ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 6
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы МСП
Согласно результатам всероссийского опроса малых компаний Росстатом, в первом квартале 2020 и первом квартале 2022 года деловая активность малого бизнеса снижалась. Наблюдалось снижение уверенности малого бизнеса в перспективах своего развития. В период пандемии индекс деловой активности малого и среднего бизнеса ожидаемо показал значительный спад, достигший пика в период локдауна 2020 года, на 38,5 пункта, что ниже показателей наиболее кризисного 2015 года. На протяжении всего 2020 года значение было ниже 50 баллов, что говорит о пониженной и снижающейся деловой активности. В 2021 году бизнес оживился, но из-за введения санкций в марте 2022 года снова наблюдается его падение.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкивались малые и средние предприятия в России, являются:
-
высокая административная нагрузка на бизнес, в том числе высокие штрафы, и недостаточная информированность о требованиях, -
несбалансированность налоговой системы, которая препятствует появлению у предпринимателей мотивации к росту и расширению, -
высокие страховые взносы на работников, которые удерживают бизнес в теневом секторе, -
неразвитость беззалогового кредитования или кредитования под залог оборудования, долей в компании.
Высокий уровень налогообложения, упоминавшийся большинством респондентов (56%) как барьер в 2019 году после повышения НДС, становится все менее актуальным (38% респондентов), в том числе благодаря действиям правительства по отсрочке и введению моратория на отдельные налоги.
Доля респондентов, видящих барьером недоступность финансовых средств, снизилась с 40% в 2015 году до 31% в 2020–2021 годах. Действительно, ставка по долгосрочным кредитам, выданным субъектам МСП, сокращалась ежегодно с 17,8% в 2015 году до 8,01% в июле 2020 года по данным Центробанка. В целом это обусловлено общим снижением ставок, развитием системы гарантий и внедрением программ субсидирования процентной ставки для малого бизнеса. Ситуация кардинально изменилась в начале 2022 года после введения санкций, когда Банк России поднял ключевую ставку до 20%. Ключевая банковская ставка определяет минимальную стоимость
кредитов для малого и среднего бизнеса, поэтому фактически ее уровень в марте 2022 года стал запретительным. Нехватку финансовых средств почувствовали в начале 2022 года уже 35% респондентов.
Кроме того, рекордные за период наблюдения 23% респондентов в начале 2022 года отметили недостаток сырья и материалов как значимый барьер, что, очевидно, связано с нарушением логистических поставок в результате введенных ограничений.
Традиционные для МСП проблемы в 2020 году были дополнены трудностями, возникшими в результате резкого падения спроса и кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции, а в 2022 году — санкционным давлением. При этом результаты опросов сильно подвержены влиянию сиюминутных событий, что важно для анализа текущей ситуации и антикризисных мер.
При проведении предпринимательской политики важнейшей проблемой становится оценка эффективности предпринимаемых мер. В частности, в России в последние десятилетия снижалась административная и налоговая нагрузка, рос объем госзакупок у МСП, однако усилилось надзорное давление (онлайн-кассы, маркировка, сертификаты и т. д.) и соответствующие издержки бизнеса. Кроме того, предприниматели в рамках опросов работу системы государственной поддержки МПС в России оценивают как слабую. Антикризисные меры были оценены предпринимателями несколько позитивнее, они в целом отвечали базовым потребностям, однако не все желающие предприятия смогли ими воспользоваться ввиду малого объема выделяемых средств, жесткости критериев допуска к мерам поддержки и сложности процедуры подачи заявки. Впрочем, результатов опросов недостаточно и требуется внедрение инструментов доказательной политики, в том числе эконометрических расчетов для оценки эффективности мер. Это, в свою очередь, требует подробного мониторинга и полной открытости данных для общества.
Введенные новые санкции стали мгновенным шоком для предпринимателей, особенно для компаний, интегрированных в международные цепочки поставок. А как уже показал опыт пандемии, таких было довольно много. С другой стороны, появились и новые возможности: это освободившиеся рыночные ниши после ухода с российского рынка ряда иностранных компаний. Принимая во внимание текущую ситуацию, предпринимательская политика в России сейчас должна концентрироваться на краткосрочных интенсивных мерах поддержки, подразумевающих не только прямую поддержку, но и создание
стимулов к открытию предприятий для импортозамещения, сохранению и расширению действующих бизнесов. Это максимальное снижение налогов и сборов, устранение проверок, упрощение необходимых процедур и снижение рисков уголовного преследования предпринимателей. На наш взгляд, антикризисные меры поддержки малого и среднего предпринимательства в связи с COVID-19 сохраняют актуальность и в настоящее время, а также нуждаются в дальнейшем расширении.