 14, 15

6.Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг.

Посмотрите на схему, о чем мы не поговорили?

Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Был человеком образованным. Приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека.

Великая ассирийская держава погибла.

А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига.

Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе.

Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.


По плану-схеме урока учащиеся определяют, что неизученным остался вопрос об Ашшурбанапале.

Слайд 16,17,18


IV.Закрепление изученного материала.


Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось?

Игровой момент: приглашение учащихся в путешествие на машине времени в школу обучения клинописи, где они смогут «сохранить» свои впечатления от урока на глиняной табличке.

Интрига: Что в «черном ящике»?

В черном ящике находятся 2 материала, очень распространенные в Ассирийской державе. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие и ассирийская армия стала самой сильной в мире.

В «черном ящике» - подарок для учащихся, по которому они могут по желанию составить дома рассказ об Ассирийской державе.

Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах, учитель составляет опорную схему на доске.

Учащиеся вспоминают, в чем особенности клинописи, изображают на глиняной табличке наиболее важные для них моменты из истории Ассирийской державы.

Учащиеся должны догадаться, что в

«черном ящике» - глина и железо.

Схема на доске.
Слайд,19,20,21

V.Обсуждение домашнего задания.

Д/з: параграф 18, записи на рабочем листе, составить рассказ об Ассирийской державе по «ОК».


Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь.

Слайд 22,23.

При наличии времени возможен рассказ по опорному конспекту.