Файл: Стихийная диалектика Гераклита Биографические сведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стихийная диалектика Гераклита

Биографические сведения

О Гераклите, как и о большинстве древнегреческих философов известно весьма мало. Мудрец родился приблизительно в середине VI века до н.э. в греческой колонии Эфес, на малоазиатском побережье. Наиболее вероятно Гераклит происходил из семьи басилевсов – священных правителей города, которые, впрочем, ко времени рождения философа носили свой титул достаточно номинально и не имели реальной царской власти. Тем не менее Гераклит отказался от всех привилегий своего происхождения в пользу брата, покинул Эфес, и выбрал жизнь отшельника в ветхой лачуге на склоне соседней горы.

У Гераклита не было непосредственных учителей, равно как и прямых учеников. Тем не менее предполагается, что он был хорошо знаком с трудами современников и предшественников – философов милетской, элейской школ и пифагорейцев. Есть версии согласно которым большое влияние на философию Гераклита оказал зороастризм, в качестве косвенных доказательств данного тезиса приводится большая значимость огня в зороастрийском культе, а также сведения о смерти Гераклита, согласно которым он попросил измазать свое тело навозом, а его труп разорвали собаки, что также соотносится с зороастрийскими обычаями. Согласно другой версии Гераклит умер от лихорадки, а обмазывался навозом в лечебных целях.

Несмотря на отсутствие прямых учеников философия Гераклита оставила значительный след в развитии античной мысли. Последователем Гераклита развивавшем его взгляды в Афинах был Кратил. Позднее диалектическое учение легло в основу философии стоиков и получило широкое распространение в Римской Империи.

Основные положения учения Гераклита

В своем взгляде на мир и его сущность Гераклит продолжает традицию стихийного материализма мыслителей Милетской школы – Анаксимена, Анаксимандра, Фалеса, рассматривавших в качестве первоосновы мира различные стихии – воду, воздух, апейрон. Гераклит критически подходит к их наследию, выдвигая следующие тезисы:

Выбор огня в качестве первоосновы мира Гераклитом во многом метафоричен. В отличии от натурфилософов Милета По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее , Гераклит рассматривает огонь не как реальную физическую основу мира, но как общий порядок и его руководящую основу. Огонь нестабилен, его пламя постоянно колеблется и меняет форму, также меняется и сама реальность, затухание и возгорание пламени задает динамику существования мира.


Как источник логоса и жизни огонь присутствует во всех живых существах, в особенности в человеке. По мнению Гераклита душа человека рождается из влаги, путем ее испарения, и суть человеческой души – огонь, когда же душа остывает и вновь становится влажной, она погибает. Огонь, Логос есть главный путь познания окружающего мира, хотя роль чувственного познания Гераклит также признавал, но все же рациональному он отдавал большее значение. Вместе с тем Гераклит отмечал, что хотя все люди наделены душой и логосом, большинство из них не интересуются познанием, поскольку поглощены поиском наслаждений.

Основы диалектики в философии Гераклита

В античности диалектика воспринималась в первую очередь как манера ведения диалога, ораторское искусство, направленное на выявление противоречий в позиции собеседника, и поиски истины через их обнажение. Диалектический метод широко использовался Сократом в его знаменитой майевтике.

Однако в учении Гераклита было сформулировано основное положение современной диалектики, которые было развито спустя более чем две тысячи лет в трудах Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее и Маркса. Это положение о единстве и противостоянии противоположностей. Гераклит выделяет несколько видов противоположности:

  • противоположности как следствия одного начала;

  • противоположности как противоречивые свойства одного предмета;

  • противоположности как антагонисты, необходимые для существования друг друга;

  • противоположности как разные полюсы одного и того же континуума.

В первом случае противоположностей Гераклит указывает на то, что один и тот же предмет может одновременно производить два противоположных эффекта, так морская вода хороша для рыб и плоха для людей. Этот род противоположностей был прекрасно отражен в утверждении Парацельса о том, что любое лекарство есть яд, разница лишь в дозе.

Ко второму случаю относятся предметы которые можно охарактеризовать противоположными чертами, как например, металл который одновременно твердый и гибкий. Противоположности антагонисты – это веселья и уныние, смелость и трусость, работа и отдых – явления которые существуют независимы друг от друга, но в тоже время невозможно познать одно из них без познания другого.



И наконец, противоположность, как диалектическая противоречивость предмета – жар и холод есть проявления температуры, уродство и великолепие есть проявление красоты и т.д.

Гераклит не только указывает на противоречивую природу мира, вещей и процессов, но также раскрывает характер взаимоотношения противоположностей, их постоянного преобразования одной в другую (влажное высыхает, а сухое увлажняется), но также борьбы, которую Гераклит превозносит как главный источник движения, развития и изменений, саму основу существования мира.


Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Что известно о биографии философа?

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании – Галактика, Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.


Противоположности в одно и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью, жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Реклама

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по-другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.


Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который из всех стихий является наиболее живым, подвижным и динамичным. Для него огонь и стал подлинным началом, первоосновой всего мира, а вода стала лишь одним из его состояний.